ФЕСТИВАЛЬ  Пятница, 13. Новое начало.

13 февраля 2004 г. Эта дата должна войти в историю, ибо именно в этот день состоялась премьера первой за несколько лет и расчитанной на широкий круг слушателей самой настоящей рок-оперы "Эльфийская Рукопись". Наш репортаж из Лужников...

Изначально идея концертов серии "Пятница, 13" была проста и незатейлива: собирать в означенные дни под одной крышей а) самые забойные, б) мрачно-мистически ориентированные и в) самые любимые в народе рок-группы и колбаситься под них до полного упаду. Так уж сложилось, что к началу XXI века соответствующих всем трем параметрам групп в пределах нашей необъятной было тоже ровно три - Король И Шут, Ария и Алиса. Организованные по этому принципу междусобойчики продолжались несколько лет, пока, наконец, не стало ясно, что в рамках этого гарантирующего успех предприятия можно и нужно давать публике что-то новое, иначе неминуемы застой и упадок.
На отвоеваном русскими рокерами обширном плацдарме закипела работа, первые результаты которой изумленная публика могла наблюдать - да-да, в пятницу, 13 февраля 2004 года в "Лужниках". Эта дата должна войти в историю, ибо именно в этот день состоялась премьера первой в России за несколько лет, и расчитанной на широкий круг слушателей, а не на кучку тонконогих эстетов, рок-оперы под названием "Эльфийская Рукопись". Не очередного модерн-мюзикла с массовыми плясками и формально-фанерным звуковым сопровождением, а самой настоящей рок-оперы.

Сюрпризы начались, когда выяснилось, что ветераны из "Арии" взвалили на себя функцию разогревающей банды. Весьма благородный поступок, как оказалось: собрать народ, чтобы сразу после своего выступления пригласить их взглянуть в лицо неизвестности...
Следующему отделению предшествовала кропотливая работа техников: установка дополнительных помостов, подключение массы микрофонов и пр. Но вот погас свет. Вспыхнула в темноте на заднике сцены золотистая саламандра и раскатились по залу вводящие в транс дроби двух ударных установок. Шоу началось.

Последующее действо поддается внятному описанию с большим трудом. На протяжении сорока минут на сцене разворачивалась эпическая многофигурная история в духе приснопамятного "Властелина Колец". Смена декораций осуществлялась в основном посредством слайдопроекции, а помимо музыкантов на сцене действовала натуральная рыцарская дружина в кольчугах и с боевым оружием.
Четкого разделения исполнителей на кордебалет, музыкантов и исполнителей вокала, как это нередко случается, к счастью, не было. Так, например, одна из арий Дмитрия Борисенкова (Черный Обелиск) включала не только пение, но и угрожающую партию соло-гитары, а Андрей Лобашов (Arida Vortex) отважно врубался в кульминационное сражение с мечом в одной руке и микрофоном в другой. Очень правильный ход, надо сказать. Когда все при деле, сопереживать происходящему на сцене можно без особых поправок на условность постановки.
Даже в сокращенной в силу характера мероприятия версии произведения нашлось место характерным для рок-опер сквозным мелодическим темам. Эта черта возносит "Эльфийскую Рукопись" над многими выпущенными в последние годы квазиконцептуальными музыкальными произведениями в стиле фэнтези, включая даже знаменитый "Nightfall On Middle-Earth" Blind Guardian. Кроме того, внутри актерского состава совершенно явно пошла "электрохимическая реакция". Например, Лекс, новый вокалист группы Мастер, до описываемого момента ничем особенным из волосатой братии рок-певцов не выделялся. Теперь же стало совершенно ясно, что этот парень - не только хороший вокалист, но и неплохой актер. Подобный эффект, помнится, уже наблюдался при исполнении мини-рок-опер Ayreon ("Actual Fantasy") и Star One ("Space Metal"), которые лишь недавно раскрыли миру глаза на истинный драматический потенциал вокалистов Symphony X, Threshold и After Forever. Удивительно было чуть ли не впервые услышать настоящую вокальную партию от метавшегося по сцене в образе дракона Кирилла Немоляева. Кстати, с ролью Кирилл справился потрясающе. Не стоит забывать, что карьера Немоляева началась в Большом Театре. Да, похоже это одиозное заведение начало разбрасываться талантами задолго до недавнего курьеза... :)
Помимо упомянутых лиц, в постановке были задействованы Владимир Ермаков (все тот же Черный Обелиск), "арийцы" Артур Беркут и Владимир Холстинин (последний, кстати, в очередной раз поразил пулику наповал своей игрой на электрической мандолине), и практически весь состав группы Эпидемия, в недрах которой, собственно, и зародилась идея рок-оперы. И это - самый большой сюрприз. Ибо доселе Эпидемия была всего лишь клубной хард-роковой группой. Такие группы, как правило, играют хороший рок, имеют какую-то публику и даже контракты на запись альбомов, но так и остаются музыкантами для своего круга. Следует признать - доселе никому в нашей стране, кроме Арии, не удавалось сделать тяжелый рок в своем исполнении действительно популярным жанром без особого ущерба качеству исполняемой музыки. Прошедший же концерт показал заявку на прорыв столь высокого уровня, какой в наших условиях вовсе считался едва ли возможным.
Теперь, если музыканты Эпидемии не совершат какой-нибудь откровенной глупости, их детище ждет интересное будущее. По крайней мере, по окончании шоу публика набросилась на свежеотпечатанные компакты с аудиоверсией "Эльфийской Рукописи" так, словно бы это было запрещенное, кстати говоря, к продаже в "Лужниках" в этот вечер пиво. Оперативно проведенный в фойе Дворца Спорта блиц-опрос показал, что некоторые уже с нетерпением ждут выхода видеоверсии. И, что уж скрывать, завершавшие вечер выступления Короля И Шута и Алисы после творившегося на сцене даже многие из тех, кто пришел именно на эти группы, восприняли, как всего лишь затянувшийся постскриптум.

Запомните этот день - 13 февраля 2004 года. В этот день наш стадионный рок не только окончательно утвердил свою жизнеспособность, но и преподнес публике первый сюрприз...

16.02.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)