Paul MCCARTNEY  Helter Skelter у Зимнего Дворца

Свой очередной день рождения Пол Маккартни решил встретить именно в Петрограде. Празднование должно было завершиться концертом именинника на Дворцовой площади. Уже за сутки до этого знаменательного события в северную столицу потянулись косяки публики со всей страны. Как по репертуару, так и по исполнению петроградский концерт оказался несколько сильнее московского.Читайте репортаж Звуков.Ru из Санкт-Петербурга

В мае 2003 года сэр Пол МакКартни (Paul McCartney) был в Петрограде проездом. Поручкался с официальными лицами, услышал исполнение нескольких своих сочинений классического стиля местными оркестрами, и - в Москву, в Москву! На собственный рок-концерт.
Тем не менее город Полу успел понравиться. Причем настолько, что свой очередной день рождения музыкант решил встретить именно в Петрограде. 18 июня 2004 года экс-басист Beatles, рыцарь Британской Империи и мультимиллионер, прибыл в город на Неве. Празднование должно было завершиться концертом именинника на Дворцовой площади. Уже за сутки до этого знаменательного события в северную столицу потянулись косяки публики со всей страны: наплыв в итоге случился чуть ли ни больший, нежели на недавнее празднование городом своего 300-летия. Причем первыми рванулись на север москвичи, имевшие глупость проигнорировать предыдущий визит Легенды Рока в Россию.
Считается, что артисты такого ранга к нам если и заезжают, то или один раз в истории (как Pink Floyd или Rolling Stones), или хотя бы с паузой в десяток лет (как Том Джонс (Tom Jones)). Но Пол МакКартни не стал бы ни рыцарем, ни миллионером, если бы поступал, как все.

Утренняя жара плавно перешла в противный мелкий дождь. Промокшие толпы народа метались внутри бестолково организованного оцепления, не имея возможности выйти ни к сцене, ни на Невский. Ходили слухи, что все билеты на колонаду Исаакиевского собора были проданы часа в два, и те, кто залез, назад спускаться отказываются. Наблюдение за колонадой в бинокль эту историю подтвердило.
Помимо традиционнно торчащей посреди "Palace Square" стамески с ангелом и крестом на верхушке вид на сцену для стоячих рядов здорово "украшали" две высящиеся по бокам осветительные мачты с четыремя живыми осветителями у прожекторов на каждой. Приезжих несказанно шокировал тот факт, что посещение туалетов на концертной площадке оплачивалось отдельно.
В небе, делая вид, что разгоняет тучи, барражировал вертолет. Результаты его деятельности были более чем очевидны. Ровно в 18:00 вместо назначенного на это время выступления грянул ливень. Публика, уставшая ужасаться, ныкалась друг другу под зонтики, прикалывалась над слипшимся флагом на верхушке Эрмитажа, чьи полосы были уже не горизонтальными, а вертикальными, и заключала пари: когда же, наконец, начнется шоу, в семь или в восемь.

Шоу началось семь с копейками, сам же концерт - чуть позже. Ибо его предваряла тусовка клоунов на ходулях, воздушных гимнастов и исполнителей брейк-данса. Весь этот балаган происходил под ди-джейские издевательства над стареньким виниловым пластом "Venus And Mars".

Наконец желтый задник с намалеванными на нем красными оленями рухнул, и по площади радостно разнеслись первые аккорды "Jet". Вооруженные биноклями взгляды меломанов тщетно искали на сцене памятную по видеозаписям концертов Wings духовую секцию. Таковой не нашлось, однако звук соответствовал классическому на все сто. МакКартни отнюдь не "замшелый консерватор" и не "барокамерный рокер", каким его пытаются представить модные критики. На его концертах наряду с гитарами и барабанами звучат самые современные, с хорошей звукопередачей, модели секвенсоров. Согласен, на концертах 1990 года, зафиксированных видео "Get Back", духовые сэмплы были чудовищно пластиковыми, но долгие поиски нужного звука не прошли для сэра Пола даром.

- Привет, ребята! - обратился Пол к публике по окончании песни. Так с народом еще ни один зарубежный гастролер не здоровался, поэтому восторгу не было пределов. Программу продолжили битловские "Got To Get You Into My Life" и "All My Loving", после чего МакКартни поменял свой знаменитй виолин-бас на гитару. Не менее классическая "Let Me Roll It" включала краткое, но бодрое органное соло и, что несколько неожиданно, коду из "Foxy Lady" Джимми Хендрикса.

Вообще, сюрпризов на протяжении концерта было немало. Во-первых, и сам Пол, и его музыканты за этот год пополнили свой русский словарный запас, во-вторых, несколько расшириась "битловская" часть репертуара артиста.

- Эта песня теперь звучит в России! - радостно представил Пол публике "You Wan't See Me". Да, эту песню на официальных "концертниках" МакКартни можно было не так уж часто услышать. А последовавшую за ней "She's A Woman" - еще реже. Соответствуя моменту, изображение на на экранах стало черно-белым.

- Хочу представить вам самое... о, самого забойного гитариста Расти Андерсона (Rasty Anderson)! - сообщил Пол, пересаживаясь за фортепиано.

- Можно Вас сфоткать? - тут же обратился Расти к партеру.

- Да! - дружно грянули сидячие ряды.

- Давайте ближе! - показал Расти руками, доставая фотоаппарат. В задних рядах издевательски загоготали. Эта шутка была прологом к "Maybe I'm Amazed". Дальше была "The Long And Winding Road". Кстати, как бы ни грешил в свое время МакКартни на затасканного нынче по судам Фила Спектора, аранжировка этой баллады осталась классической, памятной нам по "Let It Be". Ну, может только хора стало поменьше - всего пять глоток (поют в группе Пола все, всключая ударника). Помнится, на альбоме 1984 года "Give Me Regards To Broad Street" была сделана попытка выкинуть из песни всякую помпезность, но на концертах в таком варианте этот номер практически не исполнялся. А украшающий экраны скринсейвер с бесконечной дорогой был откровенно лучше, нежели памятные по вышеупомянутому видео "Get Back" социально-политические нарезки.
После этой песни все музыканты, кроме самого Пола, покинули сцену.

- Наконец-то мы одни... - усмехнулся музыкант, беря в руки акустическую гитару. Сюрпризы продолжались. Ни с того, ни с сего Пол вспомнил про зафиксированную на демо-пленке 1958 года и доступную массам лишь на "Antology" древнюю "In Spit Of All The Danger" уникального авторства "McCartney-Harrison". Акустическую часть программы продолжили "Black Bird", "We Can Work It Out" и "I Follow The Sun". На этом номере на сцену вернулись музыканты (хотя, честно говоря, многие предпочли бы, чтобы это произошло уже на "We Can Work It Out"). Здесь МакКартни представил публике клавишника Викса Викенса (Paul Wix Wickens), с которым в четыре руки исполнил "For No One". В бинокль можно было разглядеть, что при исполнении партии духовых на клавишах Викс менял штрихи сэмплов при посредстве некого подобия вокодера.
После "I Just See A Face" и "Eleanor Rigby" произошел возврат к электричеству. Видеоряд "Drive My Car", еще одной редко исполняющейся на концертах Пола вещи, включал выныривающую из воды на пляж машину Джеймса Бонда. Дальше были "Penny Lane" и "Get Back".

- А вот потрясный музыкант Брайан Рей (Brian Ray, гитара, второй бас), - напомнил Пол публике.

- Как дела? Как настроение? - тут же вежливо осведомился у народа Брайан. Народ уже устал удивляться такому наплыву русскоговорящих гитаристов из Англии, и настроение у всех было просто замечательное.

Программу продолжили "Band On The Run" и "Back In USSR". Видеоряд последней на сей раз порадовал вкусным коллажем из произведений отечественного агитационного авангарда годов эдак 20-х. Похоже, с прошлого года Пол хорошо покопался в иллюстрированных каталогах Русского музея. Барабанщик, по комплекции похожий скорее на борца сумо, отрывался на все сто.

- Это наш крутой ударник Эйб Лабориель (Abe Laboriel)! - наконец-таки представил публике главного слушателя своей игры на басу Пол. И вновь удалился за рояль. После бодрого вступительного слова ударника зазвучала легендарная "Live And Let Die". Рванула пиротехника, на экранах же раскручивалась знаменитая диафрагма из титров одноименного фильма.
Следом за "I've Got A Feeling" прозвучала совершенно новая, довольно интригующая по саунду, песня "St.Peterburg". А также весь материал битловского сингла 1969 года "Lady Madonna" "Hey Jude" с обязательным хоровым скандированием в финале последней. После чего музыканты первый раз покинули сцену. Публика, однако, понимала, что это еще не все.

Вновь вернувшись на сцену в гордом одиночестве и с акустической гитарой, Пол взял несколько неуверенных аккордов, как бы пробуя строй. Предчувствие публику не обманули: это действительно была "Yesterday". Разумеется, не обошлось и без "Let It Be", причем в этот раз досадно "проваленный" на прошлогоднем московском концерте электроорган был на своем месте. Да и вообще, как по репертуару, так и по исполнению петроградский концерт оказался несколько сильнее московского.
Пол в очередной раз раскланялся, но публика успокаиваться не желала.

- Чо, мало? - совершенно натурально и на чистом русском языке удивился артист. Сыграв "I Saw Her Standing There", музыканты в очередной раз покинули сцену. Бисовки между тем продолжались.

Здесь Пол порадовал публику самым большим сюрпризом. Выбежав на сцену с российским флагом, музыкант предложил тем, кто еще не очень устал, еще один рок-н-ролльчик. Все радостно согласились, после чего на уши обрушилось скрежещущее вступление "Helter Skelter". Эта самая тяжелая и самая скандальная песня из репертуара Beatles, прообраз нынешнего nu-metal, в этот раз исполнялась чуть ли не тяжелее оригинала, да еще и с темпом, взвинченным в финале чуть ли не до стратосферы. Боковые экраны радовали глаз портретами Чарльза Мэнсона и Алистера Кроули, на основном же разворачивалась впечатляющая сцена поездки на американских горках, да еще и выдержанная в тошнотно-кислотных тонах. Сидячему партеру было хорошо и весело.

- Ну что, пора домой? - довольно потирая руки после этого сеанса черной магии с полным его разоблачением, спросил Пол. Народ на площади по-прежнему был иного мнения, хотя стрелки на часах Эрмитажа показывали уже почти десять вечера.

- Спасибо моим супер-музыкантам. А самое большое спасибо вам, - резюмировал Пол. По площади пронесся коллективный вздох облегчения: артист-таки оценил их стояние под дождем с шести до семи. Вновь грянули соло-гитары, которых к этому моменту на сцене было ровно три штуки. Видимо, басы пришлось отыгрывать клавишнику. Финальный номер программы состоял из "Sgt.Pepper (reprise)" и "The End". После чего в облаке закрывшего сцену лилового конфетти музыканты окончательно покинули сцену. Экраны прощально транслировали переливающийся всеми цветами радуги силуэт виолин-баса.

...Лет пятнадцать назад у одного из водителей транспортного предприятия, обеспечивающего гастрольными автобусами рок-музыкантов, пытались узнать какие-либо личные впечатления о его клиентах. Оказалось, правда, что простому рабочему мужику на их музыку совершенно наплевать. "Раз только, когда я возил Пола МакКартни, я вдруг подумал: черт подери! Так ведь это тот самый парень, который и начал всю карусель!" - вспомнил, наконец, водитель. Что же, теперь мы снова смогли увидеть "этого парня" в деле.

22.06.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Paul MCCARTNEY - Helter Skelter у Зимнего Дворца - ваше мнение о статье
  • Ну, насчёт nu-metal, это, конечно, перебор, а вот Aerosmith её любят:)
    Написал(a): Олег, 07/11/2004 22:22
  • Статья может и квалифицированная (особенно по сравнению с известиями и газетой), но все же:
    - You Won't See Me и She's A Woman сэр Пол в бытность сольного творчества исполнил вообще впервые
    - The Long And Winding Road отличается от спекторовской версии (слушайте внимательней и Let It Be, и Naked, и версию на Anthology DVD)
    - Foxy Lady в качестве коды для Let Me Roll It игралась и в Москве
    - Официального сингла Hey Jude/Lady Madonna никогда не существовало и даже в 69-ом году. Были синглы 68-го Lady Madonna/The Inner Light и Hey Jude/Revolution

    Но это все от доставшего непрофессионализма и некомпетентности авторов. (Не имею в виду конкретно этого. Нормальный отчет).

    В остальном, искреннее спасибо Питеру за то, что он есть, и так понравился сэру Полу, что он непреминул осчастливить россиян еще раз.
    Правда московский концерт меня впечатлил сильнее. Видимо потому, что тогда это было в первый раз.
    Написал(a): fil, 27/06/2004 3:38
  • Я был на обоих концертах. Впервые читаю статью профессионала,грамотную и интересную.Мне кажется,иногда о концерте пишут журналисты,знакомые лишь с рекламным роликом о выступлении по ТВ. Может,в чём-то и прав "звездень" Филя, когда катит на них?
    Концерт потрясающий, я уже неделю не могу прийти в себя.
    Написал(a): DOC, 26/06/2004 22:31
  • наконец-то квалифицированный отчет!
    сразу видно, что автор был на мероприятии и рубит в предмете :-)
    а то Газета.ру и "Известия" так облажались!
    Написал(a): nekto, 25/06/2004 14:14
Paul MCCARTNEY - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 18 июня 1942
Место рождения: Ливерпуль

Капитаны Америка – АКЦИЯ 5 экс-президентов США и Леди ГаГа посетили благотворительный концерт и собрали для пострадавших от… »»

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

"Мы попытались искоренить свой собственный формат" – МУХА Лидеры группы Муха презентуют на Звуках свой новый альбом и рассказывают, как достичь состояния… »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника23/10

1959 – На свет появился "Weird" Эл Янкович - пародист, снимающий самые смешные в мире клипы-пародии на весь поп-истеблишмент: от Мадонны и Джексона до U2  »»

1964 – Родился Роберт Трухильо - до того, как стать бас-гитаристом Metallica, он составлял гордость таких групп, как Ozzy Osbourne и Suicidal Tendencies  »»

Gary McFARLAND (1933)

Johnny CARROLL (1937)

Ellie GREENWICH (1940)

Ernie WATTS (1945)

Александр "Полковник" ГНОЕВЫХ (1957)

Weird Al YANKOVIC (1959)

Robert TRUJILLO (1964)

VV BROWN (1983)

Paradise OSKAR (1990)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить