IRON MAIDEN  День знаний

Сентябрь в хрониках Iron Maiden отмечен двумя красными кругами винных пятен торжественных дат. О том, как создавался "Somewhere In Time" - чуть-чуть позже. 3-го же сентября исполняется ровно 20 лет, как на свет появился "Powerslave", последний из пяти классических студийных альбомов Maiden первой половины 80-х, принесших им имя, деньги, почет, уважение и биографов в Российской Федерации.

Дню знаний посвящается.

Сентябрь в хрониках Iron Maiden отмечен двумя красными кругами винных пятен торжественных дат. О том, как создавался "Somewhere In Time" - чуть-чуть позже, ближе к дате его выхода 18 нереальных лет тому назад - 29 сентября. 3-го же сентября исполняется ровно 20 лет, как на свет появился "Powerslave", последний из пяти классических студийных альбомов Maiden первой половины 80-х, принесших британцам имя, деньги, почет, уважение и биографов в Российской Федерации.

...Родной пенат Iron Maiden, Eddie, отсутствовал среди живых с декабря 83-го до сентября следующего года. За 13 дней до Нового, 84-го, года трехметровое чучело Эдди "официально" умертвили на "хеви-метал фестивале всех времен" в Дортмунде. На похоронах присутствовали именитые гости - Ozzy, MSG, Scorpions, Def Leppard, - а также их братья меньшие. Тряпочный монстр на ходулях был завален совместными усилиями музыкантов на сцену, голова его была раскрыта, огромные антуражные мозги вынуты и раздавлены. Окончательно добил своим "Фендером" бедное пугало Мюррей. Снимавшее концерт немецкое телевидение отказалось демонстрировать эти негуманные кадры.

Эдвард воскрес 3 сентября 1984 года. Злобная рожа мумифицированного запасливыми египтянами божка металхедов омрачала доброе голубое небо на обложке "Powerslave". Оформлял пластинку бессменный (вплоть до 92-го года) художник группы Дерек Риггс. Эдди восседал огромной египетской статуей у подножия пирамиды и зыркал по сторонам гнилушками глаз из своих огромных пустых глазниц.
Как и предыдущий альбом, "Piece of Mind", "Powerslave" был записан в Петушках души - на Багамских островах, где банановая настойка недорога, а налоговые полицаи не в пример человечней английских. В отличие от предшественника, "Powerslave" был единогласно обласкан критиками, некоторые из которых поспешили услышать на "Piece..." признаки "размягчения". (Что, однако, не помешало ему стать к концу 83-го "альбомом номер 1 всех времен" согласно опросам читателей в то время ведущего журнала о тяжмете "Kerrang!") Звук гитарных риффов на "Powerslave" был ужесточен, что не ускользнуло даже от уха музыкальных критиков. Альбом в итоге поднялся до 2-го места в национальных английских чартах. И это несмотря на то, что материал на "Powerslave" поделился, не в пример монолитной классике двух предыдущих альбомов, на две весовые категории: сногсшибательную и убийственную. Ко второй относились сама мрачная египетская "Powerslave" Дикинсона и лучшая совместная работа Брюса и Эдриана антимилитаристская "2 Minutes To Midnight".
Харрис, в своем ключе, обнародовал 13-минутную, самую длинную и одну из самых сложных композиций группы, "Rime Of The Ancient Mariner". Сюжет был не то, что основан, а полностью построен на замучившем английских школьников одноименном нравоучении о дохлом альбатросе старого курильщика опия Самюэля Тейлора Колриджа. Вторым единоличным детищем Харриса была открывавшая альбом "Aces High", способная вогнать человека в истерику, олицетворенную Дикинсоном в отснятом на песню видео.
К первой категории относились все остальные. "Losfer Words", последняя на сегодняшний день инструментальная композиция Maiden, две кровожадно-фехтовальные композиции Дикинсона и Харриса соответственно, "Flash Of The Blade" и "The Duellists", и "Back To The Village", продолжение злоключений "номера 6", начавшееся на "The Prisoner". (Мотив обеих песен народился из подмышки популярного в 60-е телесериала "Пленник" ("The Prisoner"). Действие киношедевра разворачивается в странном и даже смешном для воображения, которое в детстве не будоражил "Фантомас", месте, называемом "village" ("деревня"). В этой условной "деревне" проходят негуманоидную подготовку насквозь засекреченные агенты, у которых нет даже имен, а есть только номера, уменьшающиеся с возрастанием степени посвящения. По-голливудски безупречный герой Патрика МакГуна, бывший сотрудник МI6, мумифицированный хлороформом в своей лондонской квартире, придя в сознание, обнаруживает себя в "деревне", где и происходит знаменитый диалог между ним и "новым номером два": "А ты - номер шесть!" - "Я не номер, я свободный человек!")

В поддержку альбома были выпущены два сингла, "2 Minutes To Midnight", выход которого послужил выстрелом стартера для сумасшедшего "World Slavery Tour 84-85", и "Aces High". "2 Minutes...", обнародованный перед выходом альбома, 6 августа, добрался до 11 места в хит-парадах, а вышедший пост-фактум 22 октября "Aces High" - до 20-го. Синглы были сдобрены 2 "каврами": "Rainbow's Gold" Beckett и "King of Twilight"

Nectar - трансформер, фактически собранный из 2-х родоначальных песен, оставшийся в метрике как "King of Twilight". Кроме банальной концертной записи "The Number of The Beast" сингл "2 Minutes..." содержал еще и одно из самых удивительных музыкальных произведений Maiden, 4-минутную композицию "Поручение 'Арри" ("Mission from 'Arry"). "Mission..." стала первым самоуничижительным стебом, piss-taking, в определении авторов, веселых английских металлистов.
Этот нравоучительный эпистол сочинился стараниями МакБрейна и Харриса 18 августа 1983 года в городе Аллентаун, штат Пенсильвания, где Maiden играли один из многочисленных концертов своего первого "сольного" турне по Штатам. В самом начале соло Нико (производившимся между "To Tame A Land" и "Phantom Of The Opera") у Стива решил отключиться бас. Подозвав к себе техника, он отправил его сказать ударнику, чтоб тот играл по возможности дольше, пока с басом не разберутся, где надо. Но бедный малый оказался не из тех, кому легко дается общение с людьми. Размахивая руками как муха средней дальности перелета и кончая в воздух бессвязными обрывками телеграфных фраз, парень так и не смог достучаться до толщи дум Нико сквозь концертную громкость. МакБрейн совершенно не принял сигнала, но сделался удручен. В связи с этим с соло его приключилось то же, что с компотом, в который пролилась тоненькая струйка мочи. После концерта МакБрейн отловил незадачливого roadie и подвергнул его уши гимнастике по закалке духа. На защиту несчастного встал Харрис. Но виртуозное соло еще не было отмщено. И, отведя душу на технике, Нико взялся за Стива. "Я не знал, что это ты его послал, 'Арри!" - "Ты должен пойти и извиниться перед ним!" - "И не подумаю! Он меня з***ал!" Шла уже тридцатая минута встречи, фраза "Он меня з***ал!" раздавалась все чаще, и вскоре тема беседы перекинулась на родословную работяги. Остальные трое тем временем сидели в соседней комнате и с интересом вникали в суть происходящего. "Они несли невообразимую чушь!" - ёрничал Брюс. "В ход пошли слова, от которых Клайв (Бёрр, бывший ударник) или Дерек точно бы покраснели!" И со спокойствием негодяя на лице Дикинсон спрятал в карман Walkman, нажал на запись, и когда силы уже, казалось, покинули спорщиков, вошел в комнату и участливо осведомился, у кого какие сложности.
Дебаты перешли во второе чтение - пока Стив не заметил подлый черный прибор. "Some cunt's recording this!" - воскликнул он, и Брюс поспешно остановил пленку. Красный, как Анпилов под знаменем, Нико выхватил плеер и, швырнув кассету на пол опустил свой кроссовок прямо ей на грудь. По хрупкому пластмассовому телу прошла трещина, но пленка устояла. Повторный удар барабанщик нанести не успел, оттолкнутый со всей силы Дикинсоном. МакБрейн повалился на пол, а Брюс, схватив кассету, пустился наутек. В горле Нико словно кто-то свел лепестки диафрагмы на расстояние, не допускающее только интимную близость, и спертым голосом он выдохнул: "Сейчас я его отметелю!" И выпрыгнул вон. Харрисовское "Нико, остановись!" раздалось за его спиной, но дистанция между ним и Брюсом сокращалась неумолимо. Когда стало ясно, что сейчас со стороны спины может произойти удар по шее, Брюс остановился, и, повернувшись лицом к преследователю, спокойно произнес: "Нико, извини! У меня на другой стороне записаны стихи для нового альбома". - "Если бы он тогда не остановился и не извинился, - улыбался позднее своей искренней улыбкой МакБрейн, - не знаю, что и было бы. Тогда я легко мог бы уйти из группы. Это сейчас об этом вспоминать смешно".
Когда страсти почили в бозе, в один из мирных багамских вечеров пятеро, собравшись поговорить и подуть друг на дружку пивной пеной, решили, что смех над самим собой приближает человека к богу. И поместили на винил эту историю о том, как поссорились г-н МакБрейн с г-ном Харрисом.

"Powerslave" породил "World Slavery Tour"; а тот прожил так долго, что довел родителей до грани полного физического и морального истощения. Начавшийся 9 августа в Варшаве "World Slavery Tour" стал, по выражению Дикинсона, самым большим и самым успешным, и по его же выражению, самым худшим. Турне продолжалось 13 месяцев, за которые группа дала 322 концерта (!). День отдыха следовал после четырех, а то и пяти концертов подряд. С августа 84-го по июль 85-го Iron Maiden объехали 28 стран, в некоторых из которых они побывали впервые. В Бразилии перед 250000 тысячами пар глаз вместе с Queen они открыли первый в истории "Rock In Rio". Первыми из западных рок-групп они дали сольные концерты в странах, Восточной Европы, пожелавших совершить идеологический подкоп под железный занавес. Польша, например, встретила 14 тысячами панове перед сценой, сооруженной в старом варшавском спорткомплексе, и 5 тысячами оставшихся за его стенами. Люди там "совершенно не знали The Who, зато знали нас" (Харрис). Вслед за панами краковяками Maiden выступили перед 38000 бесноватых мадьяров в Будапеште на своем самом большом единоличном фестивале за первые пять лет на профессиональной сцене. Но самым видным стало выступление на культовой лос-анджелесской "Лонг Бич Арене", где за четыре вечера Iron Maiden имело счастье наблюдать 52000 человек. Концерты были записаны и отсняты, а записанное и отснятое впоследствии выпущено под видом 2LP и VHS "Live After Death".

5 июля 85-го в Калифорнии был сыгран последний концерт, и группа получила долгожданный полугодичный отдых. (В итоге превратившийся в четырехмесячный.) Это был водораздел времен. Впервые был нарушен график "в год по альбому", и следующей студийной работы людям пришлось ждать до осени 86-го. Вместе с началом второй половины десятилетия в большой мир снова зайцем просочилась тоска перемен. Это желание не обошло стороной и Iron Maiden...

03.09.2004, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)

Группа IRON MAIDEN

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...

Подробности из жизни:

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…

Далее... →