...ПРАВДА О контрактах в рекорд-индустрии

Не секрет, что контракт между группой (исполнителем) и рекорд-лейблом - это обручальное кольцо на долгое время. Проблема часто заключается в том, что далеко не каждый исполнитель способен разобраться, что же на самом деле написано в контракте. Пунктов слишком много, язык трудный и скучный.
Синди Лаззари, адвокат, специализирующаяся в музыкальной индустрии, рассказывает: "Когда люди приносят мне контракты, которые предлагают им лейблы и начинают читать их со мной, они бывают просто ошеломлены: "Мы собирались подписать это, потому что многие так делают," - говорят эти молодые музыканты. Часто они подписывают все условия и потом жалуются всю жизнь".

Контракт напоминает обручальное кольцо, то не так-то просто найти для группы такую "невесту"-лейбл, с которой можно счастливо прожить всю жизнь.
Допустим, вы (группа, исполнитель) заключили контракт. Теперь вы идете в студию и записываете альбом. Лейбл будет распространять его. Люди будут его покупать. С этого момента в ваш карман двумя небольшими струйками начнут капать деньги. Первый источник доходов-от проданных экземпляров кассет и CD, royalty (или "доля исполнителя").
Доля артиста обычно составляет около 13-14 процентов от розничной цены альбома (то есть от суммы, которую платит человек, покупающий в магазине ваш CD). Редко, когда этот процент больше; чаще - меньше. Типичный пример: группы Damnations и Prescott Curlywolf во время заключения контракта с Mercury records вынуждены были согласиться на 13 процентов роялти. Как и все остальные пункты контракта, роялти - предмет торга. Если лейбл заинтересован в исполнителе, то есть смысл отстаивать свои условия. Группой Dangerous Toys (ныне "покойной") после успеха в 1988 г. интересовалось так много лейблов, что они вытребовали у Columbia для себя 15 процентов роялти - редкий случая для начинающей группы.

Роялти - далеко не простая вещь. Если группа для записи альбома решит пригласить известного продюсера, то оплата его труда будет вычтена из доли музыкантов. Допустим, продюсер согласился работать за 2 процента. Следовательно, на долю исполнителей остается уже 12 процентов от превоначальных 14.
Имеются многие хитрости, которые позволяют лейблам уменьшить долю исполнителей:

  • Во-первых, часто в контрактах ставится условие, что роялти начинают выплачиваться, если продано не менее 85 процентов первоначального тиража альбома. Это пережиток "виниловой" эпохи музыкальной индустрии. Во время перевозки виниловых пластинок на корабле через океан они иногда повреждались, и дистрибьюторы отказывались продавать бракованные диски. В те времена обычным делом было до 10 процентов брака в тираже. Несмотря на то, что с тех пор технология изменилась, лейблы не собираются отказываться от старых пережитков.
  • Во-вторых, часто лейблы передают дистрибьюторам 2 диска дополнительно к каждым 10 дискам. Эти два CD предназначены для свободного распространения и организации рекламы на радио, ТВ и в печатной прессе. Таким образом, передавая дистрибьютору 12 CD, лейбл плати исполнителю роялти только с 10 СD. Это зафиксировано в контракте, несмотря на то, что многие лейблы имеют собственную сеть продаж. Фактически так лейбл отнимает 20 процентов от законной доли музыканта.
  • И, наконец, вся упаковка-пластмассовая коробка, буклет и его оформление, собственно "кругляшок" CD-стоят денег. Обычно за всй это лейбл вычитает в свою пользу 25-30 процентов от розничной цены альбома. На самом же деле упаковка и дизайн альбома стоят гораздо меньше.

    Майлз Дзунига, гитарист группы Fastball: "Это, друзья мои, то, что называется "стандартными условиями" музыкальной индустрии. Попросите своего юриста изменить это в контракте, и он вам ответит - это же общепринятые правила! Эти правила означают правила для вас, но не для Мадонны. Поэтому лейблы оказывают нажим на исполнителей и не слишком переживают из-за этого, потому что все принимают эти условия. Если вы станете такими же знаменитыми, как Мадонна, вы сможете попробовать изменить условия в свою пользу".

    При внимательном изучении вопроса становится видно, что группе очень сложно получить сколько-нибудь серьезные суммы за счет роялти. Почему так происходит? Потому что лейблы опутывают исполнителя всяческими авансами. Все авансы впоследствии вычитаются из тех же 13-14 процентов роялти. До тех пор, пока лейбл не вернет себе все авансы, исполнитель не получит ни копейки.

    Конечно, если вы - сверхпопулярный исполнитель, вы можете получить от лейбла некий бонус (безвозвратный аванс). Но это - редкость даже среди суперзвезд. Обычно авансы выплачиваются исполнителю после заключения с ним контракта и выдаются на запись альбома. Конечно, невозможно ежедневно записывать в студии альбом и при этом еще где-то работать, чтобы прокормить себя и свою семью. Но вовсе не обязательно тратить весь аванс. Лучше отложить часть средств на будущие нужды и положить их в банк.

    Съемки видеоклипов - еще одна удавка на шее исполнителя. Дэвис Макларти: "Мы со своей группой потратили 80 000 $ на один клип. Это было ужасно глупо с нашей стороны. То же самое мы могли бы снять за 2 000$". Эти суммы также вычитаются из доли исполнителя.

    Дорогой клип - вовсе не значит хороший клип. Вот, например, как выглядит "хит-парад самых дорогих видеоклипов":
    Michael Jackson, "Scream" - 7 000 000 $
    Puff Daddy, "Victory" - 2 700 000 $
    Mariah Carey, "Heartbreaker" - 2 500 000 $
    Busta Rhymes "What's It Gonna Be" - 2 400 000 $
    Back Street Boys "Larger Than Life" - 2 100 000 $ Will Smith, "Miami" - 2 000 000 $
    Missy Elliott, "She's A Bitch" - 2 000 000 $ N Sync "Pop" - 1 800 000 $
    TLC, "Unpretty" - 1 600 000 $
    Guns'N'Roses, "November Rain" - 1 500 000 $

    Еще одна статья авансовых расходов - организация и проведение гастрольного тура группы. Для тура в поддержку своего дебютного альбома "Make Your Mamma Rroud" группа Fastball получила от своего лейбла Hollywood Records около 100 000$.
    Гитарист группы жалуется: "Это может показаться гигантской суммой, но она выплачивалась частями в течение гола гастролей, и если сравнивать ее с бюджетом фильма Dumbo Drop-2, то для Hollywood Records и их владельца, компании Disney, это не такие уж большие деньги".
    Возможно, это смешная сумма для Disney, но очень серьезная для группы. После записи и обкатки в турне двух своих первых альбомов долг этой группы перед лейблом составил около 500 000$. К тому же, лейбл обвинил музыкантов в том, что они не сделали ничего, чтобы погасить этот долг. "Они все время тратят на вас ваши же деньги, - говорят музыканты, - "На обеды, бары, все что угодно. Допустим, вы берете своих друзей-подруг... и тратите на них целых 1500$ - на обед, выпивку и развлечения".
    В свою защиту лейблы заявляют, что идут на риск, заключая контракт с группой. Большинство альбомов продается плохо. Ежегодно в мире выходит более 30 000 наименований новых альбомов. Менее 1 процента продаются тиражом более 1 000 000 копий). По данным компании SoundScan, в 1995 г. всего было выпущено 146 724 наименований альбомов. 91 процент из них был продан тиражом менее 5000 копий. Разумеется, эти цифры весьма условны, так как в число выпущенных альбомов входят и такие, как "Dark Side Of The Moon" группы Pink Floyd, который продается уже более 30 лет.

    Ещё одна проблема - собственность на мастер-запись альбома. Когда группа Spoon заключила контракт с Elektra records, они узнали, что записанный альбом им не принадлежит: "Мы сказали, что хотим получить мастер-запись после окончания сведения альбома. "О кей, - ответили нам, - Когда рак на горе свистнет. Что еще хотите?"
    Конечно, и из этого правила есть исключения. Если лейбл разорвал с вами отношения и не имеет на вас планов, вы сможете получить все свои записи назад.
    Таким образом группа Prescott Curlywolf смогла получить у лейбла Mercury свой первый альбом "6ix Ways To Sunday": "Мы пригрозили, что подадим на лейбл в суд. Это не входило в их планы, они не хотели тратить на нас время и отдали нам мастер-фонограмму".

    Когда лейбл заключает с группой контракт, он обещает создать, разрекламировать и продать продукт - альбом группы. Но нет никаких гарантий, что лейбл выполнит все эти условия. По словам музыкантов, на раскрутку альбома "6ix Ways To Sunday" лейбл потратил всего 400$. Эти деньги были использованы на постеры и на организацию 7-дневного концертного тура. Но после успеха последующих альбомов группы "6ix Ways To Sunday" был переиздан и принес группе некоторую прибыль.

    Однако дело с контрактами вовсе не так безнадежно, как может показаться. Несмотря на то, что условия контрактов не очень-то дружелюбны по отношению к музыкантам, всё же есть возможность заработать. Музыканты признают: "Если у вас есть хитовая песня, все хотят иметь с вами дело, тогда деньги пойдут к вам несколькими путями -от продаж альбомов, от живых концертов, от авторских прав и т.д."

    Наряду с роялти второй путь поступления денег - авторские отчисления. Авторские отчисления - это то, что получает автор песни. В США это составляет около 7 центов за каждую песню с каждого проданного CD.
    Не думайте, что лейблы не хотят наложить лапу на эти деньги - очень даже хотят! Для этого тоже есть масса способов. Но автор может продать свои права (или их часть) тому же лейблу за хорошие деньги. К тому же в этом случае не важно, есть ли у группы долг перед лейблом или нет-авторы песен в любом случае будут получать свои деньги. Если же вы сами не сочиняете собственные песни, любой автор будет рад сотрудничать с вами. Но при одном условии - если у вас уже есть альбом, разошедшийся солидным тиражом.

    Очень часто indie-лейблы берут себе за образец контракты мейджоров, меняют имена и названия и превращают это в "стандартный образец контракта". Поэтому условия контрактов с инди-лейблами могут быть не очень выгодны для музыкантов. Как показывает печальный опыт Prescott Curlywolf, условия, предложенные им лейблом Mercury были лучше, чем условия инди-лейбла Doolittle. Но для записи своего альбома Fun Animal World они покинули Mercury и заключили контракт с инди-лейблом Freedom records. После того, как Freedom records окупил свои расходы, вся прибыль была разделена поровну между лейблом и группой. "Этот лейбл дружелюбен к музыкантам, -говорят участники группы, - Мы даже не записывали соглашение на бумаге".

    Конечно, можно вообще не заключать контрактов, самомтоятельно записывать альбомы и распространять их. Музыкант Дэвид Гарза (David Garza) записал 9 альбомов, прежде чем подписал контракт с Atlantic. "Большинство групп подписывают контракты слишком рано для своей карьеры, - говорит он, - я благодарю Бога, что не подписал контракт в 1991г, когда мне это предлагали". Благодаря тому, что он уже имел успешную карьеру, Гарза смог выдвинуть свои условия и лейбл принял их.

    Но самая успешная сделка - найти таких людей в рекорд-лейбле, которые действительно "врубаются" в вашу музыку и готовы работать для успеха вашей группы.

  • 21.09.2004, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

    Вставить эту статью в блог:
    • Насчёт "сверхоригинальности"--согласе н, но"сверхкачество"--вопрос спорный. Вряд ли можно получить сверхкачество на компьютерной звуковой карте за 200$, без студийного мониторинга и т.д. Это не вина людей, работающих целиком в домашних студиях. Но нужно понимать, что глупо сравнивать качество такого "домашнего" альбома с качеством полноценной студийной записи--достаточно прослушать "домашний" альбом и фирменный диск на качественной (т.е. дорогой) hi-fi аппаратуре.
      Написал(a): Вадим Михайлов, 13/11/2004 12:24
    • Современные компьютерные технологии позволяют в домашних условиях записывать музыку со сверх качеством (и сверх оригинальностью), и нет никакой необходимости унижаться и губить своё творчество.
      Написал(a): Ozzi Jekson, 29/09/2004 10:30
    • К сожелени, многое не имеет отношения к нашей российской действительности.
      У нас все по другому устроено.
      Написал(a): Злой, 27/09/2004 18:14
    • дааа, вобщем, если ты талантлив, и хочешь выпускать, что тебе нравится, подписывайся на независимый лейбл и не рассчитывай на миллионы ! А если ты принадлежишь мэйджору, то и популярность особо не поможет. Известно, что та же великая Мадонна, например, осмелев после выпуска Ray of Light и под впечатлением новаторов типа Aphex Twin записала довольно радикальный альбом ("Music"). Но... толстый дядя ей сказал "Э-э-э, девочка, это слишком, давай-ка ты вернешься в студию и немного переделаешь...". И она подчинилась... а как бы хотелось услышать ТОТ вариант Music !!!! Хорошо, хоть у Бьорк все в порядке - и лэйбл у нее независимый - One Litle Indian, и глава лэйбла ее друг и вроде как говорят, один из любовников ;) гы... и даже если кто-то из мэйджоров сумеет прикупить Indian, права на песни все равно принадлежат компании "Bjork Overseas Ltd.". Так что, хрен вам, мэйджоры, WARP вы уже купили и много других бывших "независимых", хоть и на хороших условиях, но все равно, всех вам не взять !
      Написал(a): Жужелица, 26/09/2004 0:38
    Музыкальная карьера - свежие публикации:
    • Анализ - Слушать на... , 24.03.2016
      Решили продавать музыку на цифровых платформах? Прочитайте сперва наши советы »»
    • Для профи - Вам и не снилось , 08.06.2015
      Converse Rubber Tracks открывает музыкантам двери легендарных звукозаписывающих студий по всему миру! »»
    • Рейтинг - Молодая гвардия , 01.12.2014
      BBC опубликовала список самых перспективных артистов 2015: в лонг-листе оказался протеже Канье Уэста - Raury и хаус-музыкант Shamir »»
    Звуки.ру - новости партнёров:

    Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

    Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

    В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

    Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

    Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

    Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

    Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

    Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

    А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

    Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

    Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

    Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

    Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

    Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

    Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

    Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

    Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

    Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

    Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

    Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

    "Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

    "Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

    R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

    Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

    Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

    60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

    Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

    "Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

    "Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

    10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

    Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

    Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

    Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

    10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

    Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

    10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

    Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

    Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

    OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

    Хроника18/10

    1926 – В Сан-Хосе, Калифорния, родился Чак Берри - один из "изобретателей" рок-н-ролла, скандалист и страшный бабник  »»

    Александр ГАЛИЧ

    Anita O'DAY

    Boogie Woogie RED (1925)

    Chuck BERRY (1926)

    Леонид Борисович ПЕРЕВЕРЗЕВ (1930)

    Cynthia WEIL (1937)

    Keith KNUDSEN (1952)

    Wynton MARSALIS (1961)

    Светлана ЛОБОДА (1982)

    Esperanza SPALDING (1984)

    Свежая реплика

    "Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

    Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

    Перемен

    Пачка сигарет

    Звезда по имени Солнце

    Последний герой

    Следи за собой

    Закрой за мной дверь

    отправить