Кирилл КОМАРОВ  Путь наверх

Ценителям сочетания умных текстов с виртуозной игрой на гитаре не нужно представлять Кирилла Комарова. А вот его новый диск "Ангелология" представить нужно хотя бы потому, что электрические альбомы Комаров записывает крайне редко. Впрочем, для нашего интервью есть и многие другие причины...

Ценителям гармоничного сочетания умных текстов с виртуозной игрой на гитаре не нужно представлять Кирилла Комарова, - одного из самых интересных петербургских музыкантов. А вот его новый диск с интригующим названием "Ангелология" представить нужно обязательно, - хотя бы потому, что электрические альбомы Комаров записывает крайне редко.
Впрочем, для интервью есть и многие другие причины...

Звуки.Ru: Твой новый альбом называется "Ангелология", то есть "Наука об ангелах". Ты изучал ангелов и пришел к каким-то выводам?

Кирилл Комаров: В буклете альбома говорится, что об ангелах я знаю только то, что они - есть. И весь альбом - это мои попытки увидеть их следы. Это альбом ощущений, а не теорий. Мое знание взято из личного опыта. Я хочу сказать, что альбом ни в коем случае не христианский. Я не пытался соответствовать какой-либо религиозной доктрине. Это частный опыт конкретного музыканта. И все.

Звуки.Ru: Никакой метафизики?

Кирилл: Метафизика там, конечно, есть, но я не знаю, как она коррелирует с доктринами, школами, сектами... и мне наплевать, насколько она противоречит им или соответствует. Единственное - я сознательно сделал так, чтоб альбом "Ангелология" состоял из 13-ти песен. Но еще раз хочу подчеркнуть: это - ангелология, а не демониада.

Звуки.Ru: Слово "ангел" присутствует в названиях только двух песен...

Кирилл: Ну, я мог бы назвать песни "Ангел номер 1", "Ангел номер 2"... Но дело не в том. Это попытка человека старой закваски сделать современный альбом. Я ведь воспитывался на альбомах, которые можно назвать концептуальными, - работы The Beatles, Led Zeppelin, King Crimson, Yes, - а современный шоу-бизнес построен на отдельных хитах. Я об этом тоже думал, и хотел сделать альбом, который был бы концептуальным, но в котором при желании можно было бы найти и хиты. Мне кажется, что коммерческая составляющая в альбоме достаточно сильна, но я не лукавил, а просто хотел, чтобы был драйв. Вот и все.

Звуки.Ru: Однако песни подобраны так, что в первой половине альбома идут социально-современные темы, а во второй - более личные.

Кирилл: Совершенно верно. Я хотел, чтоб был такой засасывающий эффект. И мне, конечно, дороже вторая половина, где постепенно эмоции перетекают в какие-то выси, глубины... Поэтому такое оформление - диск в виде крышки люка, а под ним - кусок неба и падающее на тебя перышко. Оказывается, что ты открываешь люк не в землю, а из земли. Ты находишься в земле в настоящий момент, в социуме, - но из-под крышки люка на тебя обрушивается небо.

Звуки.Ru: Можно компоновку рассматривать так: сначала описывается социум, быт, деньги - "Сделано для обезьян", "Давай уе", - потом лирический герой пытается выбраться из этого ("Кто-то когда-то") через попытку самоубийства, ухода, - непонятно, удачную или нет, - и дальше уже идет выход в лирику, философию. Из земли в небо через условную смерть. Ведь не обязательно кончать с собой, можно пережить катарсис, всего лишь задумав это...

Кирилл: Наверно, я так глубоко не продумывал концепцию - все-таки я музыкант, а не философ. Это, скорее, просто путь от противного. Почему люди занимаются духовными практиками? Тебя не устраивает то, что здесь, ты начинаешь искать вокруг себя, а потом, сделав несколько кругов и натыкаясь на одно и то же, пытаешься искать нечто совершенно другого порядка. Вещи, которые тебе неведомы. Сначала в них веришь, а потом вера превращается в зачатки знания, в знаки судьбы, которые, если ты достаточно чуток, начинаешь классифицировать и понимаешь, что они неспроста... Состояния дежа вю, депрессии, озарения - на всё есть абсолютно реальные причины. Творчество - тоже достаточно пограничное состояние... Все это приводит в мистические глубины, - не в смысле "таинственные", наоборот, - приводит к тому, что ты ежесекундно, ежечасно пытаешься делать всё о-соз-нан-но. На самом деле это в социуме живешь в состоянии транса, и тебе сносит башню, потому что ты переживаешь по поводу вещей, о которых нет смысла переживать. В гробу карманов нет и так далее. И тебя начинает выносить в метафизические сферы, где ты поначалу теленок, а потом это становится для тебя важным и единственным руководящим импульсом в жизни.

Звуки.Ru: Но вообще, несмотря на все вышесказанное, нарочитой эзотерики в альбоме нет?

Кирилл: Нарочитой, надеюсь, нет. Но эзотерический, а вернее, мистический взгляд на мир есть почти в каждой песне. Однако сейчас альбом обсуждается как некий сборник текстов, - а мы, когда делали аранжировки, старались, чтоб звуки что-то несли не только с точки зрения красивости и музыкальной гармонии. Они должны были символизировать какие-то вещи. Вот, например, песня "Снег идет вверх": в куплете голос специально зажат, искажен, пропущен сквозь предусилитель, и он продирается через ковыляющий ритм и добирается до припева, - который, наоборот, полетный. И в момент стыка припева со следующим куплетом физически ощущается, как сжимается пространство, перетекая снова в скользкое снежное месиво, где со скрипом человек бредет по жизни. А потом снова взлет в стратосферу... Ну, это надо слушать.

Звуки.Ru: Кстати, о "слушать". Ты ведь против размещения этого альбома в Интернете? В том числе и на своем сайте kk.h1.ru?

Кирилл:Я просто хочу, чтобы люди обычным, цивилизованным образом покупали альбом в магазинах. Потому что он, в отличие от предыдущих, будет доступен не только на концертах, но и в магазинах. Причем не только в Питере и Москве, но и в провинции. Дистрибуция будет самая широкая. Кому не хватит, пишите издателям на фирму "Апрель Плюс". Их сайт: www.che.ru.

Звуки.Ru: Ты окончательно оставил идею собрать электрический проект?

Кирилл: Да не хочу я этого всего. Это все такие одежки, чтобы было, над чем махать рок-н-ролльным знаменем. А я не хочу махать никаким знаменем.

Звуки.Ru: Тогда зачем записал электрический альбом?

Кирилл: А я не уверен, что это - рок-н-ролл.

Звуки.Ru: Я не о рок-н-ролле, а о том, что если ты считаешь себя вполне самодостаточным на сцене с акустической гитарой, зачем тогда писать альбом с привлечением кучи инструментов, бэк-вокалов и прочего?

Кирилл: Для того чтоб усилить эффект, чтоб сделать вещи более разнообразными. "Ангелология" - это такой электронно-симфонический альбом с блюзовыми гитарными вкраплениями. Дима Бюргановский, с которым мы сделали большинство вещей, в рок-н-ролле разбирается крайне слабо, он поет в джазовой группе Римейк, а по образованию - хоровой дирижер, закончил консерваторию... Он Малера, Чайковского и Стравинского знает гораздо лучше, чем The Beatles и Led Zeppelin. Но зато он по-настоящему глубоко знает законы музыки, и человек очень чуткий в плане искусства вообще. Не только музыкального. Это первый в моей жизни аранжировщик, который перед началом работы попросил тексты.

Звуки.Ru: То есть тебе хочется достичь совершенства в области звукозаписи?

Кирилл: Нет. Уже не хочется. Потому что сейчас я понимаю, что совершенства нет. Вернее, так: совершенство - это абсолютное соответствие аранжировки идее песни. Каким образом, с помощью каких инструментов - неважно. Этот альбом писался на четырех или пяти студиях, и на некоторых аппаратура была запредельного уровня хреновости. На ней было некомфортно работать, но зато люди были офигительные. Я выбирал между хорошей аппаратурой и людьми, в которых я уверен. Мы частенько материли оборудование, но, тем не менее, решали проблемы на очень достойном, я считаю, уровне. Может быть, это единственный мой альбом, которым я доволен. Не могу сказать, что доволен на все 100 процентов, но на 90 - точно.

Звуки.Ru: Он целиком и полностью записан на компьютерах?

Кирилл: Да. Но там живые голоса, живые гитары, клавиши... И на самом деле главное не это, а то, что он - трогает. Во всяком случае, так мне кажется.

Звуки.Ru: Насколько велика разница между восприятием тебя, исполняющего эти песни под гитару, и этих же песен, звучащих с диска?

Кирилл: Во многих случаях это будет просто шок, потому что звучит совсем иначе. Но не "плохо", а "по-другому". Это не мертвые вещи, в них законсервирована живая эмоция. Вот, например, последние альбомы Джей Джей Кейла (J. J. Cale) сделаны при помощи компьютера, а там в основе лежит свинг, который, казалось бы, без живой группы не сделать. И, тем не менее, прекрасно это делается...

Звуки.Ru: Кто-то может сделать вывод, что ты + гитара - это некий недоделанный вариант звучания данных песен.

Кирилл: Нет-нет. Конечно, некоторые вещи, записанные здесь, я не играю на концертах и не буду никогда, - например, "Радиосвязь", "Деньги на ветер", или "Тюнер и метроном". Но... Для меня главное, чтоб песня была цельной, а цельности можно достичь по-разному. У The Beatles есть две версии песни "Revolution", какая тебе больше нравится? Мне - обе, и так может быть, и эдак. А уж сколько мы слышали Led Zeppelin и в таком виде, и в этаком, - нельзя ведь сказать, что одна версия делает предыдущую несостоятельной! Они просто разные.

Звуки.Ru: Ты можешь прогнозировать реакцию поклонников на этот альбом?

Кирилл: Не знаю, может, кто-то решит, что лучше на концерты ходить... Честно сказать, то, что скажут поклонники, меня мало интересует. Поклонники должны послушать альбом, выработать свое мнение и, желательно, уберечь меня от него. Я этот альбом делал для того, чтоб разобраться с собой, со своими чувствами, воспоминаниями, бессонницами... Это ведь не шоу-бизнес. У меня другие источники дохода, поэтому я абсолютно свободен в плане того, чтоб понравиться или не понравиться публике.

Звуки.Ru: Но дело ведь не только в деньгах. Тебе разве не нужна какая-то реакция слушателей? Энергообмен?

Кирилл: Я надеюсь, что той публике, которой я нравлюсь, я нравлюсь именно потому, что делаю то, что мне хочется, а не то, что хорошо продается. Не то, что легко усваивается. Хотя я думаю, что этот альбом не потребует каких-то гигантских усилий, чтоб его понять и почувствовать. Он очень внятный. Можно судить конкретно о песнях, - хорошие они или плохие, нравятся или нет, но они все - очень внятные. Слова разборчивы, музыка звучит, все инструменты слышны. Есть, что обсуждать.

Звуки.Ru: Ты на своем сайте общаешься с поклонниками?

Кирилл: Сейчас стал общаться немножко. На нормальные вопросы отвечаю - с присущим мне остроумием и цинизмом.

Звуки.Ru: Тебе нравится такой способ общения?

Кирилл: А мне все способы нравятся, мне вообще интересно общаться с теми, у кого есть свое мнение. Единственное, - меня тошнит, когда ко мне относятся как к гуру. Мне кажется, я заслужил право на просто уважительное отношение к тому, что я делаю, - без благоговения, но и без панибратства. Не надо похлопывать по плечу, и не надо сразу звать выпить. А если уж зовешь выпить, то будь готов к тому, что я откажусь. Не надо сразу бить мне морду или, наоборот, лезть целоваться. Хотя, если лезет красивая блондинка, я, конечно, пойду навстречу...

Звуки.Ru: Насколько для тебя важен именно выпуск альбомов?

Кирилл: Мне хочется, чтобы все, что находится на "мастерах" в записанном виде, не стояло у меня на полочках, а разошлось по стране. И тогда я почувствую себя пустым и свободным, и не буду себя утешать старой рок-н-ролльной прибауткой о том, что новые песни пишет тот, у кого старые плохие. Ведь сейчас я ничего не пишу.

Звуки.Ru: Потому что скопилось много неизданных песен?

Кирилл: Надеюсь, что именно по этой причине. Я хочу их выпустить все, и тогда спрошу себя: "Какие песни из еще не записанных, но уже написанных я хочу записать?" Уверен, что таких окажется не очень много. И тогда мне придется писать новые.

Звуки.Ru: А играть на концертах записанное и изданное ты не собираешься?

Кирилл: Обычно есть такой эффект: я выпускаю альбом, и мне становится скучно играть эти вещи. Понятно, что "Не мной придуманный блюз", "Снег идет вверх", "1.1.1." или "Дым" я по-любому буду играть, но в целом... Я эти вещи выпускаю в мир, и пускай они там летают, в них стреляют, их кормят, берут в другую семью, говорят "забудь о своем папе, теперь ты наш", - пусть так оно и будет. Мне нужно почувствовать себя опустошенным, чтобы наполниться чем-то, что поднимет меня снова вверх. А сейчас я как воздушный шар, на который повесили слишком много груза, и груз этот надо сбросить. Кхм... Честно говоря, на язык просятся другие метафоры... Ну, в общем, как бы то ни было, опорожнение произойдет, и я воспарю!

09.03.2004, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)