ФЕСТИВАЛЬ  Все смешалось в Доме Художника

Федор Чистяков и Сергей Летов на одной сцене - репортаж с фестиваля "Живой блюз"

Как автора анонсов на блюзовые мероприятия компании "Другая Музыка", помещаемых на Звуках, меня иногда мучает неловкость - вроде как наобещал одного, а на деле вышло совсем другое. Конечно, гипотетическим посетителям всегда следует иметь в виду, что такого рода фестивали отличаются непредсказуемостью, появлением неанонсировавшихся участников и самыми странными составами музыкантов. Это, вроде как, даже хорошо. С другой стороны, есть у меня подозрение, что большая часть публики, заполнившей ЦДХ пятничным вечером, пришла посмотреть именно на Федора Чистякова и Сергея Летова, заявленных как хедлайнеров мероприятия. Они выступили - но играли гораздо меньше времени, чем того хотел зал. Зато играли многие другие - их, может, и не ожидали, но вписывались они в фестиваль совсем неплохо, продемонстрировав многочисленные причудливые сочетания и прыжки из одной стилистики в другую. То есть в целом мероприятие можно признать удачным, но неловкость все же остается.

Прошедший фестиваль получился почти выставкой достижений "Другой Музыки": можем показать вот это, можем вот так сыграть, а можем и вот такое сбацать. Раз фестиваль называется "Живой блюз" - вот блюз в его самых разных проявлениях: арфистка и виолончелист играют вместе с харпером Вовкой Кожекином и певицей Тамарой Кожекиной классические блюзовые номера на совсем неблюзовых инструментах - получается камерно, изысканно и необычно. Станция Мир в своем окончательно сформировавшемся составе смотрится крепко и внушительно, лихо мешает блюз с фанком и рок-н-роллом в свои мелодичные, драйвовые и по-настоящему живые песни. Под конец концерта на сцену выходит ещё и екатеринбургская группа Blues doctors и начинает играть блюз вполне традиционный, выглядящий в контексте безумного мероприятия несколько скучным, - часть публики устремляется к выходу, но принцип репрезентативности соблюден.

И вот на сцену выходят саксофонист Анатолий Герасимов с гитаристом Николаем Сорабьяновым и начинают играть долгие, плавные, мелодичные композиции. Мелодии хороши, но звучат, пожалуй, слегка занудно, а сам Герасимов явно чувствует себя несколько не в своей тарелке - то отходит вглубь сцены, давая поимпровизировать гитаристам Сарабьянову и Жуку (второй вообще был на сцене почти весь концерт и показал, что может быть лидером практически в любом составе), то и вовсе не знает, что делать во время всеобщего джема. А джем происходит - пожалуй, самым удачным и по-настоящему ударным моментом концерта стал спонтанный сет Станции Мир, Герасимова и Федора Чистякова, выбежавшего на сцену со своим баяном и немедленно начавшего изобретать какие-то сумасбродные импровизации, попутно подвывая в микрофон и приплясывая. Федор вообще был необыкновенно весел и активен, что выглядело подчас даже странно - в конце концерта, бросив баян, музыкант начал прыгать на мониторы, вопить и ползать по сцене. Так и непонятно - то ли кнопочку от баяна потерял, то ли и правда в неадекватном состоянии был.

Фестиваль был интересен непредсказуемыми сочетаниями и неожиданными гостями. Когда тот же Чистяков и Сергей Летов вышли на сцену вдвоем, зал взорвался аплодисментами - именно их-то все и ждали. Дуэт саксофона и баяна получился до обидного коротким, но весьма интересным: то Чистяков задавал мелодию, а Летов её обыгрывал неожиданным образом и превращал в нечто, совершенно непохожее на первоисточник, то сам Летов начинал дудеть нечто вполне традиционное, а чистяковский баян перебивал его своими резкими аккордами. Последним же сюрпризом стал всем известный Сергей "Силя" Селюнин, лидер группы Выход, спевший три песни в акустике вместе с все теми же Кожекиным и Жуком. Добавив в общий котел толику настоящего, махрового, честного и простецкого русского рок-н-ролла, Силя окончательно довершил общую разнородную, слегка аляповатую, но все же довольно яркую картину мероприятия. Оставался только последний аккорд, заключительный джем: Жук выдавал замысловатые гитарные пассажи, Сергей Летов вступал с саксофоном, Кожекин выводил мелодии на гармошке, а Чистяков прыгал и ползал по сцене в поисках кнопки - картина, в общем отразившая общую суть мероприятия.

В общем, что задумывали, то и получили: непредсказуемый фестиваль с огромным количеством участников и самыми странными сочетаниями инструментов и музыкантов. Разумеется, на подобных мероприятиях все сеты никогда не бывают одинаково удачными - есть кульминации, есть моменты спада. В итоге впечатление все же хорошее - когда ещё увидишь Федора Чистякова и Сергея Летова на одной сцене, Анатолия Герасимова, играющего с Иваном Жуком или Тамару Кожекину, поющую свои любимые блюзы под аккомпанемент инструментов из симфонического оркестра? Пожалуй, что никогда. Да и приятно, что блюзмены, которые частенько бывают весьма ортодоксальными и замкнутыми в рамках одного стиля, способны ещё и вот на такие безумства.

30.03.2004, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)