ASIA  Silent Nation

Первоначальная идея появившейся на свет в 1982 году группы Asia была проста, как все гениальное: музыканты, обогащенные опытом исполнения прогрессивного рока в разных группах, собрались вместе, дабы...

Первоначальная идея появившейся на свет в 1982 году группы Asia была проста, как все гениальное: музыканты, обогащенные опытом исполнения прогрессивного рока в разных группах, собрались вместе, дабы играть в сущности поп-музыку - только, что существенно, высокотехничную, непошлую и с большим запасом прочности, нежели у расцветшего к этому году пышным цветом электропопа. Как альтернативу рабам тогдашних примитивных цифровых синтезаторов музыкантов никто не воспринял. А вот в отходе от арт-роковых корней их обвиняли часто.
К 1992 году из первоначального состава Asia остался лишь клавишник Джефф Даунс (Geoff Downes). Его былого соавтора, поющего басиста Джона Уэттона (John Wetton) сменил тезка Джон Пейн (John Payne). Попрощавшись на альбоме "Aqua" и с остальными музыкантами "золотого состава" группы ударником Карлом Палмером (Сarl Palmer) и гитаристом Стивом Хоу (Steve Howe), группа продолжила свою деятельность. Постепенно ушли в прошлое футуристические обложки Роджера Дина (Roger Dean) и обыкновение называть каждый новый диск словом, начинающимся с буквы "А".
На альбоме "Silent Nation" за барабанами появился широко известный своей работой с Манфредом Манном и Джимми Пейджем ударник Крис Слэйд (Chris Slade). Наконец-то! А то после своего не слишком продолжительного и многих удивившего альянса с ACDC этот виртуоз надолго пропадал из поля зрения. Партии гитары исполняет не столь известный, но вполне компетентный гитарист Гатри Гован (Guthrie Govan). Новые песни Asia - это задумчивый и местами меланхоличный "рок для взрослых". Разумется, в номерах вроде "Midnight" или "I Will Be There For You" не обходится без некоторой переклички с мимикрировавшей некогда под новую волну "Heat Of The Moment", но до открытых самоцитат, к счастью, дело не доходит. С другой стороны, как это было и раньше, в рамках ненавязчивого поп-рока творчество группы не держится. Так, композиция "Blue Moon Monday", которая могла бы стать простой балладой, превращается в семиминутный эпик с загадочными синтезаторными наигрышами и мрачными гитарными риффами, в куплетах и проигрышах "Ghost In The Mirror" музыканты развлекаются с хитроумно пропущенными дольками, а другая баллада, переполненная вначале струнными "Gone Too Far", финиширует красивейшим гитарным соло и эпическим хором - услышав это, даже самый крутой металлист завистливо обкусает себе локти до кости. Так уже было и раньше: вспомните, даже в насквозь попсовом 1990 году, выступая в Москве, собравшая стадион "Олимпийский" группа изрядно удивила меломанов исполнением легендарных "Starless" и "Book Of Saturday" из репертуара King Crimson.
В песни то и дело проникают звуки с маленьких улиц большого города. В сочетании с картинками из буклета это дает даже не знающему английского слушателю некоторое представление о концепции альбома: грустной повести о маленьких людях, живущих унылой жизнью на дне рукотворных каньонов, тянущих изо дня в день свою лямку - повести о "тихом народце" с маленьких улиц больших городов. Как ни странно, по стилю и настроению заглавный номер "Silent Nation" близок к работам небезызвестных Rialto. Но в опусе "азиатов" выдержанная в ретро-тонах грусть-тоска не только стильная, но и осмысленная.
На дороге "рока для взрослых" есть свои вехи. Этот альбом Asia - одна из таких вех.

23.08.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)