SPOCK'S BEARD  Приятная компания ретроградов

Прог пора рассматривать в одном ряду с рокабилли, панком, пауэр-металлом и прочими стилями с четко сформированными канонами. Если не придерживаться этого отношения, то ранний Spock's Beard - компания ретроградов, упивающихся копанием в рухляди 30-летней давности.

Из всего широкого спектра современного нео-прога именно Spock's Beard больше остальных верны исходному материалу. The Flower Kings склонны одалживаться у продвинутого нью-эйджа в духе Tangerine Dream; Marillion играют какой-то свой продвинутый power-pop; Tiles, Enchant и присные для рока слишком тяжелы. И только "Spock's Beard", хотя и не имели строгих табу на эксперименты со стилем, на первых трех альбомах выдали самые чистые образцы старого прога, какие только можно найти в 90-е.

The Light (1995)
Уже на своем дебютном диске "Spock's Beard" продемонстрировали вполне сложившийся стиль. Его главной характеристикой можно назвать приверженность к традиционно-красивым мелодическим решениям в стиле AOR с распевками, навеянными еще поздними Beatles; нестандартные тональности группа всегда использовала скупо, отдавая предпочтение позитивному пафосу. Последнее не вызывает особого удивления, учитывая, что основатель группы и автор всей музыки Нил Морс (Neal Morse) является весьма религиозным человеком. Конечно, SsB псалмов никогда не играли, однако что-то гимноподобное и явно "духовное" (то, что 'spiritual') у них прослеживается весьма четко. Основная "прогрессивность" команды заключается в приверженности большим формам, и на The Light эта тенденция выражена как никогда отчетливо: из четырех композиций диска две длятся больше 12 минут, а одна - больше 20. Разбиение на трэки, правда, довольно произвольное: большие сюиты четко раскладываются на несколько автономных песен. Однако эта беда преследует всех прогстеров с начала времен...
На данном альбоме SsB наиболее активно приправляют свою музыку щепотью абсурда, чем славился классический английский арт-рок - на ум приходят Nursery Crime Genesis и Pawn Hearts Van Der Graaf Generator. Вокал с дисторшном в "The Return of the Horrible Catfish Man" сделан в традиции "21st Century Schizoid Man" с добавлением ELP; к разочарованию поклонников экстремальных форм прога, эта часть разрешается в типичный для SsB гимн "The Dream". Также группа дважды позволяет себе стилистические отклонения: в "Senor Valasco's Mystic Voodoo Love Dance" присутствуют элементы латино, а в неожиданно сдобренной поп-панком "FUI'm sorry" агрессивный текст сочетается с несложной мелодией, а под клавишными рюшами прослеживаются цитаты из The Kinks и даже где-то Clash или Neurotic Outsiders. Оба эксперимента сразу обращают на себя внимание, но увы, не получают развития, и The Light так и остался своеобразным "программным заявлением" SsB и их самым рафинированно ретро-прог-диском.

Beware of Darkness (1996)
Трейдмарком этого альбома можно назвать сочетание резко агрессивных и подчеркнуто нежных и воздушных частей, которые следуют друг за другом. Так сделано в заглавном трэке, так и в "The Doorway", начинающемся с красивого фортепианного проигрыша и сменяющегося почти сочным электрическим риффом; первая половина "Time Has Come" целиком построена на таком подходе. Также на этом диске впервые появляется клавишник Ryo Okumoto, о котором надо сказать, что его звук - чистый 1970-й, причем манера игры во многом отсылает скорее к DP и Uriah Heep.
SsB в целом продолжают линию, начатую на предыдущем диске; большинство риффов мелодичны и, выделенные особо, могли бы быть отличной базой для качественного поп-рока в стиле Mike & The Mechanics или Фила Коллинза; многочисленные мелодичные части композиций часто связываются короткими авангардными проигрышами ("Walking on the Wind"). Несколько особняком стоят удачные фолк-эксперименты: красивый акустический проигрыш в середине "The Doorway"; и полностью фолковая "Chatauqua", отсылающая к первой части "And You And I" уже понятно какой группы. Однако основной особенностью "Beware of Darkness" является упрощение структур песен; это гораздо более radio-friendly музыка, чем The Light. В начале заглавного трэка движение к конвенционному звуку доходит до того, что вокал Морса до странности становится похож на Manic Street Preachers. Совпадение, конечно, едва ли намеренное, но от того не менее показательное. Впрочем, в том, что касается радио, речь может идти только об AOR-станциях, мифических для русского человека, но вполне реальных в Америке. Для обычного рока, а тем более поп-музыки Beware of Darkness остается слишком вычурным и навороченным.

The Kindness of Strangers (1997)
Первый альбом SsB был чистым ретро-прогом, второй в большей степени ориентировался на на радио-AOR; их третий диск демонстрирует сильное утяжеление звука. В больших сюитах ("The Good Don't Last") процент хард-роковых риффов, правда, невелик, и такая нерешительность вредит индивидуальности команды: так, дебютный трэк по общей атмосфере практически неотличим от Arena периода The Visitor, отличаясь лишь неоклассическим outro. Однако по большей части экскурсы на территорию Tiles идут музыке только на пользу. В настоящих прог-металл боевиках "In The Mouth of Madness", "Cakewalk on Easy Street" и "Strange World" мощный заряд драйва очень удачно накладывается на обычный AOR-пафос "Spock's Beard", и команда, сохраняя свой фирменный звук, звучит свежо и эффектно. Обращение к харду идет на пользу и динамике альбома. Недлинная акустическая баллада "June" с фолковым влиянием (в духе "Time Has Come" с Beware of Darkness), которая затерялась бы на двух предыдущих дисках среди похожего материала, здесь благодаря контрасту звучит на порядок более выигрышно. Кроме того, с какой-бишь-там попытки группе наконец удалось реализовать мечту любого прогстера - сделать длинный трэк, звучащий цельно. Более того, таких трэков сразу два - "Harm's Way" и "Flow", за редкими исключениями, развиваются вполне связно и логично. При этом верность объединяющим музыкальным темам не приводит к бесконечному повторению одного и того же, и оба трэка лишены занудства.
* * *
По гамбургскому счету, главной бедой прогрессив-рока является его давно ставшее неудачным название. Корень "прогресс" неминуемо слушателя заставляет ждать от жанра того, что тот уже не может и не хочет давать. Прог пора рассматривать в одном ряду с рокабилли, панком, пауэр-металлом и прочими стилями с четко сформированными канонами. Если не придерживаться этого отношения, то ранний "Spock's Beard" - компания ретроградов, упивающихся копанием в рухляди 30-летней давности. Зато если не питать иллюзий в отношении их музыки, то нельзя не признать, что в своей нише эта команда делает работу столь же качественно, как и Stray Cats, Offspring или The Datsuns - каждые в своей. А это, по крайней мере, заслуживает уважения...

26.09.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • С чего Вы взяли, что каталог Inside Out представляет собой ниболее полную картину современного прог-рока? Может стоит расширить, так сказать, границы поиска? Например, обратиться к продукции Musea Records,Cuneiform Records,других мало известных широкому кругу меломанов звукозаписывающих фирм,продукция которых чаще всего намного интереснее того, что предлагает Iside Out.Вспомнить, что к прог-року не без основания относят представителей джаз-фьюжна (Mahavishnu Orchestra, Return To Forever, Brand X, Gong - если понимать Fusion именно как сплав арт-рока и джаз-рока,композиции и импровизации(которая только на первый взгляд является импровизацией, а на самом деле заранее сочинена)). Что к прог-року также относят представителей движения RIO, при всей их разношерстности и разной степени авнгардности.Наконец, заглянуть в Гибралтарскую Энциклопедию Прогрессивного Рока (GEPR).А то получается, что современный прог-рок - это только The Flower Kings, Spock's Beard, Tiles, Enchant и им подобные.
    Написал(a): Олег, 12/10/2004 19:12
SPOCK'S BEARD - свежие публикации:
  • Альбом дня - Spock's Beard , 16.05.2007
    У прог-рокеров всегда так - то слишком много названий для одного акта, то и этот-то один не знаешь, как назвать. "Группа вообще без названия - это еще хуже, чем группа с дурацким названием", - решила »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 1992
Место образования: Los Angeles
Релизы:
2008 Live
2006 Spock's Beard
2004 The Kindness Of Strangers

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

И он станет фиолетовым в крапинку – PRINCE Новый оттенок фиолетового цвета назовут в честь Принца »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

Тихо шифером шурша – SUNSAY SunSay сыграет акустический сет на крыше Roof Music Fest »»

Дышите - не дышите – ANIMAL ДЖАZ Animal Jazz отметят 10 лет альбома "Шаг. Вдох" большим концертом »»

Osheaga 2017: oh my Lorde – ФЕСТИВАЛЬ Гром и молнии, London Grammar и Лиам Галлахер, метаморфозы Muse и триумф Лорд на главном… »»

День в радужных тонах – LADY GAGA Lady Gaga открыла в Ванкувере мировое турне и большой гей-парад. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

20:00 – 16 Тонн – Петр НАЛИЧ Петр НАЛИЧ »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – ИВАН КУПАЛА ИВАН КУПАЛА »»

20:30 – Клуб Союз Композиторов – MISHOURIS BLUES BAND MISHOURIS BLUES BAND »»

Хроника17/08

1955 – Элвис Пресли выпустил свой первый хит I Forgot to Remember to Forget / Mystery Train. Он попал на вершину чартов несколько месяцев спустя и продержался там 5 недель  »»

1960 – Битлз начали свои выступления в Гамбурге в клубе Indra. Когда они отыграли 48 ночей, директор клуба попросил участников группы, быть на сцене "поживее". Музыканты начали сопровождать свои концерты криками и воплями, они скакали по сцене и иногда играли, лёжа на полу. Однажды Джон Леннон вышел на…  »»

1964 – Совет Глазго в Шотландии объявил, что все юноши, носящие битловские прически, обязаны надевать резиновые шапочки в бассейнах, так как волосы битломанов засоряют фильтры  »»

1969 – В штате Нью-Йорк состоялся легендарный "фестиваль любви" в Вудстоке. Его полное название - Woodstock Music and Art Fair  »»

1998 – День рождения электро-фолковой группы "Иван Купала" - одной из первых групп в России, работающих в формате world music  »»

Mae WEST

Larry CLINTON

Ike QUEBEC

George DUVIVIER

Jack SPERLING (1922)

Luther ALLISON (1939)

Robert DE NIRO (1943)

Belinda CARLISLE (1958)

Everette HARP (1961)

Maria MCKEE (1964)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить