KRAFTWERK  Живые и довольные этим

Итак - к нам приехал Kraftwerk. Элегантные стареющие пионеры электронной субкультуры, облаченные в строгие черные костюмы и красные рубашки, показали Москве свое двухчасовое торжество синтетического минимализма над временным континумом и обывательским скептицизмом. Читайте репортаж Александра Мурзака...

Рано или поздно это должно было произойти, и хорошо, что это случилось на той стадии жизненного цикла, когда главные герои еще окончательно не растворились в собственноручно созданном электронном микромире и их хрупкая мат-часть не разлетелась на микроскопические частицы, упорядоченно блуждающие в виртуальном пространстве. Итак - к нам приехал Kraftwerk. Элегантные стареющие пионеры электронной субкультуры, облаченные в строгие черные костюмы и красные рубашки, показали Москве свое двухчасовое торжество синтетического минимализма над пространственно-временным континуумом и обывательским скептицизмом.

Спустя миллионы секунд с момента былого триумфа немецкие гении порушили глупые доводы относительно того, карманный калькулятор - это постыдный пережиток старины, убедительно доказав, что "пациент, скорее, жив, чем - мертв", и время не властно над истинными ценностями.

На поверку Kraftwerk остался точно таким, каким его мысленно представляли много лет назад обделенные доступом к прогрессивным идеям человечества жители одной шестой части суши. Ведь именно тогда, когда электронная философия Шнайдера (Florian Schneider-Esleben) и Хуттера (Ralf Hutter) захватила сознание миллионов страждущих индивидов по всем миру, Советский Союз реагировал на это по-своему.

Наши велосипедисты задались целью во чтобы то ни стало выиграть Тур де Франс (и в конце концов выиграли), генеральный секретарь КПСС Л.И.Брежнев решил, что пора возить по стране в "Чайке" вместо себя свое чучело-манекен (и по рассказам очевидцев это было именно так), а еще молодой будущий мэр Москвы, скорее всего, стал грезить скоростными автобанами.

Дальше, наверное, нет особого смысла разглагольствовать относительно роли немецких укротителей пластикового саунда как в истории современной музыки, так и 20 века в целом, - это итак всем известно. Ну, практически всем, ибо добрая половина народа, которая медленно продвигалась вдоль забора Лужников к месту ожидаемого перфоманса сворачивала гораздо раньше туда, где в кустах должен был зажигать турецко-подданный певец Tarkan. Ну, на вкус и цвет, сами знаете что: кому Таркан - классика, а кому и Kraftwerk - фон.

Для большинства возжелавших непосредственно окунуться с головой в загадочный мир робот-попа, звуки которого вновь слушаются сегодня как откровение, нынешняя программа Kraftwerk большой загадкой не была. Все коронные номера давным-давно известны, а легенды о концертных выступлениях людей-машин передавались из уст в уста еще в "каменном веке". Дело осталось за малым: убедиться на собственной шкуре - правда ли, все это.
Конечно, правда! Станут вам врать взрослые люди. Все было в точности, как гласили преданья старины глубокой. Четыре неподвижных человека на сцене за синтезаторами, при взгляде на которых до конца не ясно - жмут ли они на клавиши или картошку чистят, как тот второклассник из Ералаша. Был и обязательный огромный экран, на котором демонстрировалось видео к каждой композиции, причем не красивая абстрактная картинка, а четко структурированный видеоряд чуть ли ни под каждую ноту. Звучит "Trans-Europe Express" - едет этот самый пресловутый экспресс во всех деталях, играет "Tour de France" - накручивают петли по горам велосипедисты на черно-белой пленке, а во время "Autobahn" по экрану плывут раритетные мерседесы с улыбающимися пассажирами. На до боли знакомых тревожных интонациях "Radioactivity" мелькают предупреждающие кадры о радиоактивной опасности, и вырисовывается мультипликационная зарисовка полураспада, "Model" же обрамляется ретро-показом манекенщиц. Все по-немецки педантично точно и лаконично - своеобразная летописная мультипликация для взрослых, запечатлевшая окончательную индустриализацию человечества в 20 веке и приход эры машин.

Три раза занавес закрывался на короткий перерыв между пронизывающими насквозь своей изощренной робо-эстетикой сетами, и снова наши герои бросались в бой со свежей порцией электрического поп-корна. Вот уже вместо музыкантов на сцене их знаменитые роботоподобные копии - те самые пресловутые манекены, синхронно двигающие в такт "Robots" своими стальными клешнями, при одном виде которых у большинства из присутствующих внутренне возникает чувство, схожее с экстазом революционного матроса, впервые увидевшего Ленина. Даже только ради этого стоило ждать каких-то пару десятков лет. Довольные соотечественники как дети малые радовались обрывкам русских фраз, произнесенных металлическим голосом: "Я оператор и мой калькулятор. Я слагаю... вычитаю" и т.п.

Похоже, в первый раз на закрытой арене Лужников был звук, каким, по идее, он должен быть всегда - без завалов по низам и верхам, без унылого гула и сторонних шумов металлосодержащих конструкций здания. По идее, сюда уже заносило немало западных звезд, но победить суровую русскую действительность смогли опять-таки только "техно-гуру" из Kraftwerk.

Под звуки "Expo 2000" четверка достойных бюргеров предстала перед публикой в футуристических облегающих черных нарядах в светящуюся ядовитую зеленую сетку, в которых, собственно, и завершала концерт на мажорных аккордах "Musique Non-Stop". Окончательно обнадежив всех собравшихся относительно своей состоятельности, отцы-апологеты электронных метаморфоз поочередно покидали сцену, на которой после их ухода продолжали звучать гипнотические мантры относительно того, что "музыку не остановить".
Путешествие в аналоговое прошлое плавно перетекло в визуальное настоящее и заставило некоторых задуматься над вопросом: что же такого особенного есть в этих уже практически полусказочных персонажах, что до сих пор продолжает держать в оцепенении прогрессивное человечество своими, казалось бы, примитивными мелодиями? Ответ на этот непростой вопрос закодирован где-то в их композициях. Где именно - возможно, что это смогли понять те, кто пришел на концерт, остальным же будет тяжело это сделать без подсказок от самих Kraftwerk.

05.06.2004, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
KRAFTWERK - Живые и довольные этим - ваше мнение о статье
  • Крафтверк-рулит!
    В Таллинне тоже был концерт-МЕГА!!!...я уже давно не получала такого заряда положительных эмоций!
    _я твой робот-я твой ра-бот-ник_
    Написал(a): мариа, 11/06/2004 21:21
  • Муза нашего поколения. Синтез-прогресс. Кола-жизнь. YELLO-супер.
    Написал(a): Андрей, 11/06/2004 18:16
  • паша, солнышко, как мило, право.
    Написал(a): tresmegistus, 09/06/2004 0:35
  • Я видел этот концерт в Варшаве 5 днями раньше. Все один в один как в Москве. Просто забойно.
    Кстати они и по-польски пели Ja jest operator i mobilni kalkulator. Пупблика визжала.
    После концерта стало понятно кто в доме хозяин. Вся остальная электронщина курит нервно в углу.
    Не слабые деды.
    Написал(a): DG, 08/06/2004 23:57
KRAFTWERK - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Dusseldorf

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника18/10

1926 – В Сан-Хосе, Калифорния, родился Чак Берри - один из "изобретателей" рок-н-ролла, скандалист и страшный бабник  »»

Александр ГАЛИЧ

Anita O'DAY

Boogie Woogie RED (1925)

Chuck BERRY (1926)

Леонид Борисович ПЕРЕВЕРЗЕВ (1930)

Cynthia WEIL (1937)

Keith KNUDSEN (1952)

Wynton MARSALIS (1961)

Светлана ЛОБОДА (1982)

Esperanza SPALDING (1984)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить