ФЕСТИВАЛЬ  Рок, рэгги и масляная краска

Посетителям фестиваля "Rock'n'reggae" будет что вспомнить: когда еще удастся попасть на концерт, где фанаты Джа Дивижн столь душевно отрываются под Психею, а поклонники nu-metal подпевают дуэту 5'Nizza? Но вместе с приятными моментами придется, к сожалению, вспомнить и заляпанную масляной краской одежду...

Фестиваль "Rock'n'reggae" состоялся. Пришедшим на него будет что вспомнить: когда еще удастся попасть на концерт, где фанаты Джа Дивижн столь душевно отрываются под Психею, а разрисованные мрачными татуировками поклонники nu-metal подпевают дуэту 5'Nizza?
Но прежде чем перейти собственно к плюсам - музыке и фестивальной атмосфере, - расскажем о минусах.

  • Во-первых, многие зрители феста ушли из "Зеленого театра" с испорченным настроением и в испорченных штанах. Лавки в зале, оправдывая название театра, были непосредственно накануне фестиваля выкрашены в зеленый цвет, о чем организаторы феста - ООО "ЭС ЭН СИ Энтертейнмент" почему-то "забыли" предупредить пришедших на концерт. При этом не сесть на эти свежеокрашенные лавки и не испачкать одежду не было никакой возможности - милиция в приказном тоне заставляла пришедших не стоять в проходах, а рассаживаться.
    Поскольку организаторы (а именно с ними вы заключили соглашение, покупая билеты на фестиваль) не предложили никакой компенсации за испорченные вещи и причиненный зрителям моральный ущерб, "Звуки" советуют не ждать от них милостей, а обратиться с жалобой.
    Вот иснструкции, которые дает наш читатель hoDDog:
    Вы приходите по адресу: Крымский Вал, 9, стр. 33, м. Октябрьская (тел. 236 27 39) и пишите заявление о претензии на имя Ген. Директора OOO "ЭС ЭН СИ Энтертейнмент".
    Администрация обязана принять у вас претензию и заверить на копии, что претензия получена. Администрация может ссылаться на строительную фирму, которая занималась ремонтом театра, но это всего-навсего попытка уйти от ответственности: деньги за билет вы платили организаторам, и за все, что происходило на концерте несут ответственность они.
    В течение 10 дней они обязаны дать вам ответ по принятому решению, в случае игнорирования вашей претензии или отказа выплатить компенсацию, вы имеете право обратиться в суд.
    Советы:
    Не пытайтесь очистить испорченные вещи, дабы иметь возможность всегда продемонстрировать нанесенный ущерб.
    Не выбрасывайте билет с фестиваля - это подтверждение того, что вы пострадали на концерте, и ваш договор с организаторами.
    Не стоит воспринимать факт испорченных вещей как нелепую случайность, есть люди, которые получают за это деньги (продажа билетов) и которые должны обеспечивать безопасность вас и вашего имущества на подобных мероприятиях - это организаторы!

  • Во-вторых, многие зрители (в числе прочих - и ваш корреспондент), к сожалению, пропустили выступление Каберне Денев и Dub TV. Частично по своей вине - сделали скидку на непременную фестивальную задержку. Частично - из-за того, что подошли к центральному входу в парк. Однако фестиваль начался вовремя, а входить на "Rock'n'reggae", как оказалось, нужно было с дальней стороны - там, где Нескучный сад. С пытавшихся же войти в парк через главные ворота охранники требовали билеты - но не фестивальные, а на вход в парк. Тем, кто не хотел платить деньги за прямую дорогу к "зеленому театру", парк приходилось обходить или объезжать. Обо всех этих тонкостях мало кто знал, а потому "Каберне Денев" в тот день увидели далеко не все желающие.

    Когда мы наконец пробрались в "Зеленый театр", в самом разгаре было выступление Каникул Бонифация. Их неспешное рэгги лениво плыло над лежащими на лавках зрителями, а солист "Каникул" Вкусный, помахивая длинными дредами, расслабленно улыбался в толпу.

    Во время подготовки к выходу на сцену следующей группы - Психеи зал пришел в движение: разноцветные дредастые растаманы отправились за водой (алкоголь на фесте не продавался), и их место на танцполе занял мрачно-трезвый, покрытый пирсингом и, несмотря на жару, одетый в черное народ. Пока группа готовилась, парочка недоброжелательных ведущих, страдая косноязычием, пыталась убедить музыкантов и преданную "Психее" толпу вести себя хорошо. Однако все опасения оказзались напрасными: "Психея" была настроена вполне позитивно, а фанаты группы, несмотря на постоянные провокации со стороны милиции, слэма не устраивали и с растаманами не дрались, проявляя прямо-таки пионерскую сознательность. При этом рубилово группа устроила нешуточное: даже самые сонные и ленивые прыгали и раскачивались под музыку "Психеи", подхваченные их бешеной энергией.

    "WK?" начали свое выступление с а-капелла версии "Растамана" - и повода для цензуры. "Для человека не жалко ни х**!" - самозабвенно выводил вокалист Шум в припеве. Репрессий за этим хулиганством не последовало - и вот уже "WK?" выдали ска-джазовую версию "В моем мире". "WK?" могут обижаться на критиков за сравнения с Asian Dub Foundation, но сходство между ними действительно есть. Хотя и не в музыке. Обе группы способны объединить между собой любые стили, направления и музыкальные веяния. Да так, что определить, где кончается даб и начинается ска, где рэгги переходит в рок, а этно - в джаз, невозможно. Да и вряд ли народ был склонен к подобному анализу, слушая самую яркую группу фестиваля. Ведь несмотря на то, что после были еще Tequilajazz, 5'Nizza и Fool's Garden, только "WK?" удалось по-настоящему расшевелить измученный жарой зал.
    Трубы и барабаны, диджейские скрэтчи и плотное гитарное звучание гитар, гостевой рэп и веселые телеги Шума между песнями, толпа рокеров и растаманов, в унисон прыгающая под грохочущий ритм "Оригами" - все это вместе стало идеальной иллюстрацией к названию фестиваля.

    Но вот бесбашенное стилистическое буйство "WK?" сменяется классическим рэгги. "Джа Дивижн" - наверное, первая и главная российская рэгги-группа, однако во время их выступления не покидает ощущение, что они играют не для собравшихся в "Зеленом театре", а для себя. Не обращая ни малейшего внимания на реакцию зрителей. Даже когда лидер Гера Моралес начинает рассказывать, что такое настоящее рэгги, кто такой Джа и как здороваются растаманы (а он это делает даже чаще, чем поет), он не смотрит в зал. Бегая по сцене, вокалист "Джа Дивижн" быстро-быстро говорит в микрофон, в самых чувствительных местах поднимаясь на цыпочки и поднимая глаза к небу. И сорок минут выступления главной рэгги-группы в стране кажутся бесконечностью.

    Tequilajazz, презрев первое правило любого фестиваля - петь только хиты! - тем не менее, оправдывает свое звание самой профессиональной рок-группы России. Их густой тяжелый саунд окутал зал долгожданной прохладой, а новые песни ввели публику в состояние транса.
    Во время сета "Текилы" зрителей перестали пускать в стоячий партер - и, возможно, это оправдано: слишком многие хотели подойти к группе поближе. Скромное очарование Ай-яй-яя и компании всегда притягивало народ, как магнитом...

    Рэгги-хедлайнеры "5'Nizza" вышли на сцену с наступлением вечера. "Звуки" давно уже не бывали на их выступлениях, а потому перед концертом мы мучались вопросом: не растерял ли харьковский дуэт свой позитив в бесконечных гастролях. Не растерял. Светлая музыка "5'Nizzaы", их солнечное обаяние и легкость, с которой они играют музыкальными стилями, ритмами и текстами, остались неизменными. Голоса Сана и Серого заполнили вечерний парк, и толпа хором пела с ними про солдата, у которого нет башки, про сон, какого не видел и Люк Бессон и маму-Ямайку.

    Однако после "5'Nizza" зал опустел. Люди потянулись к выходу, абсолютно не реагируя на призывы ведущих "показать свое гостеприимство" немецким гостям Fool's Garden. К моменту появления на сцене Петера Фройденхальтера и компании в зале осталась едва ли половина зрителей.
    Участники "Fool's Garden" сами напросились в хедлайнеры российского фестиваля: просто связались с немецким посольством и сообщили о своем желании выступить в Москве и Питере. Преградой для их приезда не стало и то, что у нас они известны главным образом благодаря песне 10-летней давности "Lemon Tree". Но еще до того, как Петер объявил свой главный хит, публика с удовольствием оторвалась под незнакомые большинству посетителей феста песни с их нового альбома "25 Miles To Kissimmee". Песни "Closer" и "Probably" заставляют вспомнить даже не брит-поп, к которому критики относят "Fools' Garden", а безумные 80-е - те самые, с суровыми мужчинами в колготках и макияже и поп-музыкантами в кожаных штанах и шипастых косухах. Особенно ясно это эклектичное время вспомнилось в тот момент, когда участники группы под звуки одной из самых своих легких песен встали в ряд с гитарами (вокалист Петер - с микрофоном) наперевес и начали трясти головами, как заправские металлисты. Впечатление завершил старый хит о давно забытых временах "Wild Days". По случаю фестиваля спетый в стиле рэгги.

  • 23.08.2004, Ольга ТРЕТЬЯКОВА (ЗВУКИ РУ)