Очень часто бывает, что музыкант, по разным причинам покинувший известный коллектив и начавший сольную карьеру, в итоге, так и не может подняться до прежнего уровня, и его имя вскоре забывается, всплывая лишь в памяти истинных меломанов. Вполне резонно было предположить, что подобная участь может постигнуть и Свету Сурганову, чье имя когда-то неразрывно связывали с группой "Ночные снайперы". Однако, презрев все скептические предположения о ее "загубленной карьере" после не очень приятного расставания с коллективом, одним из создателей которого она являлась, Светлана не затерялась на бескрайних музыкальных просторах, и уже через полгода зрителю был явлен новый питерский коллектив, а если точнее, целый оркестр под руководством г-жи Сургановой. Задорные мелодии в латиноамериканском стиле, замечательные тексты (а в качестве "соавтора" иногда выступает, например, Бродский), высокое исполнительское мастерство музыкантов - и вот, всего лишь через год своего существования, "Сурганова и оркестр" номинируется на премию "Побоroll", получает премию "ФУЗЗ" за лучшую песню года и практически не вылезает из "Чартовой дюжины" на "Нашем радио", не говоря уж о битком набитых залах. Мне давно хотелось сделать с ней интервью, поскольку до этого, еще в ее бытность "снайперской" скрипачкой, поговорить получалось, в основном, с ее коллегой Дианой Арбениной, а Света, к сожалению, всегда оставалась на втором плане, хотя для меня они были равноценны. И вот, наконец, свершилось!..
Звуки.Ru: - Давай начнем с того, что мало известно широкой публике, то есть "вернемся к истокам" твоего творчества:
Светлана Сурганова: - Мои занятия музыкой начались в музыкальной школе,
даже, если точнее, еще до нее. Мама меня купала в ванной и напевала песни -
"Шел отряд по берегу:", "Пусть всегда будет солнце" - патриотические такие, в
основном, почему-то. (улыбается и напевает "Солнечный круг") А этажом выше жила
мамина хорошая знакомая, которая была преподавательницей в музыкальной школе.
Как-то она спускается к нам и говорит: "А может, Света лучше будет петь в
музыкальной школе, а не дома? Это же невозможно слушать!" С тех пор я и пошла в
музыкальную школу. Сама, кстати, выбрала себе инструмент - скрипку - не знаю
даже, почему она меня очаровала. Когда я успела ее услышать, в пять с половиной
лет - в шесть? Тем не менее, ребенок сделал совершенно осознанный выбор -
скрипка, и только!
В общем, я заканчивала музыкальную школу, и параллельно были какие-то попытки
организовать нечто вроде ВИА, назывался он "Камертон". Потом, чуть позже, в
музыкальном училище, я сколотила коллективчик под названием "Лига", потом еще
была группа "Нечто иное" вместе с Петром Малаховским, а уже потом "Ночные
снайперы", ну, и теперь "Сурганова и оркестр" - вот, собственно, весь мой
послужной список.
Звуки.Ru: - Но ты же еще и медицинское образование получила?
Светлана: - Ну, это так, параллельно! (смеется)
Звуки.Ru: - То есть изначальная цель была все-таки стать музыкантом?
Светлана: - Я никаких целей себе не ставила! Это жизнь меня поставила на эти рельсы, а я просто не сопротивлялась. Я, конечно, не слишком много для этого делала, о чем, конечно, сейчас сожалею, потому что мне пророчили консерваторию после музыкального училища. Но я пошла в медицинское, о чем, собственно, я ни разу не пожалела. Хорошо, что сложилось так, а не иначе!
Звуки.Ru: - Ты ведь к своей известности шла лет десять?
Светлана: - Ага, ползла и карабкалась: медленно, но верно! (иронично улыбается) Понимаешь, я никогда не ставила перед собой честолюбивых целей - шла и все. А сейчас вещи, написанные 10-15 лет назад, как ни странно, оказались востребованными, и это приятно!
Звуки.Ru: - То есть можно твое творчество сравнить с хорошим коньяком, который требует большой выдержки?
Светлана: - (радостно, хлебнув из рюмки указанного напитка) Да!
Звуки.Ru: - Как ты думаешь, в чем причины того, что песни 10-летней давности стали актуальными именно сейчас?
Светлана: - Конечно, я бы могла сказать, что это "нетленка", что это гениально, но это бред полный! (смеется) Просто мне кажется, что любая деятельность, которая делается откровенно, чистосердечно и с полной отдачей, рано или поздно получит отклик. То, что я когда-то делала и продолжаю делать сейчас - это часть меня, это смысл моей жизни, и в этом абсолютно нет никакого вранья! И мне хочется думать, что люди ценят именно эту "настоящность. Хотя Глюкозу тоже многие любят: (улыбается) Но это игра! Это, скорее, театр, перевоплощение в какие-то образы, а я пою себя!
Звуки.Ru: - Ну, если сравнивать тебя и Глюкозу, то ты все-таки "сам себе режиссер", а она - в большей степени, детище Макса Фадеева, хоть и утверждают, что это ее собственные песни:
Светлана: - Мне кажется, что картинка сложилась изначально. Я не думаю, что Макс Фадеев лепил и создавал какой-то искусственный образ, который у него зародился в голове. Наташа сама по себе достаточно самобытная девушка, светлая, хотя Макс, конечно, привнес какие-то аранжировочные моменты, помог в записи, но это не случай с Тоталом или Линдой. Впрочем, Линда - это вообще особая история, конечно: Макс Фадеев, конечно, молодец, он вытаскивает и делает всегда какие-то интересные образы, и за это я его очень люблю и уважаю. Талантливейший человек, талантливейший продюсер и музыкант! Я очень часто ориентируюсь на него, когда делаю какие-то свои попытки аранжировать некоторые вещи, как это ни странно, может быть, сейчас звучит. Если послушать мои песни, то там, казалось бы, нет ничего от Макса Фадеева, тем не менее, где-то в подсознании, глубоко в сердце у меня это живет. Думаю, что второй альбом как раз и проявит эту мою любовь к нему! (смеется)
Звуки.Ru: - А как ты в таком случае относишься к тому, что он был одним из продюсеров "Фабрики звезд"? Что ты вообще думаешь об этом "звездном конвейере"?
Светлана: - На самом деле, позитивный момент "Фабрики" заключается в том, что она показывает, что каждый человек, при большом желании, может стать звездой. Каждый "встречный-поперечный", каждый прохожий на улице! И это вселяет, безусловно, такую хорошую самоуверенность в человека, дает ему силы, и он верит, что тоже может что-то. С другой стороны, по большей части, все это очень вторично, все это калька на имеющиеся уже продюсерские музыкальные проекты западного образца - там это уже давно все было и известно! "Фабрика" просто перенимает этот западный опыт, пробует это проделывать с нашими людьми, и это получается достаточно успешно - "народ хавает", концерты проходят с аншлагами, говорят: Это явление новое для нашей страны, но мне кажется, что рано или поздно произойдет перенасыщение, и народ захочет более глубинных историй, большей загадки, что ли.
Звуки.Ru: - Вот это выражение - "народ хавает" - очень сильно принизило уровень нашей культуры, тебе не кажется? Никто не делает попыток поднять этот уровень, а наоборот, его опускают ниже и ниже:
Светлана: - Я даже не знаю, что сказать. Проект "Фабрика звезд" - это очень качественный проект, он выверенный, просчитанный до мелочей, в принципе, неплохие аранжировки, непошлые клипы, милые, безобидные тексты: То есть я не могу сказать это "говно полное"!
Звуки.Ru: - А как же Миша Гребенщиков с его "батонами-булками" и т.п.?
Светлана: - Миша Гребенщиков - это ведь интересное социальное явление,
просто так на ровном месте он бы не появился! Раз он востребован, значит,
пришло время насыщаться людям и таким продуктом...
Человек ведь не может есть одно и то же - организм требует разное. И чем старше
человек становится, тем он начинает потреблять все более качественные продукты
(если финансы, конечно, позволяют). Может меньше, но качественные: если раньше
ты пил "девятку" "Балтика", то теперь ты лучше выпьешь немножко хорошего и
качественного дорогого коньяка, в хорошей компании по "чуть-чуть". Мне кажется,
говорить о каком-то тотальном бескультурье не стоит, поскольку все-таки есть
масса хороших примеров!
Звуки.Ru: - А сама бы ты хотела принять участие в "Фабрике"?
Светлана: - Понимаешь, я бы кастинг не прошла! (смеется) Я не умею двигаться, я не умею петь, у меня нет голоса и слуха! Я серьезно говорю! Но у меня, может быть, есть самобытность, моя придурковатость, искренность и свое мнение, но с этим я бы вряд ли туда попала: Я вообще человек, который трудно поддается "стадному чувству"!
Звуки.Ru: - Кстати, это заметно по твоему нынешнему проекту, поскольку он сильно отличается от других коллективов, где лидером также являются "девушки с гитарами":
Светлана: - Ну, а какой смысл на кого-то походить? Если у тебя есть что сказать, и ты владеешь какими-то музыкальными приемами, инструментами и просто у тебя есть какая-то картинка в голове, и ты мыслишь именно так, а не иначе?.. Хотя, с другой стороны, я не отказываюсь от того, что у меня есть свои ориентиры, свои симпатии, свои отправные точки в музыке, есть люди, которые откровенно меня волнуют, и я хочу не то чтобы быть похожей на них, но они во мне живут и, так или иначе, проявляются! Sting, Cesaria Evora, Muse, Tanita Tikaram - это я называю тех, кто жил во мне во время записи, живут и будут жить. На самом деле, это очень большой список! Когда я создаю аранжировку, то я понимаю, что она близка к эстетике какого-то исполнителя, которая во мне перерабатывается и потом, через пережитое, выливается уже во что-то свое.
Звуки.Ru: - Надо сказать, что это "свое" было мало заметно во время твоей работы в "Снайперах". Ты так умело это скрывала свою тягу к латиноамериканской музыке?
Светлана: - Я ничего не скрывала! Просто играть такую музыку могут
люди, которые ей занимаются серьезно, специалисты, которые посвятили этому
много времени и которые умеют это делать! Музыканты из "Север Комбо" - они,
по-хорошему, чокнутые на этой эстетике, они знают ее досконально, живут и дышат
этим, поэтому, конечно, мы нашли друг друга, и мне в этом смысле повезло, в
первую очередь, потому что моя потаенная влюбленность в латиноамериканскую
эстетику наконец-то реализовалась!
Самое первое наше выступление "с оркестром" состоялось 26-го апреля прошлого
года, это было в концертном зале у Финляндского вокзала, Площадь Ленина, дом 1,
в Санкт-Петербурге. Был гипер-аншлаг, и я очень волновалась, потому что
программу репетировали перед этим дней 10, а то и меньше. Но благодаря
профессионализму музыкантов, с которыми мне посчастливилось познакомиться и
начать работать, все получилось очень бодро.
Конечно, были люди, которые знали меня по "Ночным снайперам", в первую очередь,
и те, которые, наверное, просто сопереживали вместе со мной это событие и
решили меня поддержать в этот трудный момент. Это был очень хороший концерт!
Звуки.Ru: - А не тяжело хрупкой девушке в одиночку справляться с таким количеством мужиков?
Светлана: - А это не те мужики, не те молодые люди и мужчины, с которыми надо справляться! Они настолько... (задумывается в поисках слова)... вменяемы (или "втебямы"?), что проблем в нас вообще нет никаких, и я испытываю страшное удовольствие от общения с этими людьми - и в музыкальном плане, и просто в дружеском!
Звуки.Ru: - Ты знаешь, мне почему-то однажды подумалось, что фраза "Искусство требует жертв" в большей степени относится к женщинам, занимающимся творчеством, чем к мужчинам...
Светлана: - Может быть: На самом деле, если женщина связана с шоу-бизнесом, если она творческий человек, то ей приходится много разъезжать по гастролям, подолгу не бывать дома и т.п. Это такая жизнь, что сложно разделять работу и повседневность, ты всегда в этом! В любой момент могут зайти гости, с диктофоном (выразительно косится на мой) или без диктофона: В любой момент может снизойти что-то и ты захочешь это записать, отредактировать и т.д. - то есть ты весь в этом, и это всегда с тобой! И, конечно, счастлива та женщина, которая имеет друга жизни, супруга или близкого человека, который понимает ее, завязан и участвует в этом вместе с ней. Мне вот повезло! (улыбается)
У нас появилась возможность убедиться, насколько правдивы были слова о "страшном удовольствии, получаемом музыкантами от общения друг с другом": в новой программе "Сургановой и оркестра" группа исполняет, помимо уже полюбившихся всем хитов, несколько песен с не вышедшего пока альбома "Возлюбленная Шопена": уже известную слушателям "Так начинался день" и новинку под названием "Только Вами и живу"... А еще на концертах Светлана исполняет песню "Ангел" совместно с певицей из Мариинского театра, с которой эта песня была записана. Кроме того, группа впервые показывает на большой сцене новую инструментальную композицию, которая звучала лишь однажды с клубной площадки. На своем последнем концерте, который состоялся 30 сентября, группа презентовала новый сингл, в который вошли уже известные по ротациям на радио песни "Ангел седой" и "Корабли", ремиксы на них и видео на "Корабли", а также инструментальная композиция "Интродукция", с которой началась работа над новым альбомом "Возлюбленная Шопена". По словам Светланы, запись этого сингла во многом носила экспериментальный характер: это был первый опыт работы с ремиксами и первый опыт работы над клипом.
Дата рождения:
14 ноября 1968
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)