EINSTURZENDE NEUBAUTEN  Куем мы счастия ключи

Бликса Баргельд говорит: "Название нашей группы - "Саморазрушающиеся новостройки" - к сожалению, иллюстрируют новости, за которыми стоят человеческие трагедии. Одну из таких трагедий вы недавно наблюдали у себя, в Москве, в Трансвааль-парке." На концерте в Москве Einsturzende Neubauten посвятили одну из песен жертвам Трансвааля...

Бликса Баргельд (Blixa Bargeld), экс-гитарист и вокалист группы Ника Кейва Nick Cave and the Bad Seeds, лидер и вдохновитель Einsturzende Neubauten, полным горечи голосом говорит: "Название нашей группы - "Саморазрушающиеся новостройки" - к сожалению, иллюстрируют новости, за которыми стоят человеческие трагедии. Одну из таких трагедий вы недавно наблюдали у себя, в Москве, в Трансвааль-парке." На концерте Бликса посвятит одну из композиций жертвам Трансвааля. Строгая и грустная, она заставит беснующийся зал притихнуть на минуту, в разных уголках партера начнут вспыхивать огни зажигалок...

Концерты в России открывают многомесячный гастрольный тур, в котором группе суждено провести несколько месяцев перед отъездом в Штаты. Между тем, программа в поддержку вышедшего 9 февраля альбома "Perpetuum Mobile", которую группа привезла в Москву, для всех участников группы - уже в прошлом. Бликса не скрывает, что сейчас все его мысли занимает следующий проект, выход которого назначен на осень:
Бликса Баргельд: - Наш новый проект называется "Grundstueck", и он станет кульминацией живой, доступной исключительно для небольшой части наших поклонников, ритуально-фестивально-рекординговой сессии, которую мы проведем в сентябре 2004 года.
Звуки.Ru: - Бликса, а можно ли простому зрителю стать свидетелем этого действа?
Бликса Баргельд: - Ну, приезжайте в сентябре в Берлин - мы расскажем на своем сайте, где и когда это будет происходить. Может быть, мы сможем показать этот проект еще в паре мест - но мы, как обычно, сильно завязаны на финансовые условия.

Программу в ДК Горбунова начинают сразу четыре песни с нового альбома. "Selbsportrait mit Kater", "Dead Friends (Around the Corner)", "Ein leichtes leises Saeuseln" и заглавная "Perpetuum Mobile". Новые вещи составляют мощный и цельный блок, хотя на альбоме они идут не по порядку, да и по настроению они - очень разные. Во время исполнения некоторых песен мусору, вынесенному на обложку альбома, была уготована роль ударного инструмента. Чтобы понять, как это происходит, вообразите себе, что на сцене - люди, которые смертельно озабочены экологическим состоянием мира, и которые решили извести в мире все промышленные отходы. Прямо сейчас. На сцене. Поэтому они ожесточенно колотят по арматуре, используют органные трубы как маримбофон ("Youme & Meyou"), шуршат полотном из золотой фольги и мнут банки, привязывают веревочки к канистрам и таскают их за собой по сцене, давят жестянки и ловят на радиоприемник обрывки рекламных объявлений, устраивая для публики сеанс радиосерфинга... Интересно, что в результате музыка получается довольно мягкая, вовсе не ожесточенная, завораживающе красивая - даже изысканная. И бесконечно далекая от какофонии. Мрачная и строгая, она не сделает вас спокойнее - напротив: возможно, именно под эту музыку вашей душе захочется плакать.

Старые композиции группы (а таковых в программе, увы, немного) публика принимает с ревом восторга и пытается подпевать. Припевы Die Befindichkeit Des Landes" и Haus Der Liege" проходят под нестройное, но восторженное сопровождение части зала. В такт зловещим "часам" с "Redukt" и "маримбофону" с "Neuen Arme" раздаются такие хлопанье и рев, что Блике приходится урезонивать народ:
- Вы, кажется, пришли сюда нас слушать, да? Точно хотите слушать? - и в ответ на приветственные вопли отрезает категорично:
- Тогда ЗАТКНИТЕСЬ!

Жертвам Трансвааля была посвящена мрачная "Seltener Vogel" (Одинокая птица), песня о том, как свободный полет заканчивается падением. После краткого перерыва программу завершили три ударных номера: виртуозно исполненная всей группой под арматуру "Sabrina", холодная "November" и философская Ich Gehe Jetzt". Концерт закончился, а часть народа все стояла, очарованная, в зале, продолжая взывать к музыкантам. Однако Баргельду и компании предстояло продолжить разрушение новостроек и иллюзий о природе шумовой музыки в других городах Европы...

28.02.2004, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)