RZA  Fuck или не fuck george bush?

На следующий день после этого концерта The New York Times вполне могла выйти с шокирующим заголовком: "RZA was violently beated up while performing at his live show in Moscow" Наш репортаж с шоу RZA...

The New York Times: RZA was violently beated up while performing at his live show in Moscow

После 70-ти летнего забвения и насквозь пронизанной политизированности всей советской культуры, политический фольклор все равно не прижился в российской музыкальной среде. Отдельные потуги панковских команд и философско-политические междустрочия "Машины Времени" и "Аквариума" - не в счет.

Тем более необычно для нас видеть холеного представителя американской рэп-культуры девяностых, который прорвался через сильноохраняемые с недавнего времени границы США, дабы всласть поматериться и погнобить власти своей страны. И тут, наконец, и у нас появилась возможность цинично заметить, что, мол, они над нами смеялись, что у нас никакой свободы слова нет и все такое, а теперь - на себя бы посмотрели. Кричит ли через слово Роберт Диггз (Robert Diggs), известный под сценическим псевдонимом RZA (произносится как "рицца") "Fuck George Bush на концертах в Нью-Йорке? Неизвестно. Не исключено, что последние пару лет он делает это дома, шепотом, при выключенном свете. И на концертах в странах, не входящих в НАТО.

В Москву Диггза привезли чуткие российские промоутеры из Тинькофф'а. Они ни разу не ошибались с выбором музыкантов. Дошло даже до того, что люди автоматически приходят на все, что в этом клубе происходит, поскольку доверяют вкусу промоутеров и идеологов брэнда. Как бы после концерта RZA люди не начали опасаться попадать на незнакомых исполнителей. Хотя после De Phazz и Thievery Corporation Тинькофф может себе позволить многое. Даже концерт формата Горбушки - RZA явно не дотягивает до уровня музыки для "молодых профессионалов".

Сложилось стойкое впечатление: американский гость не очень в курсе того, что львиная доля слушателей московского концерта (на следующий день был концерт в Питере) не знает английского языка. То есть попрыгать и крикнуть "Yes" в ответ на "Are you ready?" мы можем, а вот оценить остроту поэта и мастерство речевки - нет. А если ценность музыканта не в сложности и интересности музыкального сопровождения, а в смысле позии?..
Вообще говоря, на концерте впервые была заметна сильная пестрота аудитории - рэп-фанаты во главе с человеком-монстром Богданом Титомиром смешались с тусовщиками и завсегдатаями ресторана, не мероприятии отметился Андрей Григорьев-Аполонов и заехал посидеть в мерседесе у входа Марат Сафин. И этот коктейль разбавили совсем случайные, очень молодые и совсем уже немолодые дяди и тети. Последних происходящее однозначно шокировало, но никто не хотел подавать виду - раз Тинькофф, значит, наверное, круто. А выглядеть некомпетентным, понятное дело, не хочет никто.

В то же время Роберт Диггз носит лавры талантливого музыканта и еще более талантливого продюсера. Чтобы сразу стало понятно - именно RZA написал саундтреки к первой части Тарантиновского "Kill Bill" и отменному фильму Джима Джармуша "Ghost Dog". Если копнуть глубже, то выясняется, что Диггз - продюсер нашумевшей хип-хоп команды Wu-Tang, что именно он стоял у истоков Gravediggaz, продюсировал Cypress Hill, Notorious B.I.G. и многие другие крайне удачные, в том числе, с коммерческой точки зрения, проекты. Для любого поклонника этого стиля музыки наличие Диггза под любым из его множественных псевдонимов (Prince Rakeem, The Abbott, Bobby Digital, the Rzarector) среди тех, кто имел отношение к созданию очередного рэп или хип-хоп альбома - знак качества.

А на самом деле все просто: так же как некоторые современные, в том числе электронные, артисты прекрасно слушаются на компакт дисках и скучно выглядят на сцене, с каждым альбомом RZA как минимум интересно познакомиться, но на сцене он выглядит никак. Пожалуй, единственное из-за чего стоит слушать этого музыканта "живьем" - мощность его музыки, которая не раскрывается в домашних условиях даже с очень хорошей саунд-системой.

И уж совсем интересный факт - впервые в "Тинкофф" публика негодовала по поводу опоздания начала концерта на полтора часа. Скорее всего, сказалась пестрота аудитории. При этом некоторые активисты предложили поступить именно так, как (по их мнению) должны были бы поступить с артистом у себя на родине крутые ниггеры, которых заставляют ждать - организовать драку и надавать парню тумаков.
Наверное, не самая плохая идея, да и имиджу рэппера не повредит - представляете себе заголовок в The New York Times? - "RZA was violently beated up while performing at his live show in Moscow" ("RZA был жестоко избит во время своего концерта в Москве").

21.05.2004, Хуюм БУЮМ (ЗВУКИ РУ)