СБОРНИК  Brazilian Chill-On

Понятие "босса нова" заезжено до такой степени, что никто давно не знает толком, что же это такое. В этой связи сам факт выхода сборника "Босса Нова или бразильский свинг" можно только...

Понятие "босса нова" заезжено до такой степени, что никто давно не знает толком, что же это такое. В этой связи сам факт выхода сборника "Босса Нова или бразильский свинг" можно только приветствовать, коль скоро диск призван не только развлекать, но и просвещать слушателя. Оформление под ретро с картинками 60-х годов и небольшой очерк истории жанра служат отличной приправой собственно музыкальному содержанию диска; хотя здесь можно найти, к чему придраться, сам факт "непопсового" подхода к легкому жанру заслуживает всяческого поощрения. В том числе и длинным рублем, поскольку и сама музыка того стоит.
Предполагается, что босса нова представляет собой сочетание джаза с бразильской этникой, однако основное впечатление от диска скорее близко к традиционному lounge. Но не дают забыть об этнике в первую очередь "качающие" ритмы, сообщающие композициям долю танцевальности. Без этого большая часть треков превратилась бы в колыбельные - однако динамичные биты создают необходимый контраст мягким, переливчатым мелодиям, составляющим основу стиля. Мелодии могут исполняться на разных инструментах - гитаре ("Minha namorada Mix"), саксофоне ("Canto de Ossanha", которая благодаря своим импровизациям ближе всего подходит к джазу), фортепиано ("A Felicidade" и версия Гершвиновской "Our Love is here to Stay"), вокальным гармониям ("So tinha que sen com voce"). Однако они остаются ненавязчивыми (как правило, даже партия ведущего инструмента приглушена в миксе), "пляжными" по настроению и звучащими уже немного архаично. Становится понятно, почему Золотой Остап мечтал о Рио-де-Жанейро...
Единственное, о чем остается пожалеть, - это о том, что запись не производит впечатление полностью аутентичной босса новы. Практиковались ли в этом стиле в 60-е такие же быстрые темпы? Cказать трудно; но то, что электронные ударные тогда не использовались, не вызывает сомнения. Между тем, это имеет значение, что особенно бросается в глаза на "Na Batida Do Panderio", "Samba de verao" и "A Felicidade". В последней вещи, равно как и "Na onda" благодаря характерным басовым партиям и многократно отдающемуся эхом голосу вокалистки, вообще прослеживается влияние даба; впрочем, неожиданные вкрапления фортепиано и слишком "этнические" для даба ритмы удерживают эти композиции в рамках босса новы. Легкие попытки осовременить звучание, впрочем, не смазывают общего впечатления от диска, который стоит услышать всякому, чтобы понять, откуда растут ноги у современного лаунжа и кого этот лаунж отчаянно пытается переплюнуть. Клон всегда хуже оригинала.

18.10.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)