STEREOLAB  Стань как "Ленинград"

"В питерском ТЮЗе британская группа Stereolab выступала в абсолютно "живом" составе. Без диджеев, без сэмплеров. Спасибо им за это, конечно. Однако результат получился очень странным..." Своими впечателниями от выступления группы с читателями Звуков.Ru делится профессиональный звукорежиссер.

Культурная жизнь нашего города этим летом получилась немного странной.
С одной стороны, множество мероприятий - в частности, походов в кино. С другой, неоднозначные концерты.

Asian Dub Foundation оказались не семью азиатами с инструментами, а одним белым DJ-м и двумя скорее африканскими MC's, из которых один практически молчал, а второй читал хип-хоп; да еще и играли после потрясающей команды - SPb Ska Jazz Review - большого "живого" коллектива, и этот контраст окончательно все испортил.
Собственно, догадливый Митя Храмцов (Добраночь) пытался обратить внимание потенциальной публики на приписку мелким шрифтом: DJ-Set. Но, к сожалению, не все эту информацию получили.
Отличная статья об этом мероприятии лежит здесь, и нет смысла что-то особенное добавлять - разве только то, что звук был просто потрясающий. Никогда такого не слышал на open-air! Несмотря на то, что духовая группа Ska Jazz Review была довольно большой, каждый инструмент был слышен отчетливо: вот это тромбон, это баритон, это труба...
Мой товарищ, тоже музыкант, задумчиво провозгласил: "Наука продвинулась далеко!"
Правда, как водится, громкость чрезмерная. Особенно на ADF Sound system. Чья злая воля заставляет звукорежиссеров на всех концертах превышать болевой порог - непонятно, но я просто опасался за необратимые для слуха последствия.

А вот на выступлении Stereolab хочется остановиться поподробнее. Концерт представлял собой одну из акций британского консула, таких как: информирование об образовательных программах в Великобритании, проведение языковых курсов, организация культурных мероприятий и т.п. В числе прочих образовательных мероприятий, в Россию привезли одну из очень заметных современных британских групп - Stereolab.

Так уж совпало, что ко мне незадолго до того попали записи группы, в частности, альбом "Sound Dust".
Первая реакция - ух ты, не обошлось без влияния Astrud Gilberto! (известнейшая исполнительница музыки bossa nova).
Вторая - да это же тамошние Колибри, только с нормальным звуком! (дело в том, что питерские "Колибри" свою классическую работу "Маленькие трагедии" выпустили давно и за маленькие деньги. Потому там очень мало живых инструментов, слабая студия и очень много неприемлемых теперь по звуку синтезаторов и драм-машин).
Я переслушивал музыку Stereolab много раз, что редко получается с альбомами других исполнителей. Пришел к мнению, что это очень самобытный и насыщенный, несмотря на прямое отношение к современной "легкой музыке", коллектив. Потому и на концерт шел радостный, хотя опасался, что в ТЮЗе звука быть не может.
Забегая вперед, замечу, что его действительно не было.

Концерт, конечно, начался позже, но это никого не озаботило: к тому времени как раз собралась публика, тем более, что "разогрева" в этот раз не было.
Тихо и мягко играла фоновая музыка - еще раз подала надежду - а может, того-с?.. Не будет привычного рева и грохота?..
Выступил сам британский консул и всех очень тронул, сам чуть не плакал. Позже его речь на двух языках продублировала девушка, которая уже знала, что говорить нужно в микрофон.

Появилась группа. Начал клавишник - и еще теплилась надежда на комфортный негромкий мягкий звук. Но - куда уж там... Довольно скоро умерли все надежды...

Возникло очень серьезное подозрение, что звукорежиссер на площадке был местный и абсолютно не готовый к работе. Потому что все то, что он делал, было одной большой ошибкой.

Прибежав домой и сразу переслушав записи, я пытался проанализировать причину провала. Сделал вывод, что "Stereolab" - группа, обязанная своему успеху в такой же степени благодаря звуковой задумке, как и музыкальной.
Судите сами - партии инструментов у группы достаточно просты, никаких виртуозных соло, никаких лишних нот. Когда слушаешь, вообще не делишь звучание на инструментальный состав, а композицию на части.
Просто - вокал - и группа. Именно так:
Вокал - много, с полной передачей частотного диапазона, с мягким низом, с очень интересными находками. Один гитарист, с которыми мы раньше играли, не смог, кстати, их слушать, сказав: "Она же ни в одну ноту не попадает!". Это, конечно, преувеличение. Все "непопадания" - часть большой точной игры вокалистки, дающей потрясающий эффект. Исполнение новой вокалистки группы полностью соответствует материалу, таким образом Laetitia Sadier продолжет дело Stereolab образца 1992-2002 годов. Похоже, что прозвучали и старые вещи - совсем в другом стиле - ближе к музыке retro-pop.
Инструментальная группа Stereolab звучит очень деликатно. Без каких-то выделяющихся сольных партий, вся целиком; как лес, а не "много деревьев". All, а не each one. Система уравнений.
Это на концерте видно, что - вот, здесь она тромбон взяла, а он вот тут - валторну. На записи - все очень слитно, мягко, позитивно...

Что же происходило в ТЮЗе?
Группа выступала в абсолютно "живом" составе. Без диджеев, без семплеров. Спасибо им за это, конечно. Однако результат получился очень странным.
Ощущения возникли такие, что какая-то местная клубная группа решила сыграть по памяти один раз прослушанные треки, предназначенные для сложной фактуры, на сподручных рок-инструментах - настолько все было раздельно и мешало друг другу.

Звукорежиссер же "помог" тем, что задрал, как водится, громкость до той степени, когда стало больно ушам, вокал, разумеется, оказался завален, и для "читаемости" была поднята верхняя середина. Спасибо. Тем, кто страстно желал разобрать французские тексты, очень повезло. Не повезло только тем, кто хотел узнать, что это за группа такая - Stereolab. Потому что это были - не они. И вокалистка, бедная, форсировала звук, что совсем не шло на пользу ее манере исполнения.
Я надеюсь, что в развитых странах "живые" концерты проходят иначе. Иначе начинаешь верить, что хороший звук бывает только на фонограммах. Но как же тогда Ska Jazz Review?

Было ощущение, что звукорежиссер, увидев гитаристов, решил - ну, вот Стратокастер, он, значит, соло будет играть. Дай-ка я его вверх!.. А это - вокалистка, она будет кричать, и вообще обычно все они поют не очень... И бас в нее полезет... Дай-ка мы ее порежем...
Порезали, будьте уверены. Баланс "вокалистка и группа" был потерян, равно как и баланс внутри самой инструментальной группы.

Получилось - никакой связи между партиями, отдельные пучки сорняков, торчащие тут и там. Стекло "Страта", столь мною нелюбимого, тут лезло так, что уши болели. Может быть, это не так испортило бы традиционный состав рок-группы с четким разделением - это - риффы, это соло, бас - до-фа, барабаны - тоже ясно. Клавишник - картошки, один раз за песню соло... И, в общем-то, как ни "накрути", все равно понятно, что имелось ввиду. Но Stereolab такой подход просто убил.
Ведь на записи никогда не вылезает гитара, тем более, что функцию ее не только солирующей, но и аккомпанирующей назвать нельзя - скорее, заполнение некой своей тембральной и ритмической ниши, очень деликатное. А здесь - "топорщилась" сама по себе, вызывая недоумение.

Мягкие аналоговые клавиши звучали хорошо, только оставаясь одни, обычно теряясь в неприятном звуке чрезмерных гитар.
Как, опять же, поделился впечатлениями мой друг-музыкант: "Столько синтезаторов на сцене, и никакого толку".

Можно понять, что в записи состав "подгоняется" по мере надобности, что сыграть и озвучить "один в один" не всегда возможно. Но ведь и так издеваться над публикой нельзя!
Публика очень хорошо поняла, что здесь - не танцы и не рок-н-ролльный драйв, и пыталась слушать внимательно. Вопрос только в том, что она услышала?

Ладно, если бы на сцене выступал какой-нибудь известный русскоязычный коллектив, с которым весь зал пел бы вместе, - глядишь, шапками закидали бы, в духе выступлений "Ленинграда" или звезд русского шансона. Ладно бы, была танцевальная музыка с электронной основой "дыж-бдыж" - поплясали бы (тщательно выговаривая "я").
Но Stereolab - группа недостаточно раскрученная здесь для того, чтобы позволять себе такое несоответствие записи, как, скажем, "Under the Bridge" RHCP в концертном исполнении. Перед началом мероприятия вокруг постоянно звучали вопросы - а что они играют?

Нужно понять, что мы пытаемся поспеть за развитием музыкальных событий, однако выходит это не очень хорошо - очень мало групп занимается раскруткой в России, так как знают, что здесь редко покупают лицензионные диски.
Потому, когда заявляется концерт "привозного" современного коллектива, большая часть слушателей приходит познакомиться; значит, и показывать нужно высокий уровень, соответствующий тому, что делается на Родине.
Основная идея концерта в ТЮЗе оставалась такой же - современная умная, мелодичная, гармоничная музыка. А вот средства никак этой цели не соответствовали - вышел абсолютный самопал.

Окончательный ответ на вопрос - Кто виноват? - давать боюсь.
Если в СССР "за все в ответе" был пионер, то на Западе обычно - продюсер. А уж кто в ответе перед ним самим - уже не наш вопрос.

В общем, ушли мы с коллегой через сорок минут, и с огромным удовольствием посмотрели на DVD отрывки выступления британской же команды Portishead в Нью-Йорке: c двумя оркестрами - джазовым и классическим, дирижером, с диджеем, тоже с женским вокалом, бас-гитарой, клавишами, барабанами, и прочим. Вот только со специально подготовленными аранжировкой и звуком. И с потрясающим результатом, эмоционально превосходящим альбомы!
И не нужно говорить - ну, то же NYC! Потому что просто можно было нормально организовать выступление, подготовить звукорежиссера...
Я думаю, что можно было найти человека, который за честь почел бы поработать c таким коллективом, и выяснить, что для этого нужно. Тем более, что выступление поддерживала такая солидная организация, как British Council. (И наоборот).

Ложка меда в бочку дегтя - свет был потрясающим, лаконичным, периодически сводился к монохроматизму, что очень впечатляло.

01.08.2004, звукорежиссер, Евгений ВИККИ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
STEREOLAB - Стань как "Ленинград" - ваше мнение о статье
  • Мне тоже кажется важным, что говорится о результате, да еще и с личной точки зрения. А как показали обсуждения (в высшей степени интересные и толковые), точки эти очень разные.
    Написал(a): Е. Викки, 07/08/2004 23:47
  • Одно не пойму, хлебоед, зачем вы так остервенело защищаете эту даму? Если бы вы взяли за труд почитать, о чем тут говорилось, убедились бы в том, что речь шла о том, что на бирне был плохой звук а не звукорежиссер. Более того -- называлась и причина -- неадекватная аппаратура, из который та самая дама просто выжала все, что могла. То есть, к ней не было притензий и вообще никто на нее не нападал.

    Вы паранойик?
    Написал(a): Al, 07/08/2004 18:37
  • 2 Хлебоед:

    "Думается, ...джинсов. "

    В общем, пожалуй, да.

    Остается списывать на творческую позицию звукорежиссера.
    Написал(a): Е. Викки, 06/08/2004 22:21
  • Блин, а вот список чуваков, с кем она работала:
    JACK JOHNSON
    TOM WAITS
    PINK
    DAVID BYRNE
    AIMEE MANN
    HERBERT GROENEMEYER
    BETH ORTON
    SONIC YOUTH
    BRAN VAN 3000
    CHRIS ISAAK
    LUNA
    CIBO MATTO
    NATALIE MERCHANT
    THE AMPS
    LIZ PHAIR
    THE BREEDERS
    L7
    POI DOG PONDERING,
    SISTER DOUBLE HAPPINESS

    Короче, господа, stop bulshitting
    Написал(a): Хлебоед, 06/08/2004 18:11
STEREOLAB - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Англия
Релизы:
2008 Chemical Chords
2006 Fab Four Suture
2004 Margerine Eclipse

Беги, Лола, беги – The KILLERS Killers сняли триллер c расставанием возлюбленных, погонями и поджогами. Видео. »»

Вспомнить все – LINKIN PARK Linkin Park сыграют в Лос-Анджелесе концерт памяти Честера Беннингтона »»

По нотам – THE BEATLES Страницы с нотами песни "Eleanor Rigby" The Beatles выставлены на аукцион »»

Богическая рапсодия – ИЗ ЖИЗНИ Талантливая и смешная версия "Богемской распсодии" на тему Игры Престолов »»

Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Лучшая ночь – HALSEY Поп-звезда Halsey дала первый российский концерт и назвала его "лучшим в туре". Репортаж Звуков »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

R.I.P. – Александр СЕМЕНОВ Александр Семенов - сонграйтер, солист группы Рабфак и продюсер певицы Юты - найден мертвым. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Почему для джаза не нашлось места в бюро патентов? – ЭТИКА ДЖАЗА Ищем ответы на вопросы: когда и почему возник джаз, как он пошел в школу и обзавелся подростковыми… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Хроника24/08

1905 – Родился Артур "Big Boy" Крудап - блюзовый певец, оказавший огромное влияние на Элвиса Пресли. Автор "That's Allright Mama" и "My Baby Left Me"  »»

1981 – Марк Дэвид Чапман приговорен к 20-летнему заключению за убийство Джона Леннона  »»

2011 – Джимми Пейдж был первым, кто использовал гитарный эффект «обратного эха» или «реверберации»  »»

Arthur "Big Boy" CRUDUP

Paul WEBSTER

Wynonie HARRIS

Jimmy SOUL (1942)

Ken HENSLEY (1945)

Malcolm DUNCAN (1945)

Jean-Michel JARRE (1948)

Andreas KISSER (1968)

София НЕПОЙДА (1989)

KING KRULE (1994)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить