РАДИО  Что выбирает поколение "Станции"

Формат Станции 2000 приобретает на сегодняшний день все большую актуальность. Ведущие модного FM постепенно включают в свои сетки программы почившей радиостанции, а воспитанная ей аудитория постепенно подрастает. Эти и другие факторы позволяют говорить о скором появлении станции, полностью посвященной прогрессивной танцевальной музыке...

С тех пор, как в 2000 г. закрыли "Станцию 2000" 107 FM, ниша молодежной радиостанции, вещающей в формате актуальной электронной музыки (house, techno, d&b, trance), в московском FM-диапазоне пустовала. Несмотря на то, что в эфире многих радиостанций, начиная от "Европы Плюс" и "Серебряного Дождя" и заканчивая "Ultra" и "Монте-Карло", присутствуют программы, посвященные современной танцевальной музыке, их продолжительность обычно невелика, а музыка отнюдь не отражает новейшие веяния экспериментаторов электронного звучания, зачастую представляя собой припопсованный вокальный хаус.

В этом ряду особняком стоит "ДинамитFM" (101.2 FM), явный лидер по количеству часов прогрессивной танцевальной музыки в день (в среднем это 4 часа), и числу сотрудничающих с радиостанцией известных ди-джеев. Из них подавляющее большинство трудились в эфире "Станции 2000" - Санчес, Сапунов, Коля, Град, Фонарь, Марсель Гонсалес, Грув, Дэн, - причем, многие полностью сохранили и перенесли на "Динамит" свои программы. Кроме того, в эфире этой радиостанции обрел новый дом многостарадальный старожил московского эфира Мартин Ландерс, а всемирно известная программа Pete Tong'а с Radio 1 BBC также выбрала ее в качестве своего представительства в Москве. По сути, вечерний "Динамит" стал филиалом "Станции" образца 1998-1999 годов. Внимая рассказу DJ Фонаря о прошедшей вечеринке, поневоле забываешь, "какое, милые, у нас тысячелетье на дворе".

Таким образом, вечерний "Динамит" собирает ту же аудиторию, что и почившая в бозе "Станция" (почившая кстати отнюдь не без участия Русской Медиа Группы, которой и принадлежит "Динамит"; впрочем, целесообразность закрытия одной станции и частичное перенесение ее формата на другую - дело исключительно самой РМГ, и предметом нашего обсуждения сегодня не является). Что касается аудитории, то она выгодно отличается от дневной аудитории этой радиостанции своим образованием и уровнем доходов. Впрочем, в целом по Москве вечерняя радиоаудитория невелика, что обусловлено переключением ее внимания на телевизионное вещание и другие СМИ (по данным ROMIR Monitoring).

Борьба именно за эту "продвинутую" аудиторию и побудила открывшуюся в прошлом году "Энергию"(104.2FM) тоже попытаться возродить на своей волне некоторое подобие "Станции". С 1 мая в ночном эфире радиостанции появились программа "Электрика", которую ведет культовый персонаж современной московской клубной сцены Иван Рудык, а также программа "Полет шмеля" ди-джея Шмеля. Но главным пиар-ходом "Энергии" стало переманивание с "Серебряного Дождя" нашедшей было там пристанище после крушения "Станции" "Модели для сборки" в лице Влада Коппа и Михаила Габовича. Легендарная "Модель" являлась символом и талисманом "Станции" на протяжении всего существования последней, и ее новое место приписки, несомненно, заставило многих пересмотреть свое отношение к "Энергии".

Однако пока все подобные программы "Энергии" можно пересчитать по пальцам, и она заметно проигрывает в этом "Динамиту". Зато, как это обычно и бывает в жизни, выигрывает в другом: дневной плей-лист "Энергии" состоит из приемлемого для "продвинутой" аудитории евродэнса. Конечно, это не последние веяния мировой электроники, но также и не бессмысленная и беспощадная русская попса, которой в дневное время "кормит" своих слушаталей "Динамит". Впечатление от "Энергии" портит, в основном, звук - смазанный и как будто лишенный верхних частот, не выдерживающий никакой конкуренции с четким и насыщенным звучанием "Динамита", особенно в условиях хорошей автомобильной акустики. Впрочем, надо думать, меломаны, изголодавшиеся по современной музыке, простят и не такое.

Несмотря на различия в программной политике этих двух радиостанций, очевидно одно: формат "Станции 2000" приобретает на сегодняшний день все большую актуальность. Кроме того, немаловажен тот факт, что воспитанная этим легендарным радио аудитория постепенно подрастает и становится элитой современного российского общества.
Эти и другие факторы позволяют говорить о скором появлении в московском ФМ-диапазоне радиостанции, полностью посвященной прогрессивной танцевальной музыке. Будет ли ею одна из рассмотренных нами, или же заново созданная радиостанция - покажет время. Главное, что это время уже пришло.

06.06.2004, Олеся БЕЛИКОВА (ЗВУКИ РУ)