SPOCK'S BEARD  Приятная компания ретроградов

Прог пора рассматривать в одном ряду с рокабилли, панком, пауэр-металлом и прочими стилями с четко сформированными канонами. Если не придерживаться этого отношения, то ранний Spock's Beard - компания ретроградов, упивающихся копанием в рухляди 30-летней давности.

Из всего широкого спектра современного нео-прога именно Spock's Beard больше остальных верны исходному материалу. The Flower Kings склонны одалживаться у продвинутого нью-эйджа в духе Tangerine Dream; Marillion играют какой-то свой продвинутый power-pop; Tiles, Enchant и присные для рока слишком тяжелы. И только "Spock's Beard", хотя и не имели строгих табу на эксперименты со стилем, на первых трех альбомах выдали самые чистые образцы старого прога, какие только можно найти в 90-е.

The Light (1995)
Уже на своем дебютном диске "Spock's Beard" продемонстрировали вполне сложившийся стиль. Его главной характеристикой можно назвать приверженность к традиционно-красивым мелодическим решениям в стиле AOR с распевками, навеянными еще поздними Beatles; нестандартные тональности группа всегда использовала скупо, отдавая предпочтение позитивному пафосу. Последнее не вызывает особого удивления, учитывая, что основатель группы и автор всей музыки Нил Морс (Neal Morse) является весьма религиозным человеком. Конечно, SsB псалмов никогда не играли, однако что-то гимноподобное и явно "духовное" (то, что 'spiritual') у них прослеживается весьма четко. Основная "прогрессивность" команды заключается в приверженности большим формам, и на The Light эта тенденция выражена как никогда отчетливо: из четырех композиций диска две длятся больше 12 минут, а одна - больше 20. Разбиение на трэки, правда, довольно произвольное: большие сюиты четко раскладываются на несколько автономных песен. Однако эта беда преследует всех прогстеров с начала времен...
На данном альбоме SsB наиболее активно приправляют свою музыку щепотью абсурда, чем славился классический английский арт-рок - на ум приходят Nursery Crime Genesis и Pawn Hearts Van Der Graaf Generator. Вокал с дисторшном в "The Return of the Horrible Catfish Man" сделан в традиции "21st Century Schizoid Man" с добавлением ELP; к разочарованию поклонников экстремальных форм прога, эта часть разрешается в типичный для SsB гимн "The Dream". Также группа дважды позволяет себе стилистические отклонения: в "Senor Valasco's Mystic Voodoo Love Dance" присутствуют элементы латино, а в неожиданно сдобренной поп-панком "FUI'm sorry" агрессивный текст сочетается с несложной мелодией, а под клавишными рюшами прослеживаются цитаты из The Kinks и даже где-то Clash или Neurotic Outsiders. Оба эксперимента сразу обращают на себя внимание, но увы, не получают развития, и The Light так и остался своеобразным "программным заявлением" SsB и их самым рафинированно ретро-прог-диском.

Beware of Darkness (1996)
Трейдмарком этого альбома можно назвать сочетание резко агрессивных и подчеркнуто нежных и воздушных частей, которые следуют друг за другом. Так сделано в заглавном трэке, так и в "The Doorway", начинающемся с красивого фортепианного проигрыша и сменяющегося почти сочным электрическим риффом; первая половина "Time Has Come" целиком построена на таком подходе. Также на этом диске впервые появляется клавишник Ryo Okumoto, о котором надо сказать, что его звук - чистый 1970-й, причем манера игры во многом отсылает скорее к DP и Uriah Heep.
SsB в целом продолжают линию, начатую на предыдущем диске; большинство риффов мелодичны и, выделенные особо, могли бы быть отличной базой для качественного поп-рока в стиле Mike & The Mechanics или Фила Коллинза; многочисленные мелодичные части композиций часто связываются короткими авангардными проигрышами ("Walking on the Wind"). Несколько особняком стоят удачные фолк-эксперименты: красивый акустический проигрыш в середине "The Doorway"; и полностью фолковая "Chatauqua", отсылающая к первой части "And You And I" уже понятно какой группы. Однако основной особенностью "Beware of Darkness" является упрощение структур песен; это гораздо более radio-friendly музыка, чем The Light. В начале заглавного трэка движение к конвенционному звуку доходит до того, что вокал Морса до странности становится похож на Manic Street Preachers. Совпадение, конечно, едва ли намеренное, но от того не менее показательное. Впрочем, в том, что касается радио, речь может идти только об AOR-станциях, мифических для русского человека, но вполне реальных в Америке. Для обычного рока, а тем более поп-музыки Beware of Darkness остается слишком вычурным и навороченным.

The Kindness of Strangers (1997)
Первый альбом SsB был чистым ретро-прогом, второй в большей степени ориентировался на на радио-AOR; их третий диск демонстрирует сильное утяжеление звука. В больших сюитах ("The Good Don't Last") процент хард-роковых риффов, правда, невелик, и такая нерешительность вредит индивидуальности команды: так, дебютный трэк по общей атмосфере практически неотличим от Arena периода The Visitor, отличаясь лишь неоклассическим outro. Однако по большей части экскурсы на территорию Tiles идут музыке только на пользу. В настоящих прог-металл боевиках "In The Mouth of Madness", "Cakewalk on Easy Street" и "Strange World" мощный заряд драйва очень удачно накладывается на обычный AOR-пафос "Spock's Beard", и команда, сохраняя свой фирменный звук, звучит свежо и эффектно. Обращение к харду идет на пользу и динамике альбома. Недлинная акустическая баллада "June" с фолковым влиянием (в духе "Time Has Come" с Beware of Darkness), которая затерялась бы на двух предыдущих дисках среди похожего материала, здесь благодаря контрасту звучит на порядок более выигрышно. Кроме того, с какой-бишь-там попытки группе наконец удалось реализовать мечту любого прогстера - сделать длинный трэк, звучащий цельно. Более того, таких трэков сразу два - "Harm's Way" и "Flow", за редкими исключениями, развиваются вполне связно и логично. При этом верность объединяющим музыкальным темам не приводит к бесконечному повторению одного и того же, и оба трэка лишены занудства.
* * *
По гамбургскому счету, главной бедой прогрессив-рока является его давно ставшее неудачным название. Корень "прогресс" неминуемо слушателя заставляет ждать от жанра того, что тот уже не может и не хочет давать. Прог пора рассматривать в одном ряду с рокабилли, панком, пауэр-металлом и прочими стилями с четко сформированными канонами. Если не придерживаться этого отношения, то ранний "Spock's Beard" - компания ретроградов, упивающихся копанием в рухляди 30-летней давности. Зато если не питать иллюзий в отношении их музыки, то нельзя не признать, что в своей нише эта команда делает работу столь же качественно, как и Stray Cats, Offspring или The Datsuns - каждые в своей. А это, по крайней мере, заслуживает уважения...

26.09.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • С чего Вы взяли, что каталог Inside Out представляет собой ниболее полную картину современного прог-рока? Может стоит расширить, так сказать, границы поиска? Например, обратиться к продукции Musea Records,Cuneiform Records,других мало известных широкому кругу меломанов звукозаписывающих фирм,продукция которых чаще всего намного интереснее того, что предлагает Iside Out.Вспомнить, что к прог-року не без основания относят представителей джаз-фьюжна (Mahavishnu Orchestra, Return To Forever, Brand X, Gong - если понимать Fusion именно как сплав арт-рока и джаз-рока,композиции и импровизации(которая только на первый взгляд является импровизацией, а на самом деле заранее сочинена)). Что к прог-року также относят представителей движения RIO, при всей их разношерстности и разной степени авнгардности.Наконец, заглянуть в Гибралтарскую Энциклопедию Прогрессивного Рока (GEPR).А то получается, что современный прог-рок - это только The Flower Kings, Spock's Beard, Tiles, Enchant и им подобные.
    Написал(a): Олег, 12/10/2004 19:12
SPOCK'S BEARD - свежие публикации:
  • Альбом дня - Spock's Beard , 16.05.2007
    У прог-рокеров всегда так - то слишком много названий для одного акта, то и этот-то один не знаешь, как назвать. "Группа вообще без названия - это еще хуже, чем группа с дурацким названием", - решила »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 1992
Место образования: Los Angeles
Релизы:
2008 Live
2006 Spock's Beard
2004 The Kindness Of Strangers

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника21/10

1940 – Родился Манфред Манн, британский клавишник, аранжировщик и композитор, лидер групп Manfred Mann и Manfred Mann's Earth Band. За свою музыкальную карьеру Манфред играл на многих клавишных инструментах, а его соло на синтезаторе Minimoog принесло музыканту широкую известность  »»

Don BYAS

Owen BRADLEY

Dizzy GILLESPIE

Malcolm ARNOLD (1921)

Celia CRUZ (1924)

Manfred MANN (1940)

Steve CROPPER (1941)

Elvin BISHOP (1942)

Ron ELLIOTT (1943)

Phil RYAN (1946)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить