17 июля в Большом зале московской консерватории пройдет концерт американского певца-контртенора Дэвида Дэниелса (David Daniels). В программе заявлены арии и речитативы из опер Генделя.
Казалось бы - какое отношение имеет этот отрадный для любителей старинной академической музыки факт к порталу Звуки.Ru и его посетителям? Ведь их вроде бы интересуют совсем другая музыка и другие певцы?
Смею утверждать - имеет. И что всякому меломану, чьи интересы простираются чуть глубже вялотекущей попсы (а ведь таких на "Звуках" большинство, я полагаю?) весьма не помешало бы на этот концерт сходить. Попробую доказать.
Вы никогда не задумывались, почему вокалисты золотой поры британского рок-н-ролла пели такими высокими голосами? От наивного фальцета Леннона-Маккартни и Роджера Делтри до стратосферной акробатики Яна Гиллана и почти комического сейчас органчикового дрожания Марка Болана?
Умные люди отвечают - потому что рок-вокалист должен быть андрогином, притягательным и для девочек, и для мальчиков. Это, конечно, справедливо. Но почему же тогда это работает только для англичан? Элвис Пресли и Джим Моррисон имели роскошные баритоны (и тому и другому продюсеры много раз предлагали завязать с этими молодежными глупостями и стать нормальными певцами для солидных людей), а потом вообще явился Курт Кобейн и сделал нормой сорванный хрип.
Ответ простой: у англичан была мощнейшая традиция придворных менестрелей и барочной оперы, а у американцев ей, разумеется, взяться неоткуда.
Одним из главных создателей этой чисто британской традиции был как раз Георг Фридрих Гендель. Не все, может быть, помнят, что именно в Лондоне состоялась большая часть его творческой биографии. Там он и ставил свои пышные оперы, в которых блистали певцы-кастраты, которые тоже были то ли мужчинами, то ли женщинами, одевались на сцене и вне ее с неимоверной пышностью и были избалованы публикой не лучше классических рок-героев. Отчасти это показано в недавнем фильме "Фаринелли-кастрат", главный герой которого, Карло Броски по прозвищу Фаринелли, кстати, как раз выпевает в кадре (с помощью смикшированных на компьютере голосов контртенора и сопрано) арии, которые собирается исполнять Дениэлс.
Конечно, сказать, что британские рок-вокалисты - это реинкарнация оперных мегазвезд XVIII века, будет преувеличением. Фальцетное пение - это всё-таки далеко не мужское сопрано (не будем вдаваться в технические тонкости). Не говоря уж о прочих отличиях. И музыки, и того, что за ней стоит.
И все-таки концерт хорошего контртенора - это единственная для нас сейчас возможность не только оживить старинные оперы, но и понять, откуда растут ноги у Роберта Планта и иже с ними. И тогда хорошо знакомые забойные хиты могут предстать в совершенно новом свете. Ведь, как известно, британский газон отличается от любого другого хорошего газона только тем, что его аккуратно стригут 300 лет.
1964 – Битлы "завосковели". Великолепная четверка стала первой поп-группой, чьи восковые копии появились в лондонском музее мадам Тюссо. Впоследствии битлы сфотографировались с собственными двойниками на обложке альбома "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" (1967) »»
1987 – В семье итальянцев Джозефа и Синтии Джерманотта родилась будущая королева эпатажа, любительница латексных костюмов, высоких каблуков и дикой хореографии - Lady Gaga »»
1996 – Тугодум Фил Коллинз решился начать сольную карьеру и вышел из состава Genesis. Фил пытался выйти из состава группы еще в начале 90-х, но задержался, чтобы записать альбом "We Can’t Dance" (1991) поучаствовать в прощальном турне (1993) »»
Михаил Леонидович АНЧАРОВ (1923)
Robert ASHLEY (1930)
Johnny BURNETTE (1934)
Barry MILES (1947)
John EVANS (1948)
Reba MCENTIRE (1954)
Dave KEUNING (1976)