Каникулы закончены. Лишь по вечерам университетские пиджак и галстук будут превращаться в пеструю рубашку стиляги и шелковый шейный платок, в руках вместо чертежных принадлежностей станет появляться бас-гитара "Rickenbacker". И тем, и другим ты владеешь одинаково хорошо. Мысль о том, чтобы расколошматить в концертном угаре обожаемый бас, так же нелепа, как и желание переломать в экстазе вдохновения линейки и циркули во время работы над проектом...
Идиллическая картинка, возможная разве что в обманчиво тихой Великобритании. Когда ты с детства натыкаешься на оставшиеся в доме от погибшего на войне отца вещички, а твоя мать работает учительницей, выписывает "Daily Worker", состоит в коммунистической партии и ходит на антивоенные митинги - к роскошной и бездумной жизни поп-звезд вообще слабо тянет. "В былые времена у меня и пары шиллингов в кармане не было. А когда появились, я тут же положил их в банк. Но передо мной встал серьезный выбор - быть мне капиталистом или нет", - признается Роджер Уотерс (Roger Waters, родился 6 сентября 1944 года), один из основателей группы Pink Floyd, один из самых уважаемых в мире рок-поэтов.

Pink Floyd, чья история прекратилась где-то в середине 90-х годов ХХ-го века, остаются легендой рока. Но никто из прошедших через нее музыкантов, в общем-то, так и не стал тем, кого называют рок-звездой.Участники этой совершенной в исполнительском отношении группы ни разу не попадали в ежегодные списки лучших инструменталистов. Фотографии их в оформлении альбомов почти не использовались - да что там, порой на сюрреалистических обложках с трудом находилось место для названия группы! Лица же, изредка появлявшиеся на разворотах, выглядели столь буднично, что совершенно не запоминались, и во время настройки аппаратуры создатели побившего все рекорды популярности альбома "Dark Side Of The Moon" могли неузнанными бродить в партере среди собиравшихся на очередное ослепительно-яркое шоу зевак. Сами же шоу никогда не концентрировались на фигурах исполнителей, как это практикуют, к примеру, Kiss, а охватывали всю сцену, и четыре фигурки с инструментами в руках превращались в совсем уж абстрактные силуэты на фоне водоворота психоделических красок. "Их стиль сродни скорее конторским служащим, чем рок-звездам", - говорил продюсер группы Боб Эзрин (Bob Ezrin). Анонимность, до которой далеко и "коллективному разуму" Laibach, и серьезным, как самые настоящие инженеры, Kraftwerk, и скрывающимся под масками Residents. Кстати, в становлении упомянутых составов так или иначе не обошлось без влияния Pink Floyd.
Уотерса и компанию такое положение дел более чем устраивало. Никому из музыкантов не хотелось отправиться со сцены вслед за покинувшим группу в начале 1968 года Сидом Барретом (Syd Barreth) - талантливым парнем, не выдержавшим испытания первой в истории группы волной популярности, и в считанные месяцы "проторчавшим" все свои способности и задатки. Интересно, что в отличие от былых коллег Уотерс не слишком любит вспоминать Сида. Черт его знает, почему. Слухи же о том, что в середине 60-х Роджер имел репутацию "одного из главных поставщиков LSD в Лондоне", так слухами и остаются.

По большей части Pink Floyd того периода было решительно все равно, для кого играть - для полного зала одурманенных хиппи, или же для полуосыпавшихся мозаичных лиц на стенах мертвого города Помпеи. Лишь бы сыграно все было хорошо. "Концерт" "Live At Pompeii" появился на экранах британских кинотеатров в сентябре 1972 года. Выступление в полуразрушенном амфитеатре, представляющее собой развернутую сюиту на тему и без того эпической композиции "Echoes" - шедевра в стиле "песня, замкнутая в себе" - по сей день самая убедительная из возможных демонстрация высшей степени отстраненности рок-группы от шелухи шоу-бизнеса, как он есть.

15 сентября 1975 года на прилавках музыкальных магазинов появился новый диск Pink Floyd, названный "Wish You Were Here", второй в истории группы альбом, абсолютно вся лирика которого была порождением язвительного ума Роджера Уотерса. Запись альбома далась группе тяжело. Все нехитрые амбиции музыкантов были к тому времени уже реализованы, вот только пришлось по различным причинам отказаться от выпуска уже записанного "Household Object" - забавного эксперимента в стиле нойз, в работе над которым было использовано что угодно, но только не музыкальные инструменты. Над группой витали осенняя хандра, призрак Сида Баррета и пугающая перспектива превращения в "монстров рока". Несведующие бюрократы из "Capitol" по-прежнему готовы были при знакомстве поинтересоваться: "Ну, и кто же из вас тот самый Пинк Флойд?" Неудивительно, что партия вокала в высмеивающей эту ситуацию песне "Have A Cigar" была после нескольких неудачных попыток записать ее силами группы отдана культовому британскому инди-рокеру Рою Харперу (Roy Harper). А на "Welcome To The Machine", песню, в которой процесс создания "монстров рока" шоу-бизнесом представляется чем-то вроде НИИ им. д-ра Франкенштейна, был снят неожиданно мрачный и тяжелый рисованный видеоролик. Так началось сотрудничество группы с решившим попробовать себя в жанре клиповой анимации политическим карикатуристом Джеральдом Скарфом.

Атмосфера в группе, между тем оставалась напряженной. "Книга о нашем турне 1973 года - ее так и не опубликовали, но я читал некоторые отрывки, я смеялся, мне очень нравилось, - вспоминает Уотерс, - Я думал: ну да, так все и было. А Дейв (David Gilmour, лидер-гитарист) сидел с открытым ртом. Он говорил: это ерунда! А если наша группа и впрямь такая, то мне не следует в ней оставаться!" Забавно, но в итоге все вышло с точностью до наоборот.

7 сентября 1987 года Гилмор и ударник Ник Мейсон (Nick Mason), завоевавшвие в нелегком бою с юристами право оставить за собой название Pink Floyd, при поддержке труднозаменимого Боба Эзрина выбросили на прилавки музыкальных магазинов рожденный в муках альбом "A Momentary Lapse Of Reason". Альбом забрался в Top-3 по обе стороны Атлантики, что в попсовые и нигилистические 80-е для группы "прогрессивного" направления, было довольно необычно. Уже после релиза альбома несколько песен вышли синглами и стали хитами, причем "Learning To Fly" стал первым синглом в истории звукозаписи, выпущенным исключительно в формате CD. Десяток "пробных" винилловых версий розового и черного цвета, отсутствующих в каталогах EMI, и представляющих сейчас исключительно коллекционный интерес - не в счет. А авторство другого хита, стремительной и без особых компромиссов вписавшейся в стилистику "новой волны" композиции "One Slip" с Гилмором разделил Фил Манзанера (Phil Manzanera) легендарный гитарист Roxy Music.
Это был успех. Но были ли это Pink Floyd? Известно, что клавишник Рик Райт (Rick Wright) вернулся к коллегам, когда было записано больше половины нового материала, а помимо Мейсона в записи участвовали такие известные сессионные ударники 80-х (или монстры имитации компьютерных барабанов вживую, что для указанного десятилетия, в общем-то, одно и то же), как Кермин Эппис и Джим Келтнер. Уотерс, когда его спросили, что он думает об этом альбоме, назвал его довольно средней поделкой, созданной армией музыкантов-призраков. Может быть, и так: из шестнадцати задействованных в записи сессионных музыкантов (среди которых можно было заметить и небезызвестного гитариста Майкла Ландау, и легендарного Тони Левина, ученика самого Роберта Фриппа) лишь клавишнику Джону Карину (John Carin) было суждено позже войти в последний действующий состав группы. С другой строноны, как тому же Бобу Эзрину пришлось в свое время попотеть, перекраивая довольно неудобоваримый в оригинале сюжет той же "The Wall" для более адекватного его восприятия, и какие силы "uncredited" участвовали в записи этого эпохального творения!

Публичная реанимация Уотерсом упомянутого шедевра состоялась 17 сентября 1990 года. Именно в этот день был выпущен двойной концертный альбом "The Wall Live In Berlin". На сей раз количество задействованных в постановке "римейка" поп-звезд било все возможные рекорды, а концовка рок-оперы была немного изменена: вместо привычной старым меломанам "Outside The Wall" сводный хор поднимавшихся на козловом кране над пенопластовыми руинами стены артистов исполнял "The Tide Is Turning", песню из сольного альбома Уотерса "Radio KAOS". Есть мнение, что Роджер собрал такую звездную тусовку исключительно для того, чтобы банально спрятаться за ней. Весь доход от продажи первого тиража аудиоверсии пошел в Фонд Жертв Стихийных Бедствий, а видеоверсия первоначально была лишь большим бонусом на изданной в 1990 году кассете с оригинальным кинофильмом "The Wall" образца 1982 года.
Позже, где-то в 1994 году, Уотерс неожиданно объявил, что намерен переписать сценарий "The Wall" в форме мюзикла. Как мы теперь знаем, на это ему потребовалось добрых десять лет.

А еще до этого заявления, 7 сентября 1992 года, в разгар "пятилетки техно и гранджа", в общих чертах повторившей семидесятническую "пятилетку диско и панка", когда никто не ждал от в очередной раз признанных выдохшимися рок-динозавров ничего интересного, в "зеркальную витрину магазина шоу-бизнеса" влетел еще один кирпич. Назывался он "Amused To Death", крайне резко высмеивал мир, в котором внешние понты какой-либо публичной персоны стали более важными, чем ее основное занятие, и принадлежал авторству все того же "старого зануды" Уотерса.
В отличие от удручающе восьмидесятнического по звуку "Radio KAOS", напоминавшего наименее интересные сольники Питера Гэбриела, новый альбом своим намеренно старомодным звучанием возвращал слушателя в 1979 год. "Я участвовал в создании двух абсолютно классических альбомов - "Dark Side Of The Moon" и "The Wall", - говорит Уотерс, - Но если вы не слышали "Amused To Death", то вы не получили полного представления, потому что этот альбом завершает трилогию..."

Через пару лет Pink Floyd ответили бывшему коллеге своей собственной программой, выдержанной в старом стиле. А потом, в качестве симметричного, хотя и несколько запоздалого ответа на новую версию "The Wall", разродились римейком классической "Dark Side Of The Moon". Но это - уже другая история...

06.09.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
PINK FLOYD - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Англия

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – 16 Тонн – BIG CITY JAZZ SHOW BIG CITY JAZZ SHOW »»

20:00 – Зеленый театр ВДНХ – Павел КАРМАНОВ Павел КАРМАНОВ »»

Хроника20/08

1991 – Началась работа над самым известным альбомом "Аукцыона" "Птица". Леонид Федоров и Олег Гаркуша запираются на даче, напиваются и сочиняют заглавную вещь. Кстати, альбом был закончен в день начала следующего путча – 3 октября 1993 года  »»

1998 – Скончался первый советский панк - Андрей "Свинья" Панов (группа Автоматические Удовлетворители)  »»

1999 – Группа "Сахара" получила свое нынешнее название (до этого они назывались "Джуманджи")  »»

Иннокентий АННЕНСКИЙ

Говард Филлипс ЛАВКРАФТ

Freddie MOORE

Frank ROSOLINO (1926)

Frank CAPP (1931)

Sneaky Pete KLEINOW (1934)

Isaac HAYES (1942)

David LASLEY (1947)

Robert PLANT (1948)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить