ФЕСТИВАЛЬ  ДОМашний выезд

Open-air в самом прямом понимании этого слова: с выездом за пределы мегаполиса, со всеми видами развлечений и искусств и с атмосферой осмысленной душевности - фестиваль ДОМа

Лето наступило окончательно и бесповоротно, московская клубная жизнь затихает - в душных подвалах музыку слушать все труднее, тем более если на улице тепло и красота. В общем, пришло время опен-эйров - и надо заметить, что по этой части (которая в Европе является важнейшей во всем музыкально-концертном году) у нас в последнее время все неплохо. Помимо давно привычных больших рок-слетов вроде "Крыльев" или "Нашествия", кажется, окончательно создали свою нишу мероприятия танцевально-клубные (вроде грядущего Creamfields), а также - хочется надеяться - менее пафосные фестивали, не собирающие грандиозной аудитории, зато обладающие и хорошей концепцией действа, и интересным подбором музыкантов. В этом году первым из таких стал фестиваль Звуков.Ru Avant, ну а в прошедшие выходные свой выезд организовал культурный центр ДОМ. И, как всегда, "домочадцы" придумали нечто феерическое и ни на что не похожее - по большому счету, фестиваль ОРИОН КАП КАП и представлял собой настоящий open-air в самом прямом понимании этого слова: с выездом за пределы мегаполиса, со всеми видами развлечений и искусств и с той же атмосферой осмысленной душевности, за что ценился и ценится ДОМ. И хотя тот же Avant был, определенно, интереснее по подбору выступавших, на ОРИОН КАП КАП организаторам удалось создать целостное фестивальное пространство (отсылавшее ещё и к широкому культурному бэкграунду вроде "музыки на воде" Джона Кейджа), которое, к тому же, никак не было связано ни с закрытием метро, ни с духотой московского лета.

Началось все на Речном вокзале, откуда отплыли два трамвайчика: самым убежденным любителям ДОМашней музыки был обещан ещё и концерт прямо на воде. Вероятно, он успешно состоялся (а выступила вроде бы Российская Саксофонная Мафия), да только вот музыканты играли на одном из теплоходов, а аккредитованных журналистов почему-то посадили на другой, поэтому о том, насколько подобный перформанс был удачен, мне, к сожалению, узнать не удалось - что, впрочем, отнюдь не испортило удовольствия от по-настоящему прекрасной и удивительной речной прогулки. Дальше странности некоторое время продолжались: современное концептуальное искусство столкнулось с самой неприглядной стороной российской действительности, поскольку со всех приехавших по воде и добиравшихся от Бухты Радости до Клязьминского водохранилища охранники бухты попытались два раза собрать денег. Все эти препятствия, впрочем, не смогли оказаться фатальными, так что до Клязьминского водохранилища слушатели, музыканты и организаторы все-таки добрались.

И так уж получилось, что это самое Клязьминское водохранилище выглядело полностью освоенным художественным пространством: в 30 метрах от стоявшей прямо на песке у реки сцены высилась деревянная фигура, являвшая собой скульптуру "Концерт для дирижера с бухтой", где-то на другом берегу явственно виднелась выложенная бревнами надпись ART, так что все вокруг выглядело неслучайно (хотя совершенно не факт, что так и было). Не подвела и погода - несмотря на говоряще-предсказывающее название, ОРИОН КАП КАП прошел без осадков, хотя и с небольшими ночными заморозками. По песочку, попивая пиво, бродили Сергей Летов и Николай Рубанов, Владимир Волков и Эдуард Сивков, на мостках сидели люди и смотрели на воду, кто-то катался на лодке, кто-то даже пробовал купаться - все это смотрелось как нечто совершенно оторванное от города, казалось, что Москва даже не в 30, а где-нибудь в 300 километрах, а все это происходит где-то совсем не здесь, а в какой-то утопии духа. Это ощущение, абсолютно уникальное для музыкального мероприятия, пожалуй, и можно назвать главным, чего удалось добиться организаторам ОРИОНа. Но основным содержанием фестиваля должна была стать все-таки музыка - и она им и стала.

Открыла фестиваль группа Волга - этакий этно-трип-хоп: ди-джей играл в меру мудрую электронику, снабженную обязательным в таких случаях вибрирующим битом, а вокалистка вполне "фольклорно" пела традиционные тексты - заговоры, обереги и прочее ритуальное. Слушaлось это неплохо, но без чего-либо особенного - так что Волга стала правильным началом ОРИОНа, взбодрив публику, настроив её на этничность и прогрессивность и уступив место более содержательным и драйвовым коллективам. Первым из которых был немецкий ново-джазовый квартет Root 70 - они в итоге и оказались единственными зарубежными участниками фестиваля, поскольку обещанные швейцарцы Streamboat Switzerland так и не выступили. Ведущий концерта Сергей Старостин расхвалил Root 70 на все лады, и музыканты действительно порадовали, хотя, пожалуй, ничем не удивили. Разве что самим своим руководителем: солирующий тромбон - штука, прямо скажем, редко встречающаяся, а Нильс Вограм со своим инструментом что только не делал; частенько вполне традиционно развивавшаяся композиция превращалась в разговор саксофона с тромбоном, причем каждый издавал самые странные и причудливые звуки. В целом же Root 70 играли очень приятный джаз, не злоупотреблющий свободой и атональностью, очень приятный на слух и напоминающий, например, Acoustic Masada.

Дальше музыкальная программа никаких сюрпризов не принесла - что, разумеется, отнюдь не является её отрицательной характеристикой, просто все выступавшие коллективы были публике хорошо знакомы, а потому принимались на ура. ВолковТрио брало сочетанием драйва и содержательности - Владимир Волков принимал со своим контабасом самые немыслимые позы, Курашов терзал собственную гитару так, что непонятно было, как она вообще ещё жива, в общем, все было как всегда - и здорово. Под занавес сета ВолковТрио расширилось до квинтета - к Волкову, Курашову и Сладкевичу присоединились Сергей Старостин и Леонид Федоров, чтобы исполнить вместе потустороннюю версию народной колыбельной, мистически-страшный заговор на сохранение скотинки и в завершение - запредельно-пронизывающую "Голову-ногу". Логичное перетекание составов друг в друга продолжилось, и на сцене остался Леонид Федоров, чтобы вместе с группой Аукцыон исполнить миссию хедлайнера. Что и было сделано с блеском - группа действительно отыграла большой концерт, исполнила все надлежащие нетленки (от "Якорей" до "Осколков") и вызвала бешеную радость у публики. Однако, кажется, как живой творческий организм канонизированная группа функционирует не очень эффективно - на концертах исполняются одни и те же песни в одних и тех же аранжировках и с одними и теми же ужимками и прыжками Олега Гаркуши, новые же песни Федоров предпочитает исполнять сольно и с тем же ВолковТрио - да и не слушаются они как песни, предназначенные для Аукцыона.

Все выступления музыкантов сопровождались показывавшимися на экране сюжетами видео-арта, который смотрелся иногда забавно, иногда смешно, а порой и просто неуместно; совместить разные виды искусства - дело, конечно, хорошее, но, видимо, осуществлять это надо было как-то менее прямолинейно. Момент, в который музыка полностью сменилась перформансом, все-таки наступил: арт-провокатор Герман Виноградов вылез на сцену в костюме индустриального Нептуна и позвал всех на берег, где под общий восторг публики продемонстрировал "гонки на гидроциклах по мелководью" (заключавшиеся в плавании Виноградова по тому же мелководью с электродвигателем) и фейерверк (вполне настоящий). Показали зрителям и обещанный фрагмент "Воглы-Воглы" - авант-римейка советского фильма с блистательным Мамышевым-Монро в роли Любови Орловой. А дальше была снова музыка - ансамбль НЕТЕ (этника которых, исполняемая на совсем уж причудливых инструментах вроде гуслей и колесной лиры, звучала в тот момент несколько монотонно) и Российская Саксофонная Мафия, которая очень правильно решила оставить на сцене барабанщика и играть самые динамичные и бодрые композиции: изрядно уставшая и замерзшая публика вряд ли адекватно восприняла что-то более авангардно-содержательное.

Программа подошла к своему логическому завершению, на сцену снова вышел ди-джей, открывавший ОРИОН КАП КАП в составе Волги, и к 4-м часам утра сцена и набережная являли собой зрелище весьма унылое: все, кто мог, постепенно разъезжались на собственном транспорте, остальные же, в большинстве своем - весьма нетрезвые зрители лежали и сидели в самых причудливых местах и позах, пытась согреться и скоротать время до прихода обещанных автобусов. Вся эта картина, впрочем, впечатление от праздника ничуть не испортила - после него, как известно, всегда наступает похмелье, а поскольку ОРИОН КАП КАП, несомненно, очень удался, то и последствия смотрелись не очень презентабельно.

Но в том-то и соль, что в Москве такое не увидишь никогда - ни плавающего в реке скандального художника, ни упившихся эстетов, разлегшихся на песочке.
В этом и суть, в этом и прелесть, в этом и победа организаторов фестиваля - open-air получился по-настоящему выездным и по-настоящему осмысленным.
Хорошее продолжение традиции ОРИОН КАПов - которая, как очень хотелось бы надеяться, не прервется и далее.

10.06.2004, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

19:00 – Клуб A2 Green Concert – МАРСЕЛЬ МАРСЕЛЬ »»

20:00 – Lюstra Bar – НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ »»

20:00 – Московский международный Дом музыки – Katherine JENKINS Katherine JENKINS »»

Хроника22/10

1976 – В 1976 году группа The Damned выпустила свой дебютный сингл "New Rose", который официально стал первым панк-рок релизом в истории Великобритании, на месяц опередив Sex Pistols и их классический "Anarchy in the U.K." На второй стороне пластинки был записан кавер на битловский хит "Help!"  »»

1996 – Компания Apple объявила о том, что общее количество пластинок "Beatles", проданных за 1996 год, достигло 19 миллионов экземпляров. Интересно, что 41% из них купили фанаты, которые родились уже после того, как группа распалась  »»

2005 – Путем голосования, приуроченного к 50й годовщине Евровидения, была выбрана лучшая песня в истории конкурса. Ей стала композиция "Waterloo", исполненная группой ABBA в 1974 году  »»

Clare FISCHER (1928)

Greg HAWKES (1952)

Stiv BATORS (1956)

John Wesley HARDING (1965)

SOKO (1985)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить