ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ  Туда и Обратно

Оргия Праведников пригласила заинтересованных лиц в круиз по Москве-реке на борту речного трамвайчика. Группа подарила своим поклонникам концерт, который они забудут еще не скоро: ведь изоляция от земли располагала к общению талантов с поклонниками...

Сергей Калугин, которого многие до сих пор упорно и уперто считают бардом, всегда тяготел к тяжелой музыке. "Я ведь хэви-метал играл достаточно долгий период. С 1986 года по 1989. Написали реквием с латинским текстом, все примочки у нас уже были тогда..." Порой, даже выступая в одиночку после какой-нибудь громкой рок-группы, этот музыкант просто хорошей, техничной и безо всякого зверства игрой на акустической гитаре мог поставить на уши аудиторию любой численности... при этом иногда на его концертах барышни плакали в платочек, а иногда сгрудившиеся в партере совершенно искренне трясли хайрами и бились о край сцены. И те, и другие были правы.
Тем не менее, альянс Калугина и группы Артель, сложившийся в 1999 году и получивший невероятное название Оргия Праведников, рокеры приняли осторожно, а некоторые уже имевшиеся и у Калугина и у Артели поклонники - в штыки. Одновременно, правда, новым составом заинтересовались те, кому раньше и рафинированный арт-н-фолк Артели, и песни Калугина были по барабану. Среди московских любителей металла ползли слухи о "странной новой группе".
Вышедшие с этого периода альбом и пара синглов были восприняты крайне неоднозначно. Критики наперебой корили музыкантов за заигрывание с "банальным и пошлым" хэви-саундом, а кто-то даже усмотрел в их новых опусах попытку спекуляций на стилистике а-ля Черный Обелиск. Альбом "Оглашенные Изыдите" высокоученый Сергей Жариков на страницах "КонтрКультУры" заклеймил как "эзотерику на музыку урлы". Почему-то при столкновении с тяжелым роком интеллектуалы, все, как один, дружно лишаются способности анализировать достоинства и недостатки сыгранного, и в бездумном неприятии подобной музыки объединяются с подъездными бабушками.
Никто не ожидал, что это начинание продлится достаточно долго, но в 2004 году загадочная группа отметила свое пятилетие двумя концертами.

10 июня Оргия отыграла в "Точке", а 24 пригласила особо заинтересованных лиц в круиз по Москве-реке на борту речного трамвайчика "Москва-28", более известного, как клуб "Корабль Плывет". О последнем событии расскажем особо.
Сразу, правда, следует удрученно отметить - к приему ансамблей такого класса клуб оказался совершенно не готов. В тесной скорлупке речного трамвайчика могучему звуку группы было откровенно тесно. Настройка инструментов, которую собравшиеся на Киевском причале меломаны имели честь слышать, пока корабль швартовался, продолжалась еще и некоторое время после отплытия. И все равно микрофоны периодически посвистывали. Обидно, ибо концерт записывался. Кроме того, из-за проблем с аппаратурой были выброшены из программы песни, где при исполнении требовался второй, безладовый бас: отступать от своих оригинальных аранжировок и пытаться исполнить номера вроде "Черной Луны" абы как музыканты не пожелали. В довершение всех бед в динамиках, вынесенных на верхнюю палубу (на нижней все просто не помещались) поначалу напрочь отсутствовала электрогитара. Надо признать: идея плавучего рок-клуба сама по себе забавна, но ее практическое воплощение требует серьезной переработки.
Мужественно преодолевая все сваливающиеся на них по ходу выступления звуковые напасти, группа где-то к середине первого отделения смогла-таки одержать над ними верх и подарить своим поклонникам концерт, который они забудут еще не скоро. К тому же некоторая изоляция от твердой земли располагала к неформальному общению талантов с поклонниками. Результаты же этого общения оказались сами по себе достаточно интересны.

В числе самых первых была исполнена недавно вышедшая синглом и уже всех заинтриговавшая песня "Последний Воин Мертвой Земли": лаконичный, мрачный и рубленый номер. "Нам нужно было оперативно высказаться - как ударить, - рассказывал после выступления Сергей, - Поэтому у нее такое простое звуковое решение. Она не войдет в готовящийся альбом, а сам альбом будет принципиально иным по звуку..."

Весь материал для нового альбома уже записан (давно пора), выход его ожидается осенью, а в настоящий момент происходит микширование. Интересно, что предполагается выпустить диск в двух вариантах - в обычной стереораскладке, и в формате 5.1, известном главным образом по саундтрекам фильмов на DVD. Формат этот для звукозаписи сравнительно новый: да, уже вышло некоторое количество переизданий классических рок-альбомов с такой раскладкой, однако изначально микшированные в 5.1 диски пока что можно пересчитать по пальцам. Навскидку можно вспомнить разве что последние релизы Питера Гэйбриэла и Iron Maiden. Что же, у Оргии Праедников с их новаторским подходом есть шанс оказаться в неплохой компании...
А нового альбома ждут давно. Пока что, например, изысканную, под средневековье, аранжировку старой доброй песни "Виноград" можно услышать лишь на концертах и на ходящих по рукам бутлеговых записях самого разного качества. Бутлеги? Пусть их, - считают музыканты. Если кому-то надо засорять свой комьютер mp3-файлами - весь материал альбома "Оглашенные Изыдите" представлен на сайте группы. Оригинальные издания всегда будут лучше по качеству. "Вот мы последний сингл выпустили - в кошелечке, болваночка полупрозрачная... Невыгодно подделывать". Так в наше стяжательское время могут рассуждать лишь уверенные в своих силах артисты.

Концерт, между тем, продолжался. Очень позабавила публику версия гребенщиковской "Кад Годдо", отдававшая модным киндергартен-метал. Должно быть в этот момент и на левом, и на правом берегу Москвы-реки дружно икалось многочисленным фанатам HIM и 69 Eyes. Были сыграны и прекрасно известная по сольным выступлениям Калугина "Пастушка Адель", и "Фонарь", памятный многим по давним концертам Артели. "Группа эта не умерла, просто ее история продолжается под новым названием и в ином качестве", - прояснили ситуацию после выступления музыканты.
Кстати о смерти и возрождении. Многих и по сей день интригует фраза "ничего нет прекраснее смерти...", финальная строка песни "Радость Моя". Как же так? "Не познав смерть, не познаешь и жизнь, - считает Калугин, - Это горький, страшный и неприятный опыт, но он необходим, и потому по своему прекрасен".

В общем-то, все творчество Оргии Праведников соткано из таких вот, на первый взгляд, парадоксальных моментов. Старые поклонники пугаются тяжелого звука, и интеллектуалы принимают нынешнюю музыку группы в штыки? Они видят только часть явления. Противоречие между электричеством и акустикой, между металлическими гитарными риффами и аккуратными соло акустической гитары и флейты - кажущееся. Как и название Оргия Праведников, кстати. Здесь происходит синтез. "Знаете, кто наши ближайшие аналоги, хотя и совершенно на нас непохожие? Rammstein и Sepultura. Они синтезировали в своих лучших работах все самое яркое, что было во взрастивших их культурах..."
Интересная идея. Во-всяком случае прозвучавший в этот вечер "эпик" "Туркестанский Экспресс" в идею "синтетического искусства" вписывается на все сто. Тут есть и тяжелый металлический забой, и мрачноватые среднеазиатские мотивы, и характерная для русского рока повествовательность. Здесь обращает на себя внимание тот факт, что в хиленьких отечественных рок-традициях утвердился какой-то дурацкий водораздел между собственно "русским роком" и претендующим на "фирменность" "русским металлом". Так вот, поместить творчество Оргии Праведников с какой-нибудь из двух упомянутых сторон невозможно - оно все равно покрывает обе. Столь грамотного сочетания былинного размаха эпичности с грубоватым бытовым реализмом сейчас, наверное, больше ни у кого не услышать.

По окончании концерта на верхней палубе открылся импровизированный лоток с компакт-дисками и мерчандайзом группы. "Сейчас продажей своих записей можно реально зарабатывать, только торгуя вразнос или имея свою фирму", - удрученно вздыхали музыканты. Тем не менее с недавних пор дела Оргии пошли на лад - у группы даже появились фирменные футболки с логотипом, в котором одним чудится некий китайский иероглиф, а другим (вы будете смеяться, но есть и такие) - пара имеющих дурную славу молний. Не боятся ли музыканты, что после жестокого боевого гимна "Последний Воин..." в печати появятся скандальные статьи типа "Оргия Праведников с косой челкой"? Нет, только отмахиваются. К тому же Гитлер никогда не имел копирайта на все эти, придуманные задолго до него символы.
Ну, а здесь и без некоторого прояснения обстановки по части символов не обойтись. Известно, что в представлении многих, Калугин сидит над фолиантами XV века и изучает некие древние тексты. Такие ребята начинают выкапывать в песнях Оргии Праведников страшную кабалистическую символику. Как ни странно, самому Сергею все это не слишком близко. "Даже боги всегда говорили с людьми на общепонятном языке. Все их примеры - птички, рыбки... Проблема в том, что для лиц с низким культурным уровнем даже какие-то некогда общедоступные культурные понятия будут казаться "эзотерическими"... Но если кто-то после этого концерта начнет по-настоящему думать - уже хорошо".
А тяжелый звук - для того, чтобы пробить барьеры, достучаться, добудиться? Нет, это было бы банально. Тяжелый звук - это лишь одна из красок в палитре группы...

Уже стемнело, когда кораблик вернулся к Киевской набережной. Часы на вокзальной башне показывали ровно полночь.

28.06.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.orgia.ru

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

Московская группа "Оргия Праведников" образовалась в 1999 году в результате объединения арт-роковой команды "Артель" и поэта и гитариста Сергея Калугина.

Дата образования:

1 января 1999

Подробности из жизни:

Московская группа "Оргия Праведников" образовалась в 1999 году в
результате объединения арт-роковой команды "Артель" и поэта и
гитариста Сергея Калугина.
Звучание группы определяется сочетанием акустической (флейта и акустическая гитара) и "электрической" (ударные, электрогитара и бас) составляющих.

С момента образования группа декларировала своей целью формирование нового
стиля, в котором наиболее ценные и интересные наработки отечественной
музыкальной традиции гармонично сочетались бы с традицией мировой
рок-музыки. Задача эта была сложна, поскольку в основе русской музыкальной
культуры лежит романс, с его чрезвычайно свободным дыханием. Тогда как
рок-музыка подразумевает прежде всего четкую и подробную ритмизацию. Но
соединение несоединимого - конёк группы, это следует уже из названия
коллектива.
Оказалось, что использование скоростных и крайне сложных
ритмических элементов ритм-секции, характерных для прогрессив-рока, в
сочетании с широкой и свободно льющейся…

Далее... →