MOMUS  Oskar Tennis Champion

Momus - умник-эпатажник, записавший в Токио альбом Oscar Tennis Champion и ныне представляющий его на концертных прлощадках мира (в том числе и в Москве). Диск очень необычен и демонстрирует свежий...

Momus - умник-эпатажник, записавший в Токио альбом Oscar Tennis Champion и ныне представляющий его на концертных прлощадках мира (в том числе и в Москве). Диск очень необычен и демонстрирует свежий взгляд на вещи в том, что касается современной музыки, да и современной жизни вообще. У него есть только один недостаток - его неинтересно слушать.
Тексты Oscar... свидетельствуют, что их создатель - современный европейский интеллигент, умеющий поддержать любую беседу: от Беовульфа до коммунистов, от Шуберта то минета. Не в рифму, зато суровая правда жизни. Музыка же представляет собой, скорее, коллаж из самых разных звуков. Radiohead, наверно, хотели бы сделать что-то такое, но для них это слишком экстремально.
Oscar... - настолько же музыкальное произведение, насколько перфоманс. Момус даже не пытается петь, он произносит ритмизированные монологи, иронизируя и хихикая в кулачок ("Scottish Lips", "My Sperm Is Not Your Enemy"). Темп композиций нетороплив. В каждой из них есть мелодия, которая худо-бедно ведется одним-двумя инструментами (чаще всего синтезатором). Мелодии подчеркнуто мажорные, что создает издевательское впечатление. Но главная роль на этом звуковом полотне отводится разного рода сэмплам. Чаще всего это - электронные взбулькивания, неритмичное стучание и шипение а-ля "механизм работает", заимствованные из арсенала industrial. Больше похоже не на Einstuerzende Neubauten, а на Coil. Но, в отличие от Coil, ключевые слова здесь - "неритмично" и "бледно". Даже задорное хрюканье в "Oscar Tennis Champion" не спасает композицию от занудства. Час слабо закамуфлированного нойза - как не крути, испытание не для слабонервных. Правда, на второй половине диска звуковых экспериментов меньше. Их место занимает синти-поп ("The Last Communist", "Piero Lunaire"). На этих композициях эпатаж переходит в тексты, и освобожденная музыка звучит вполне прилично. Правда, ничего нового тут нет, и тот же "Последний коммунист" больше всего похож на поздних Pet Shop Boys. К тому же более музыкальные композиции на диске явно в меньшинстве.
С одной стороны, Oscar Tennis Champion - смелая попытка деконструировать современную музыку и посмеяться над основными ее принципами. С другой стороны, ничего нового взамен не предлагается. Интересно узнать, что склонность ставить идеи выше музыки - беда не только русских музыкантов. Некоторые куски звучат любопытно, но вообще диск кажется хаотичным упражнением в эпатаже. Стоит слушать, только если вам по душе веселая музыка, из которой убран всякий развлекательный элемент.

28.03.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)