ФЕСТИВАЛЬ  Важная музыка в важном месте

Фестиваль "Кремль музыкальный" подтвердил: классическая музыка нынче заключена в клетках консерваторий и филармоний, и путей выхода оттуда пока не видно.

Кремль - и место, и слово многозначное и многозначительное. У кого-то оно ассоциируется с древними памятниками культуры и славной русской историей, у кого-то - с "утро красит нежным светом" и всем прилагающимся, а у кого-то - с отечественной властью и, например, с недавними выборами. Так что у разных людей название фестиваля "Кремль музыкальный" могло вызывать совсем разную реакцию - хотя организаторы, скорее всего, подразумевали прежде всего первый смысл. По правде говоря, мне кажется, что у непросвещенного слушателя словосочетание "Кремль музыкальный" автоматически соотносится с Кремлевским дворцом съездов, Николаем Басковым, Иосифом Кобзоном и иже с ними. Так что то, что так назван фестиваль классических музыкантов, - это, наверное, даже хорошо, вроде как облагораживает брэнд.

Вообще говоря, название фестиваля, место его проведения и весь сопутствующий контекст - это и есть те факторы, которые делают данное мероприятие интересным и вполне уникальным. Потому как мало ли в России проводится фестивалей классической музыки, где юные исполнители играют проверенные временем произведения, а поддерживают их признанные мэтры? Вот-вот, то и дело что-нибудь такое где-нибудь да происходит. Но когда сначала сотрудники милиции долго проверяют все содержимое рюкзака на входе в Боровицкие ворота, а потом приходится 10 минут идти по залам Оружейной палаты, постепенно поднимаясь в тот, где происходит концерт, - возникает ощущение, что мероприятие все-таки не из рядовых. Не каждый день музыканты играют классику в окружении скульптурных портретов русских князей, имущества царской семьи и яиц Фаберже. Стремление художественного руководителя фестиваля Николая Петрова "отрешиться от пафоса" выглядит в этом контексте странно: тут пафос напрашивается сам собой - и, разумеется, возникает и культивируется.

Фестиваль "Кремль музыкальный" проходил в этом году уже в пятый раз, но более известным и открытым для публики не стал. Поскольку Кремль и Оружейная палата - места весьма статусные и элитарные, слушатели могли попасть на концерты только по пригласительным билетам, так что слушали музыкантов, как говорится, "все свои". Важные мужчины в дорогих пиджаках со своими спутницами, чиновники и бизнесмены (после заключительного концерта разыскивали немецкого посла - вроде был, но куда-то убежал), ну и некоторое количество приглашенных самими музыкантами друзей и знакомых, а также журналистов. Основными целями фестиваля были объявлены демонстрация торжества музыки (это, наверное, стоит оставить без комментариев) и продвижение молодежи, которая была отобрана лично Николаем Петровым. Куда эта молодежь могла продвинуться, сыграв в зале на 100 мест перед описанной публикой, - не очень понятно. Хотя, наверное, пресловутые чиновники и бизнесмены, вдохновившись мастерством какого-нибудь молодого исполнителя, могли захотеть помочь ему в нелегкой жизни академического музыканта (недаром у каждого концерта был свой спонсор, торжественно объявлявшийся перед началом мероприятия). Что ж, и это хорошо.

Мне удалось побывать на двух концертах в рамках фестиваля, которые, фактически, представляли собой две стороны одной медали. 1 апреля народу было немного - играли только молодые музыканты: израильтянин Асаф Клейнман, калининградец Андрей Розендент и уроженка Монако Ваня Коэн. Объявлявшая выступающих женщина отчаянно напоминала записи торжественных советских концертов - папочка в руках, торжественная поза, громогласное зачитывание штампованных фраз. В перерыве музыканты фотографировались на фоне Оружейной палаты с друзьями и родственниками, в общем, концерт был почти домашним, а потому весьма симпатичным. На заключительном же концерте в воскресенье все было обставлено куда более чинно и благопристойно: играл известный оркестр MUSICA VIVA под управлением Александра Рудина, Николай Петров солировал на фортепиано в концерте Моцарта, а вел концерт, рассказывая творческую историю произведений, обязательный в таких случаях Святослав Бэлза. Музыкантам вручали подарки от спонсоров, те в ответ долго благодарили и произносили проникновенные речи о прошедшем фестивале. В общем, все было на уровне, ровно так, как и должно быть в подобной ситуации - красиво, торжественно, пафосно, предсказуемо и скучно.

Что же касается самой музыки, то тут говорить особенно нечего - как и на всех подобных фестивалях, играли музыку самую что ни на есть классическую и проверенную: Бах, Брамс, Чайковский, ну и без Моцарта, разумеется, не обошлось. Играли, как и подобает, хорошо - но и редкие ошибки присутствовали (хотя, по правде говоря, будучи почти полным профаном в подобной музыке, я не берусь оценивать компетентно). То есть, опять же, все как и должно было быть. Можно, конечно, говорить, что Кейдж, Райх или даже Шнитке звучали бы в контексте Оружейной палаты куда интереснее и провокативнее - но понятно, что, сколько ни говори, такого никогда не будет. Пианистка Ваня Коэн сыграла Скрябина - и на том спасибо.

Как известно, контекст во многом предопределяет текст - и прошедший "Кремль музыкальный" это только подтвердил. Классическая музыка нынче заключена в пределах Консерваторий и Филармоний, и путей выхода оттуда пока не видно - так что фестиваль можно считать своеобразной квинтэссенцией этой замкнутости и элитарности. Зал, вызывающий многочисленные исторические ассоциации и вынуждающий оперировать пафосными выражениями вроде "великий дух предков", приглашенная публика самого высокого статуса, хрестоматийные произведения в исполнении нового поколения и уже заслуженных музыкантов. "Кремль музыкальный" - это своеобразный знак: вот это примерно и происходит у нас в классической музыке. По правде говоря, мне лично ближе всего где-то высказанная Сергеем Курехиным мысль о том, что ситуация, когда основной ценностью становятся исполнительские навыки, обычная школа, - это, вообще говоря, неправильно. Однако, раз уж так сложилось, то Кремль (как раз в силу всех возникающих ассоциаций) - чуть ли не наилучшее место для проведения подобного фестиваля. Что ж, и это, наверное, правильно и хорошо.

06.04.2004, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

И он станет фиолетовым в крапинку – PRINCE Новый оттенок фиолетового цвета назовут в честь Принца »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

Дышите - не дышите – ANIMAL ДЖАZ Animal Jazz отметят 10 лет альбома "Шаг. Вдох" большим концертом »»

Osheaga 2017: oh my Lorde – ФЕСТИВАЛЬ Гром и молнии, London Grammar и Лиам Галлахер, метаморфозы Muse и триумф Лорд на главном… »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

19:00 – Ресторан Shore House –  ШУРА ШУРА »»

20:00 – Клуб Volta – ЛЕСОПОВАЛ ЛЕСОПОВАЛ »»

Хроника18/08

1949 – Ralph Flanagan Orchestra записывают одну из первых пластинок на воске. Это сингл «You’re Breaking My Heart»  »»

1958 – Пластинка "Короля мамбо" Переса Прадо получила одну из первых "золотых" наград ассоциации RIAA - cингл "Patricia" был продан тиражом более миллиона копий  »»

1969 – Мик Джаггер был случайно ранен выстрелом в руку во время съемок фильма «Нед Келли» в Австралии  »»

1971 – Магистр электроники Ричард Дэвид Джеймс aka Aphex Twin родился в Ирландском городе Лимерик. Афекс - известный композитор, dj и продюсер, чей конек - техно, эмбиент, эсид, драм-энд-бэйс, Intelligent Dance Music. Ни одного лимерика он так и не написал  »»

1997 – The Rolling Stones начали мировое турне "Bridges to Babylon" с пресс-конференции под Бруклинским мостом. К месту проведения конференции Мик Джаггер, Чарли Уоттс, Ронни Вуд и Кит Ричардс прибыли из Манхэттена в вишнево-красном кадиллаке 1955 года выпуска с полицейским эскортом  »»

Curtis JONES

Григорий Максимович ПЛОТНИЧЕНКО

Lee JACKSON (1921)

Oscar BRASHEAR (1944)

Sarah DASH (1945)

Владимир МИГУЛЯ (1945)

Наталия ВЕТЛИЦКАЯ (1964)

Johnny OSBORN (1972)

MIKA (1983)

Frances Bean COBAIN (1992)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить