AERODROME  Aerodrome-2004: день второй

Продолжаем репортаж с австрийского фестиваля Aerodrome. Второй день фестиваля - Amorphis, MIA, Static-X, Motorhead, Slipknot, Korn и Metallica для 150 тысяч человек. Безумные волынщики, буратино-зомби и торжество металлургии - только на Звуках! Второй день принес нашей редакции не только массу сильных музыкальных впечатлений, но и редкие кадры...

Контрастный и неровный, первый день фестиваля Aerodrome оставил на память о себе лишь поле, усеянное пластиковыми стаканами да бесплатными рок-журналами. Встает заря. Все население кемпинга, содрогнувшись с похмелья, отправляется в местный супермаркет и Макдональдс, разом повышая выручку всех лавчонок городка в разы. Снова дождь. Сухой ангар малой сцены манит душным теплом и группой Cromit, которая честно делится откровением: "Мы вообще не знаем, почему нам позволили выступить на этом фестивале!" Мы, честно говоря, тоже не знаем.
Так или иначе, уже через пару часов мы увидим, как ребята устраиваются на крыше своего минивэна, чтобы с комфортом смотреть выступление хедлайнеров. Свою программу-максимум они на сегодня реализовали...

Тем временем взошло солнце, и на главной сцене провоцируют на слэм Amorphis, чья неистребимая энергия и богатырская стать уже знакомы российскому слушателю. Программа с нового альбома группы ""Far From The Sun", которую финны сейчас катают по концертным площадкам Европы. Однако и о старых песнях не забывают: в частности, радуют парой вещей с "Elegy". Когда звучит хит "Black Winter Day", мы с изумлением осознаем, что перед утренней сценой уже заколосилось поле рук, а с поля уже уносят людей, пострадавших от солнечного удара и злоупотребления алкоголем - а ведь время еще детское, час дня. То ли еще будет...

Рокеру на заметку: сейчас на многих рок-танцполах внимание публики приковывает резвая вокалистка MIA, чей экспрессивный сет имеют возможность наблюдать поклонники "рока для тинейджеров". Заводила в розовом платьице и смешных гетрах подвижна, как обезьянка: прыгает по сцене, задирает публику и поет при этом очень эмоционально - на выходе у группы получается несколько смягченный вариант Guano Apes... или Пеппи Длинныйчулок из одноименного английского мюзикла.

Чья шевелюра, единожды попав на глаза, будет вспоминаться вам долгие годы и преследовать вас в кошмарах? Кто умудряется преимущественно за счет этой самой шевелюры держаться в чартах и оставаться одной из самых востребованных тяжелых команд? Ну конечно, Static-X. "Бодрый, но сильно упрощенный вариант White Zombie" - метко характеризует их музыку наш обозреватель Егор Тюрин, попивающий рядом со мной пиво на пригорочке. Надо сказать, русские фанаты успели познакомиться с этой группой раньше, чем австрийские. Начинают с контрастной "Black & White", в припевах которой ведут "диалог" бас и ударные, постепенно наращивают темп... а потом, напугав всех хорошенечко мрачной "Deliver Me", лидер группы Уэйн (Wayne Static) вдруг переходит к посвящению прекрасному полу - "Love Top". Апофеоз их сета - знаменитая "This Is Not", в финале которой Уэйн неожиданно обрывает игру и выплевывает в толпу: Thank you! F**ck you!". Не менее зажигательно сегодня будут материться со сцены Lostprophets - с тем отличием, что их музыка будет чуть более мелодична и привлечет толпу готов.

Motorhead. О, Motorhead! Могущественный, как бог войны, в роскошных белых казаках и с резной гитарой, Лемми (Lemmy Kilminster), завершая фирменное intro "We are Motorhead", честно предупреждает: "We are Motorhead, and we are gonna kick your ass!" И слово свое держит: блицкриг группы на Аэродроме можно смело назвать одним из лучших выступлений фестиваля. По крайней мере, более убедительные партии, нежели Микки Ди, выдавал в тот день мало кто. Исполнив блок из песен, которые входят в ее свежайший альбом "Inferno" (самое сильное впечатление, пожалуй, производит "Smiling Like a Killer"), группа далее придерживается преимущественно "патентованных" вещей: "Overkill", "Civil War", "Born To Raise Hell" и т.д. Одну из композиций Motorhead посвящает братьям Ramone, заставляет всех вспомнить славные панк-годы кавером на песенку Sex Pistols, а после одинокая гитара Лемми плачет-надрывается в "Hopeless". Немалой радостью для меня стало и исполнение старинной вещи "Sacrifice". Кстати, в процессе закулисного общения Лемми поведал, что в следующем году, в честь своего 30-летия, Motorhead непременно устроит масштабное мировое турне c фейерверками, поэтому все это великолепие вы, дорогие читатели, совсем скоро сможете наблюдать воочию.

Много гадких и нехороших слов было в свое время сказано про инфернальных буратинок Slipknot: и грубые они, и перепродюсированные, и ничего святого (читай - своего) у них в репертуаре не имеется... а на практике оказалось, что мы имеем дело с группой, заслуживающей гораздо более внимательного изучения и прослушивания, нежели большинство металлистов новой формации. Начало их выступления само по себе мощно: шум, имитирующий посадку самолета, зловещий шепот на его фоне, засэмплированный скрип детских качелей конвертируются в неразличимые ухом индустриальные шумы. Они нарастают - и банда из 9 человек, словно обезъянки-ниндзя из "Бойцовского клуба", начинает свой сет впечатляющим intro, которое плавно переходит в трэш-сет "(515)". Фронтмен Slipknot Кори Тейлор (Corey Taylor), чья маска раскрашена в красный и синий цвета, выжимает из своего голоса, из своей группы и из публики всю энергию, словно трансформатор, конвертирующий эмоции в звук. Поет он действительно впечатляюще. У Slipknot вообще все впечатляет: черные комбинезоны с каббалистическими знаками на рукавах, легендарные маски, два (!) виртуозных ударника и слаженность, которой позавидовал бы небольшой металлургический завод. Пожалуй, единственное, что омрачило впечатление от шоу - это яркое солнце, из-за которого на сцене не удалось поставить свет. Новые песни, продемонстрированные группой (не ручаюсь за верность написания - "Disaster Piece", "Free Now", "Lullaby"), энергичны ничуть не менее, чем хиты с "Iowa". Во время исполнения "Spit it out" оба ударника с барабанами на ремнях все больше начинают походить на зайцев-Energizer. Крепкий и убедительный сет.

Чтобы дать отдохнуть ушам, мы отправляемся на вторую сцену, поспев аккурат к растиражированной песне "Kriptonite" группы 3 Doors Down. Однако дальнейшая программа этой команды нас совершенно не впечатляет, доказывая, что внутри каждого рокера живет неисправимый бард-романтик, и убить его - непростая задача...

Самый модный инструмент года в металлической среде - волынка, которой радуют массы выступавшие в предыдущий день In Extremo. Но изобретателями этого ловкого инструментального хода стоит считать, безусловно, Korn, всегда придававших огромное значение не только инструментальной составляющей, но и сценическому антуражу. Джонатан Дэвис (Jonathan Davis), выпрыгивающий на сцену под жесткое барабанное соло в кожаном килте, выделывающий невероятные па у артистически оформленной микрофонной стойки, - это, право же, достойное зрелище. Постоянное обновление звука и стиля свойственны Korn, как никому другому: на своем последнем альбоме "Take a Look in the Mirror" они максимально далеко отошли от своего ироничного funk-metal в сторону обновленного nu и рэп-металла - и одновременно продолжают свой исторический экскурс, усердно продвигая в массы идею "чтобы стоять, я должен держаться корней". Любо-дорого смотреть, как Korn "общаются" с народом музыкальными фразами, обильно пересыпанными цитатами, в "Blind", или частят, словно заправские ублюдки из Гарлема, в "Play Me".

Но вот настает час хедлайнера фестиваля. Metallica заставляет себя ждать около часа, бесконечно общаясь с поклонниками, расписываясь на гитарах и спинах, раздавая верным фанам альбомы и постеры в кулуарах. Публика изнывает, изнывают и изгнанные из пресс-центра на время автограф-сессии журналисты. Однако их ожидания окупятся сторицей: когда в развевающемся одеянии, суровый, словно Клинт Иствуд, на сцене появится Ларс Ульрих (Lars Ulrich), а за ним выскочит Хетфилд (James Hetfield) и грянет "Blackened", всем станет ясно, что за ближайшие два часа руки будут отбиты, глотки охрипнут, а уши оглохнут. Вот вам и рецепт счастья.
Хиты вылетают из них, как пули из "калашникова": "Fuel", "Sad But True", "Welcome Home", "The Thing That Should Not Be", вышедший отдельным хит-синглом "Frantic"... Умопомрачительная техника Джеймса привлекает внимание не только толпы, но и телеоператора, который пытается зафиксировать, как пальцы музыканта порхают по грифу, передавая изображение на огромные экраны по бокам сцены. Джеймс дожидается, когда камера практически упирается в его гитару, после чего круто разворачивается и демонстрирует увлеченному оператору лого Металлики на обратной стороне гитары. Дружный хохот.
После исполнения (хором) "King Nothing" вокалист интересуется:
- У вас, ребята, как я погляжу, еще полно здоровой злости? А как насчет праведного гнева? Вы уже успели обзавестись нашей последней пластинкой? - Тогда выпустим гнев наружу!
Звучит "St. Anger", плавно переходящая в "Creeping Death". Надо сказать, публика далеко не на все песни реагирует одобрительным ревом, поэтому, чтобы ее подбодрить, Джеймс и Роберт (Robert Trujillo) периодически начинают вступление из "Unforgiven", мгновенно заводя толпу. Облом заключается в том, что дальше вступления дело ни разу не пошло. Основная часть шоу заканчивается пафосно: во время исполнения "Fade To Black" на сцене взрываются фейерверки, задник заполняет звездное небо, логотип группы начинает переливаться всеми огнями.
Однако было бы глупо ожидать, что группу отпустят без дополнительного сета. И он следует незамедлительно: "Battery", "No Leaf Clover",. "Nothing Else Matters", "Master of Puppets", "One", "Enter Sandman".. как, этого недостаточно?!
Разумеется, недостаточно: на дворе всего-то половина второго. И пусть снова зарядил жуткий дождь с ураганным ветром - ничто не заставит толпу разойтись. Изнывая от счастья, фаны дождутся-таки своей любимой "Seek And Destroy"...
Холод почти не ощущается. Ополоумевшая толпа не хочет расходиться и тогда, когда гаснут огни на сцене и группа прощается, не уставая благодарить за поддержку и любовь. Фанатов ждет кемпинг, а группу - очередная автограф-сессия. И пусть кому-то покажется, что ветераны металла ныне малоактуальны - 150 тысяч человек, которые слушали вместе со мной этот концерт, будут единодушны: такой энергии, такого внимания к публике и таких песен вы не получите ни от одной тяжелой группы в мире.

На этом командир экипажа прощается с вами - до следующей встречи на Аэродроме!

28.06.2004, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

AERODROME - свежие публикации:

  • Фестиваль - Aerodrome-2004: день первый, 15.06.2004
    Ближайший аналог фестиваля "Aerodrome" в России - "Нашествие". То есть open-air со звездами, которым любит подпевать народ, пьяным кемпингом и антисанитарией. 2 дня, 2 сцены, 25 групп. Но этим сходство исчерпывается - и начинается сплошная белая зависть: австрийцы, к примеру, могут себе позволить пригласить в качестве хедлайнеров Red Hot Chili Peppers, Korn, Metallica и Slipknot, а мы - пока нет.
    Поэтому 10 и 11 июня Звуки.Ru провели в пригороде Вены на фестивале тяжелой музыки, о чем теперь и рапортуют »»
  • Фестиваль - Все на Аэродром!, 12.05.2004
    Готовится десант на австрийский "Аэродром" - здоровую альтернативу легендарному Гластонбери »»