ФЕСТИВАЛЬ  ДОМашний выезд

Open-air в самом прямом понимании этого слова: с выездом за пределы мегаполиса, со всеми видами развлечений и искусств и с атмосферой осмысленной душевности - фестиваль ДОМа

Лето наступило окончательно и бесповоротно, московская клубная жизнь затихает - в душных подвалах музыку слушать все труднее, тем более если на улице тепло и красота. В общем, пришло время опен-эйров - и надо заметить, что по этой части (которая в Европе является важнейшей во всем музыкально-концертном году) у нас в последнее время все неплохо. Помимо давно привычных больших рок-слетов вроде "Крыльев" или "Нашествия", кажется, окончательно создали свою нишу мероприятия танцевально-клубные (вроде грядущего Creamfields), а также - хочется надеяться - менее пафосные фестивали, не собирающие грандиозной аудитории, зато обладающие и хорошей концепцией действа, и интересным подбором музыкантов. В этом году первым из таких стал фестиваль Звуков.Ru Avant, ну а в прошедшие выходные свой выезд организовал культурный центр ДОМ. И, как всегда, "домочадцы" придумали нечто феерическое и ни на что не похожее - по большому счету, фестиваль ОРИОН КАП КАП и представлял собой настоящий open-air в самом прямом понимании этого слова: с выездом за пределы мегаполиса, со всеми видами развлечений и искусств и с той же атмосферой осмысленной душевности, за что ценился и ценится ДОМ. И хотя тот же Avant был, определенно, интереснее по подбору выступавших, на ОРИОН КАП КАП организаторам удалось создать целостное фестивальное пространство (отсылавшее ещё и к широкому культурному бэкграунду вроде "музыки на воде" Джона Кейджа), которое, к тому же, никак не было связано ни с закрытием метро, ни с духотой московского лета.

Началось все на Речном вокзале, откуда отплыли два трамвайчика: самым убежденным любителям ДОМашней музыки был обещан ещё и концерт прямо на воде. Вероятно, он успешно состоялся (а выступила вроде бы Российская Саксофонная Мафия), да только вот музыканты играли на одном из теплоходов, а аккредитованных журналистов почему-то посадили на другой, поэтому о том, насколько подобный перформанс был удачен, мне, к сожалению, узнать не удалось - что, впрочем, отнюдь не испортило удовольствия от по-настоящему прекрасной и удивительной речной прогулки. Дальше странности некоторое время продолжались: современное концептуальное искусство столкнулось с самой неприглядной стороной российской действительности, поскольку со всех приехавших по воде и добиравшихся от Бухты Радости до Клязьминского водохранилища охранники бухты попытались два раза собрать денег. Все эти препятствия, впрочем, не смогли оказаться фатальными, так что до Клязьминского водохранилища слушатели, музыканты и организаторы все-таки добрались.

И так уж получилось, что это самое Клязьминское водохранилище выглядело полностью освоенным художественным пространством: в 30 метрах от стоявшей прямо на песке у реки сцены высилась деревянная фигура, являвшая собой скульптуру "Концерт для дирижера с бухтой", где-то на другом берегу явственно виднелась выложенная бревнами надпись ART, так что все вокруг выглядело неслучайно (хотя совершенно не факт, что так и было). Не подвела и погода - несмотря на говоряще-предсказывающее название, ОРИОН КАП КАП прошел без осадков, хотя и с небольшими ночными заморозками. По песочку, попивая пиво, бродили Сергей Летов и Николай Рубанов, Владимир Волков и Эдуард Сивков, на мостках сидели люди и смотрели на воду, кто-то катался на лодке, кто-то даже пробовал купаться - все это смотрелось как нечто совершенно оторванное от города, казалось, что Москва даже не в 30, а где-нибудь в 300 километрах, а все это происходит где-то совсем не здесь, а в какой-то утопии духа. Это ощущение, абсолютно уникальное для музыкального мероприятия, пожалуй, и можно назвать главным, чего удалось добиться организаторам ОРИОНа. Но основным содержанием фестиваля должна была стать все-таки музыка - и она им и стала.

Открыла фестиваль группа Волга - этакий этно-трип-хоп: ди-джей играл в меру мудрую электронику, снабженную обязательным в таких случаях вибрирующим битом, а вокалистка вполне "фольклорно" пела традиционные тексты - заговоры, обереги и прочее ритуальное. Слушaлось это неплохо, но без чего-либо особенного - так что Волга стала правильным началом ОРИОНа, взбодрив публику, настроив её на этничность и прогрессивность и уступив место более содержательным и драйвовым коллективам. Первым из которых был немецкий ново-джазовый квартет Root 70 - они в итоге и оказались единственными зарубежными участниками фестиваля, поскольку обещанные швейцарцы Streamboat Switzerland так и не выступили. Ведущий концерта Сергей Старостин расхвалил Root 70 на все лады, и музыканты действительно порадовали, хотя, пожалуй, ничем не удивили. Разве что самим своим руководителем: солирующий тромбон - штука, прямо скажем, редко встречающаяся, а Нильс Вограм со своим инструментом что только не делал; частенько вполне традиционно развивавшаяся композиция превращалась в разговор саксофона с тромбоном, причем каждый издавал самые странные и причудливые звуки. В целом же Root 70 играли очень приятный джаз, не злоупотреблющий свободой и атональностью, очень приятный на слух и напоминающий, например, Acoustic Masada.

Дальше музыкальная программа никаких сюрпризов не принесла - что, разумеется, отнюдь не является её отрицательной характеристикой, просто все выступавшие коллективы были публике хорошо знакомы, а потому принимались на ура. ВолковТрио брало сочетанием драйва и содержательности - Владимир Волков принимал со своим контабасом самые немыслимые позы, Курашов терзал собственную гитару так, что непонятно было, как она вообще ещё жива, в общем, все было как всегда - и здорово. Под занавес сета ВолковТрио расширилось до квинтета - к Волкову, Курашову и Сладкевичу присоединились Сергей Старостин и Леонид Федоров, чтобы исполнить вместе потустороннюю версию народной колыбельной, мистически-страшный заговор на сохранение скотинки и в завершение - запредельно-пронизывающую "Голову-ногу". Логичное перетекание составов друг в друга продолжилось, и на сцене остался Леонид Федоров, чтобы вместе с группой Аукцыон исполнить миссию хедлайнера. Что и было сделано с блеском - группа действительно отыграла большой концерт, исполнила все надлежащие нетленки (от "Якорей" до "Осколков") и вызвала бешеную радость у публики. Однако, кажется, как живой творческий организм канонизированная группа функционирует не очень эффективно - на концертах исполняются одни и те же песни в одних и тех же аранжировках и с одними и теми же ужимками и прыжками Олега Гаркуши, новые же песни Федоров предпочитает исполнять сольно и с тем же ВолковТрио - да и не слушаются они как песни, предназначенные для Аукцыона.

Все выступления музыкантов сопровождались показывавшимися на экране сюжетами видео-арта, который смотрелся иногда забавно, иногда смешно, а порой и просто неуместно; совместить разные виды искусства - дело, конечно, хорошее, но, видимо, осуществлять это надо было как-то менее прямолинейно. Момент, в который музыка полностью сменилась перформансом, все-таки наступил: арт-провокатор Герман Виноградов вылез на сцену в костюме индустриального Нептуна и позвал всех на берег, где под общий восторг публики продемонстрировал "гонки на гидроциклах по мелководью" (заключавшиеся в плавании Виноградова по тому же мелководью с электродвигателем) и фейерверк (вполне настоящий). Показали зрителям и обещанный фрагмент "Воглы-Воглы" - авант-римейка советского фильма с блистательным Мамышевым-Монро в роли Любови Орловой. А дальше была снова музыка - ансамбль НЕТЕ (этника которых, исполняемая на совсем уж причудливых инструментах вроде гуслей и колесной лиры, звучала в тот момент несколько монотонно) и Российская Саксофонная Мафия, которая очень правильно решила оставить на сцене барабанщика и играть самые динамичные и бодрые композиции: изрядно уставшая и замерзшая публика вряд ли адекватно восприняла что-то более авангардно-содержательное.

Программа подошла к своему логическому завершению, на сцену снова вышел ди-джей, открывавший ОРИОН КАП КАП в составе Волги, и к 4-м часам утра сцена и набережная являли собой зрелище весьма унылое: все, кто мог, постепенно разъезжались на собственном транспорте, остальные же, в большинстве своем - весьма нетрезвые зрители лежали и сидели в самых причудливых местах и позах, пытась согреться и скоротать время до прихода обещанных автобусов. Вся эта картина, впрочем, впечатление от праздника ничуть не испортила - после него, как известно, всегда наступает похмелье, а поскольку ОРИОН КАП КАП, несомненно, очень удался, то и последствия смотрелись не очень презентабельно.

Но в том-то и соль, что в Москве такое не увидишь никогда - ни плавающего в реке скандального художника, ни упившихся эстетов, разлегшихся на песочке.
В этом и суть, в этом и прелесть, в этом и победа организаторов фестиваля - open-air получился по-настоящему выездным и по-настоящему осмысленным.
Хорошее продолжение традиции ОРИОН КАПов - которая, как очень хотелось бы надеяться, не прервется и далее.

10.06.2004, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, скоро выступит в Москве »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – 16 Тонн – BIG CITY JAZZ SHOW BIG CITY JAZZ SHOW »»

20:00 – Зеленый театр ВДНХ – Павел КАРМАНОВ Павел КАРМАНОВ »»

Хроника20/08

1991 – Началась работа над самым известным альбомом "Аукцыона" "Птица". Леонид Федоров и Олег Гаркуша запираются на даче, напиваются и сочиняют заглавную вещь. Кстати, альбом был закончен в день начала следующего путча – 3 октября 1993 года  »»

1998 – Скончался первый советский панк - Андрей "Свинья" Панов (группа Автоматические Удовлетворители)  »»

1999 – Группа "Сахара" получила свое нынешнее название (до этого они назывались "Джуманджи")  »»

Иннокентий АННЕНСКИЙ

Говард Филлипс ЛАВКРАФТ

Freddie MOORE

Frank ROSOLINO (1926)

Frank CAPP (1931)

Sneaky Pete KLEINOW (1934)

Isaac HAYES (1942)

David LASLEY (1947)

Robert PLANT (1948)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить