ИЗ ЖИЗНИ  Рэпперы попадут на деньги

Отныне все сэмплы, использованные в композициях, которые продаются в США, должны быть лицензированы у правообладателя.

Окружной суд города Цинциннати одним росчерком пера поставил под угрозу карьеру многих рэп-музыкантов. Отныне все сэмплы, использованные в композициях, которые продаются в США, должны быть лицензированы у правообладателя. Довольно часто музыканты используют в своем творчестве отрывки мелодий с альбомов своих коллег либо из-за того, что мелодия просто понравилась, либо же из-за того, что сам коллега упоминается в тексте песни.

"Почему копирование целого альбома называется пиратством, а копирование его отрывка является легальным", - задал риторический вопрос представитель американской судебной власти и вынес постановление, что все сэмплы, используемые в чужих коммерческих альбомов, должны быть лицензионно чистыми.

Журнал Billboard отмечает, что больше других от подобного постановления пострадают представители рэп- и хип-хоп-жанров, у которых сэмплирование в последнее время достигло весьма масштабных размеров. Также весьма сократится и количество песен, в которых творчество конкурента "опускается", как это часто случается в рэп-мире. Теперь наличие в песне пародии на композицию конкурента заставит лейбл подать заявление на лицензию, но какой же рэппер выдаст эту лицензию, зная, что сэмпл будет использован против него.

Непонятно, как теперь подобная схема будет работать в других музыкальных жанрах. Скажем, на одном из дисков покойного Джона Кейджа (John Cage) присутствует композиция, состоящая полностью из 4,33 минут тишины. Является ли пауза между песнями на компакт-диске произведением, принадлежащим музыканту, или же это сэмпл Джона Кейджа и поэтому явное нарушение закона об авторских правах. Похоже, наиболее интересные судебные процессы в этой области нам только предстоит увидеть.

13.09.2004, Александр МОСКАЛЮК (ЗВУКИ РУ)