ФЕСТИВАЛЬ  Важная музыка в важном месте

Фестиваль "Кремль музыкальный" подтвердил: классическая музыка нынче заключена в клетках консерваторий и филармоний, и путей выхода оттуда пока не видно.

Кремль - и место, и слово многозначное и многозначительное. У кого-то оно ассоциируется с древними памятниками культуры и славной русской историей, у кого-то - с "утро красит нежным светом" и всем прилагающимся, а у кого-то - с отечественной властью и, например, с недавними выборами. Так что у разных людей название фестиваля "Кремль музыкальный" могло вызывать совсем разную реакцию - хотя организаторы, скорее всего, подразумевали прежде всего первый смысл. По правде говоря, мне кажется, что у непросвещенного слушателя словосочетание "Кремль музыкальный" автоматически соотносится с Кремлевским дворцом съездов, Николаем Басковым, Иосифом Кобзоном и иже с ними. Так что то, что так назван фестиваль классических музыкантов, - это, наверное, даже хорошо, вроде как облагораживает брэнд.

Вообще говоря, название фестиваля, место его проведения и весь сопутствующий контекст - это и есть те факторы, которые делают данное мероприятие интересным и вполне уникальным. Потому как мало ли в России проводится фестивалей классической музыки, где юные исполнители играют проверенные временем произведения, а поддерживают их признанные мэтры? Вот-вот, то и дело что-нибудь такое где-нибудь да происходит. Но когда сначала сотрудники милиции долго проверяют все содержимое рюкзака на входе в Боровицкие ворота, а потом приходится 10 минут идти по залам Оружейной палаты, постепенно поднимаясь в тот, где происходит концерт, - возникает ощущение, что мероприятие все-таки не из рядовых. Не каждый день музыканты играют классику в окружении скульптурных портретов русских князей, имущества царской семьи и яиц Фаберже. Стремление художественного руководителя фестиваля Николая Петрова "отрешиться от пафоса" выглядит в этом контексте странно: тут пафос напрашивается сам собой - и, разумеется, возникает и культивируется.

Фестиваль "Кремль музыкальный" проходил в этом году уже в пятый раз, но более известным и открытым для публики не стал. Поскольку Кремль и Оружейная палата - места весьма статусные и элитарные, слушатели могли попасть на концерты только по пригласительным билетам, так что слушали музыкантов, как говорится, "все свои". Важные мужчины в дорогих пиджаках со своими спутницами, чиновники и бизнесмены (после заключительного концерта разыскивали немецкого посла - вроде был, но куда-то убежал), ну и некоторое количество приглашенных самими музыкантами друзей и знакомых, а также журналистов. Основными целями фестиваля были объявлены демонстрация торжества музыки (это, наверное, стоит оставить без комментариев) и продвижение молодежи, которая была отобрана лично Николаем Петровым. Куда эта молодежь могла продвинуться, сыграв в зале на 100 мест перед описанной публикой, - не очень понятно. Хотя, наверное, пресловутые чиновники и бизнесмены, вдохновившись мастерством какого-нибудь молодого исполнителя, могли захотеть помочь ему в нелегкой жизни академического музыканта (недаром у каждого концерта был свой спонсор, торжественно объявлявшийся перед началом мероприятия). Что ж, и это хорошо.

Мне удалось побывать на двух концертах в рамках фестиваля, которые, фактически, представляли собой две стороны одной медали. 1 апреля народу было немного - играли только молодые музыканты: израильтянин Асаф Клейнман, калининградец Андрей Розендент и уроженка Монако Ваня Коэн. Объявлявшая выступающих женщина отчаянно напоминала записи торжественных советских концертов - папочка в руках, торжественная поза, громогласное зачитывание штампованных фраз. В перерыве музыканты фотографировались на фоне Оружейной палаты с друзьями и родственниками, в общем, концерт был почти домашним, а потому весьма симпатичным. На заключительном же концерте в воскресенье все было обставлено куда более чинно и благопристойно: играл известный оркестр MUSICA VIVA под управлением Александра Рудина, Николай Петров солировал на фортепиано в концерте Моцарта, а вел концерт, рассказывая творческую историю произведений, обязательный в таких случаях Святослав Бэлза. Музыкантам вручали подарки от спонсоров, те в ответ долго благодарили и произносили проникновенные речи о прошедшем фестивале. В общем, все было на уровне, ровно так, как и должно быть в подобной ситуации - красиво, торжественно, пафосно, предсказуемо и скучно.

Что же касается самой музыки, то тут говорить особенно нечего - как и на всех подобных фестивалях, играли музыку самую что ни на есть классическую и проверенную: Бах, Брамс, Чайковский, ну и без Моцарта, разумеется, не обошлось. Играли, как и подобает, хорошо - но и редкие ошибки присутствовали (хотя, по правде говоря, будучи почти полным профаном в подобной музыке, я не берусь оценивать компетентно). То есть, опять же, все как и должно было быть. Можно, конечно, говорить, что Кейдж, Райх или даже Шнитке звучали бы в контексте Оружейной палаты куда интереснее и провокативнее - но понятно, что, сколько ни говори, такого никогда не будет. Пианистка Ваня Коэн сыграла Скрябина - и на том спасибо.

Как известно, контекст во многом предопределяет текст - и прошедший "Кремль музыкальный" это только подтвердил. Классическая музыка нынче заключена в пределах Консерваторий и Филармоний, и путей выхода оттуда пока не видно - так что фестиваль можно считать своеобразной квинтэссенцией этой замкнутости и элитарности. Зал, вызывающий многочисленные исторические ассоциации и вынуждающий оперировать пафосными выражениями вроде "великий дух предков", приглашенная публика самого высокого статуса, хрестоматийные произведения в исполнении нового поколения и уже заслуженных музыкантов. "Кремль музыкальный" - это своеобразный знак: вот это примерно и происходит у нас в классической музыке. По правде говоря, мне лично ближе всего где-то высказанная Сергеем Курехиным мысль о том, что ситуация, когда основной ценностью становятся исполнительские навыки, обычная школа, - это, вообще говоря, неправильно. Однако, раз уж так сложилось, то Кремль (как раз в силу всех возникающих ассоциаций) - чуть ли не наилучшее место для проведения подобного фестиваля. Что ж, и это, наверное, правильно и хорошо.

06.04.2004, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника23/10

1959 – На свет появился "Weird" Эл Янкович - пародист, снимающий самые смешные в мире клипы-пародии на весь поп-истеблишмент: от Мадонны и Джексона до U2  »»

1964 – Родился Роберт Трухильо - до того, как стать бас-гитаристом Metallica, он составлял гордость таких групп, как Ozzy Osbourne и Suicidal Tendencies  »»

Gary McFARLAND (1933)

Johnny CARROLL (1937)

Ellie GREENWICH (1940)

Ernie WATTS (1945)

Александр "Полковник" ГНОЕВЫХ (1957)

Weird Al YANKOVIC (1959)

Robert TRUJILLO (1964)

VV BROWN (1983)

Paradise OSKAR (1990)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить