STEREOLAB  Стань как "Ленинград"

"В питерском ТЮЗе британская группа Stereolab выступала в абсолютно "живом" составе. Без диджеев, без сэмплеров. Спасибо им за это, конечно. Однако результат получился очень странным..." Своими впечателниями от выступления группы с читателями Звуков.Ru делится профессиональный звукорежиссер.

Культурная жизнь нашего города этим летом получилась немного странной.
С одной стороны, множество мероприятий - в частности, походов в кино. С другой, неоднозначные концерты.

Asian Dub Foundation оказались не семью азиатами с инструментами, а одним белым DJ-м и двумя скорее африканскими MC's, из которых один практически молчал, а второй читал хип-хоп; да еще и играли после потрясающей команды - SPb Ska Jazz Review - большого "живого" коллектива, и этот контраст окончательно все испортил.
Собственно, догадливый Митя Храмцов (Добраночь) пытался обратить внимание потенциальной публики на приписку мелким шрифтом: DJ-Set. Но, к сожалению, не все эту информацию получили.
Отличная статья об этом мероприятии лежит здесь, и нет смысла что-то особенное добавлять - разве только то, что звук был просто потрясающий. Никогда такого не слышал на open-air! Несмотря на то, что духовая группа Ska Jazz Review была довольно большой, каждый инструмент был слышен отчетливо: вот это тромбон, это баритон, это труба...
Мой товарищ, тоже музыкант, задумчиво провозгласил: "Наука продвинулась далеко!"
Правда, как водится, громкость чрезмерная. Особенно на ADF Sound system. Чья злая воля заставляет звукорежиссеров на всех концертах превышать болевой порог - непонятно, но я просто опасался за необратимые для слуха последствия.

А вот на выступлении Stereolab хочется остановиться поподробнее. Концерт представлял собой одну из акций британского консула, таких как: информирование об образовательных программах в Великобритании, проведение языковых курсов, организация культурных мероприятий и т.п. В числе прочих образовательных мероприятий, в Россию привезли одну из очень заметных современных британских групп - Stereolab.

Так уж совпало, что ко мне незадолго до того попали записи группы, в частности, альбом "Sound Dust".
Первая реакция - ух ты, не обошлось без влияния Astrud Gilberto! (известнейшая исполнительница музыки bossa nova).
Вторая - да это же тамошние Колибри, только с нормальным звуком! (дело в том, что питерские "Колибри" свою классическую работу "Маленькие трагедии" выпустили давно и за маленькие деньги. Потому там очень мало живых инструментов, слабая студия и очень много неприемлемых теперь по звуку синтезаторов и драм-машин).
Я переслушивал музыку Stereolab много раз, что редко получается с альбомами других исполнителей. Пришел к мнению, что это очень самобытный и насыщенный, несмотря на прямое отношение к современной "легкой музыке", коллектив. Потому и на концерт шел радостный, хотя опасался, что в ТЮЗе звука быть не может.
Забегая вперед, замечу, что его действительно не было.

Концерт, конечно, начался позже, но это никого не озаботило: к тому времени как раз собралась публика, тем более, что "разогрева" в этот раз не было.
Тихо и мягко играла фоновая музыка - еще раз подала надежду - а может, того-с?.. Не будет привычного рева и грохота?..
Выступил сам британский консул и всех очень тронул, сам чуть не плакал. Позже его речь на двух языках продублировала девушка, которая уже знала, что говорить нужно в микрофон.

Появилась группа. Начал клавишник - и еще теплилась надежда на комфортный негромкий мягкий звук. Но - куда уж там... Довольно скоро умерли все надежды...

Возникло очень серьезное подозрение, что звукорежиссер на площадке был местный и абсолютно не готовый к работе. Потому что все то, что он делал, было одной большой ошибкой.

Прибежав домой и сразу переслушав записи, я пытался проанализировать причину провала. Сделал вывод, что "Stereolab" - группа, обязанная своему успеху в такой же степени благодаря звуковой задумке, как и музыкальной.
Судите сами - партии инструментов у группы достаточно просты, никаких виртуозных соло, никаких лишних нот. Когда слушаешь, вообще не делишь звучание на инструментальный состав, а композицию на части.
Просто - вокал - и группа. Именно так:
Вокал - много, с полной передачей частотного диапазона, с мягким низом, с очень интересными находками. Один гитарист, с которыми мы раньше играли, не смог, кстати, их слушать, сказав: "Она же ни в одну ноту не попадает!". Это, конечно, преувеличение. Все "непопадания" - часть большой точной игры вокалистки, дающей потрясающий эффект. Исполнение новой вокалистки группы полностью соответствует материалу, таким образом Laetitia Sadier продолжет дело Stereolab образца 1992-2002 годов. Похоже, что прозвучали и старые вещи - совсем в другом стиле - ближе к музыке retro-pop.
Инструментальная группа Stereolab звучит очень деликатно. Без каких-то выделяющихся сольных партий, вся целиком; как лес, а не "много деревьев". All, а не each one. Система уравнений.
Это на концерте видно, что - вот, здесь она тромбон взяла, а он вот тут - валторну. На записи - все очень слитно, мягко, позитивно...

Что же происходило в ТЮЗе?
Группа выступала в абсолютно "живом" составе. Без диджеев, без семплеров. Спасибо им за это, конечно. Однако результат получился очень странным.
Ощущения возникли такие, что какая-то местная клубная группа решила сыграть по памяти один раз прослушанные треки, предназначенные для сложной фактуры, на сподручных рок-инструментах - настолько все было раздельно и мешало друг другу.

Звукорежиссер же "помог" тем, что задрал, как водится, громкость до той степени, когда стало больно ушам, вокал, разумеется, оказался завален, и для "читаемости" была поднята верхняя середина. Спасибо. Тем, кто страстно желал разобрать французские тексты, очень повезло. Не повезло только тем, кто хотел узнать, что это за группа такая - Stereolab. Потому что это были - не они. И вокалистка, бедная, форсировала звук, что совсем не шло на пользу ее манере исполнения.
Я надеюсь, что в развитых странах "живые" концерты проходят иначе. Иначе начинаешь верить, что хороший звук бывает только на фонограммах. Но как же тогда Ska Jazz Review?

Было ощущение, что звукорежиссер, увидев гитаристов, решил - ну, вот Стратокастер, он, значит, соло будет играть. Дай-ка я его вверх!.. А это - вокалистка, она будет кричать, и вообще обычно все они поют не очень... И бас в нее полезет... Дай-ка мы ее порежем...
Порезали, будьте уверены. Баланс "вокалистка и группа" был потерян, равно как и баланс внутри самой инструментальной группы.

Получилось - никакой связи между партиями, отдельные пучки сорняков, торчащие тут и там. Стекло "Страта", столь мною нелюбимого, тут лезло так, что уши болели. Может быть, это не так испортило бы традиционный состав рок-группы с четким разделением - это - риффы, это соло, бас - до-фа, барабаны - тоже ясно. Клавишник - картошки, один раз за песню соло... И, в общем-то, как ни "накрути", все равно понятно, что имелось ввиду. Но Stereolab такой подход просто убил.
Ведь на записи никогда не вылезает гитара, тем более, что функцию ее не только солирующей, но и аккомпанирующей назвать нельзя - скорее, заполнение некой своей тембральной и ритмической ниши, очень деликатное. А здесь - "топорщилась" сама по себе, вызывая недоумение.

Мягкие аналоговые клавиши звучали хорошо, только оставаясь одни, обычно теряясь в неприятном звуке чрезмерных гитар.
Как, опять же, поделился впечатлениями мой друг-музыкант: "Столько синтезаторов на сцене, и никакого толку".

Можно понять, что в записи состав "подгоняется" по мере надобности, что сыграть и озвучить "один в один" не всегда возможно. Но ведь и так издеваться над публикой нельзя!
Публика очень хорошо поняла, что здесь - не танцы и не рок-н-ролльный драйв, и пыталась слушать внимательно. Вопрос только в том, что она услышала?

Ладно, если бы на сцене выступал какой-нибудь известный русскоязычный коллектив, с которым весь зал пел бы вместе, - глядишь, шапками закидали бы, в духе выступлений "Ленинграда" или звезд русского шансона. Ладно бы, была танцевальная музыка с электронной основой "дыж-бдыж" - поплясали бы (тщательно выговаривая "я").
Но Stereolab - группа недостаточно раскрученная здесь для того, чтобы позволять себе такое несоответствие записи, как, скажем, "Under the Bridge" RHCP в концертном исполнении. Перед началом мероприятия вокруг постоянно звучали вопросы - а что они играют?

Нужно понять, что мы пытаемся поспеть за развитием музыкальных событий, однако выходит это не очень хорошо - очень мало групп занимается раскруткой в России, так как знают, что здесь редко покупают лицензионные диски.
Потому, когда заявляется концерт "привозного" современного коллектива, большая часть слушателей приходит познакомиться; значит, и показывать нужно высокий уровень, соответствующий тому, что делается на Родине.
Основная идея концерта в ТЮЗе оставалась такой же - современная умная, мелодичная, гармоничная музыка. А вот средства никак этой цели не соответствовали - вышел абсолютный самопал.

Окончательный ответ на вопрос - Кто виноват? - давать боюсь.
Если в СССР "за все в ответе" был пионер, то на Западе обычно - продюсер. А уж кто в ответе перед ним самим - уже не наш вопрос.

В общем, ушли мы с коллегой через сорок минут, и с огромным удовольствием посмотрели на DVD отрывки выступления британской же команды Portishead в Нью-Йорке: c двумя оркестрами - джазовым и классическим, дирижером, с диджеем, тоже с женским вокалом, бас-гитарой, клавишами, барабанами, и прочим. Вот только со специально подготовленными аранжировкой и звуком. И с потрясающим результатом, эмоционально превосходящим альбомы!
И не нужно говорить - ну, то же NYC! Потому что просто можно было нормально организовать выступление, подготовить звукорежиссера...
Я думаю, что можно было найти человека, который за честь почел бы поработать c таким коллективом, и выяснить, что для этого нужно. Тем более, что выступление поддерживала такая солидная организация, как British Council. (И наоборот).

Ложка меда в бочку дегтя - свет был потрясающим, лаконичным, периодически сводился к монохроматизму, что очень впечатляло.

01.08.2004, звукорежиссер, Евгений ВИККИ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
STEREOLAB - Стань как "Ленинград" - ваше мнение о статье
  • Мне тоже кажется важным, что говорится о результате, да еще и с личной точки зрения. А как показали обсуждения (в высшей степени интересные и толковые), точки эти очень разные.
    Написал(a): Е. Викки, 07/08/2004 23:47
  • Одно не пойму, хлебоед, зачем вы так остервенело защищаете эту даму? Если бы вы взяли за труд почитать, о чем тут говорилось, убедились бы в том, что речь шла о том, что на бирне был плохой звук а не звукорежиссер. Более того -- называлась и причина -- неадекватная аппаратура, из который та самая дама просто выжала все, что могла. То есть, к ней не было притензий и вообще никто на нее не нападал.

    Вы паранойик?
    Написал(a): Al, 07/08/2004 18:37
  • 2 Хлебоед:

    "Думается, ...джинсов. "

    В общем, пожалуй, да.

    Остается списывать на творческую позицию звукорежиссера.
    Написал(a): Е. Викки, 06/08/2004 22:21
  • Блин, а вот список чуваков, с кем она работала:
    JACK JOHNSON
    TOM WAITS
    PINK
    DAVID BYRNE
    AIMEE MANN
    HERBERT GROENEMEYER
    BETH ORTON
    SONIC YOUTH
    BRAN VAN 3000
    CHRIS ISAAK
    LUNA
    CIBO MATTO
    NATALIE MERCHANT
    THE AMPS
    LIZ PHAIR
    THE BREEDERS
    L7
    POI DOG PONDERING,
    SISTER DOUBLE HAPPINESS

    Короче, господа, stop bulshitting
    Написал(a): Хлебоед, 06/08/2004 18:11
STEREOLAB - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Англия
Релизы:
2008 Chemical Chords
2006 Fab Four Suture
2004 Margerine Eclipse

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

19:00 – Клуб A2 Green Concert – МАРСЕЛЬ МАРСЕЛЬ »»

20:00 – Lюstra Bar – НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ »»

20:00 – Московский международный Дом музыки – Katherine JENKINS Katherine JENKINS »»

Хроника22/10

1976 – В 1976 году группа The Damned выпустила свой дебютный сингл "New Rose", который официально стал первым панк-рок релизом в истории Великобритании, на месяц опередив Sex Pistols и их классический "Anarchy in the U.K." На второй стороне пластинки был записан кавер на битловский хит "Help!"  »»

1996 – Компания Apple объявила о том, что общее количество пластинок "Beatles", проданных за 1996 год, достигло 19 миллионов экземпляров. Интересно, что 41% из них купили фанаты, которые родились уже после того, как группа распалась  »»

2005 – Путем голосования, приуроченного к 50й годовщине Евровидения, была выбрана лучшая песня в истории конкурса. Ей стала композиция "Waterloo", исполненная группой ABBA в 1974 году  »»

Clare FISCHER (1928)

Greg HAWKES (1952)

Stiv BATORS (1956)

John Wesley HARDING (1965)

SOKO (1985)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить