STEREO TOTAL  Робопоп, сошедший с ума

Душевный идиотизм и эстетика трэш-музицирования. Репортаж с концерта Stereo Total

Концерт группы Stereo Total разрекламировали нешуточно: чего стоили только рекомендации самого Момуса (Momus), который объявлял немецко-французский дуэт ни много ни мало лучшей группой мира. Ко всему прочему, концерт оказался совмещен с днем рождения "Запасника" - а клуб, между прочим, хорошо всем известен и многими любим. Собственно, группа Stereo Total тоже не была сюрпризом: музыканты приехали в Москву уже третий раз, так что публика хорошо знала, на что шла.

И шла очень и очень активно - в результате всего этого в какой-то момент в Art Garbage просто перестали пускать (желающих за дверями осталось предостаточно), а солидная часть аудитории слушала музыку с улицы, с летней террасы клуба. В самом маленьком зале было ещё хлеще: народ набился битком, а чтобы вылезти наружу, требовалось изрядное количество времени. Эти маленькие неудобства, впрочем, как неудобства даже не воспринимались - в тесноте, да не в обиде вся публика дружно радовалась, громко подпевала и задорно прыгала. Что, собственно, выглядело очень логично, поскольку группа Stereo Total именно про это, про веселое, дурацкое и безумное. В творчестве француженки Франсуаз Кактю (Françoise Cactus) и немца Брецеля Горинга (Brezel Goring) душевный идиотизм и эстетика трэш-музицирования имеются как раз в должных пропорциях.

Немецкий мужчина в черной майке и кожаных штанах играет на синтезаторе нарочито примитивные ритмы и гармонии, иногда берет старенькую электрогитару и ожесточенно рубит несколько простых аккордов, задорно кричит в микрофон, добавляя драйва вокалу партнерши. Та сидит за барабанами и оживляет наивный техно-ритм живыми звуками ударных - впрочем, не всегда: Франсуаз успевает потанцевать вокруг микрофона, изобразить историю, изложенную в песне, и потерзать маленького плюшевого зайца. В итоге получается дурацкий ретро-синти-поп, главное в котором - не собственно реанимация подобной эстетики (которая, в общем-то, сейчас вполне себе в моде), но отношение к собственной творческой деятельности - по-хорошему непосредственное и легкомысленное. Stereo Total явно хорошо осознают собственные корни, аналоги и объекты вышучивания, свидетельством тому - не только характерные кожаные штаны, но и поведение: уж не знаю, был ли Брецель Горинг в курсе того, что накануне их концерта в Москву приезжали Kraftwerk, но его псевдомеханизированные танцы в одной из песен смотрелись как удачная пародия на лужниковское шоу людей-роботов. Брецель и Франсуаз пререкаются по поводу того, какую песню играть, и спрашивают у зала, на каком языке петь - зал отликается веселыми прыжками под наивные техно-ритмы и оглушительно громкими криками "supergirl!". Вот, собственно, и все - но больше не нужно ни для дня рождения клуба Art Garbage (название которого, кстати, довольно любопытно соответствует стилистике Stereo Total), ни для отличного летнего вечера. Этакая раздолбайская фарс-дискотека: и потанцевать, и посмеяться.

Можно, впрочем, указать на одну любопытную тенденцию, в которую очень хорошо вписываются и Stereo Total, и их поклонник, предыдущий аншлаговый гость "Запасника" Момус, и такие деятели, как Neoangin и Псой Короленко. Все эти музыканты намеренно пренебрегают концепцией чистоты звука и качества записи, играют на старых-примитивных музыкальных инструментах (архаические синтезаторы, намеренные искажения звука) - но зато в их записях появляется некая новая содержательность и осмысленность, нефальшивая эмоция, будь то софистицированно-провокационные песенки Момуса или изумляюще-настоящая душевность и искренность, пробивающаяся сквозь донельзя грязные и тупые звуки Casiotone for the Painfully Alone. Stereo Total, пожалуй, не главная группа среди всей этой "новой простоты", но их веселый синти-панк - тоже вещь любопытная и важная. К тому же, ещё и пришедшаяся по сердцу московской публике, которая вообще, видимо, хорошо относится к подобного рода диким, но симпатичным фрикам.

08.06.2004, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)