СБОРНИК  Music Of Iraq

За всем тем безумимем, что окружает сейчас многострадальный Ирак, часто забывается простой, но очевидный факт: что в этой стране тоже есть культура, да еще древнее китайской и египетской. Еще реже...

За всем тем безумимем, что окружает сейчас многострадальный Ирак, часто забывается простой, но очевидный факт: что в этой стране тоже есть культура, да еще древнее китайской и египетской. Еще реже упоминаемый, но столь же очевидный факт - что в Ираке есть и своя музыкальная культура. Спасибо вездесущим японцам: в серии World Music Library токийской King Rec. есть сборник Music of Iraq.
Это этника, и здесь, само собой, нет четкости и продуманности современной западной музыкальной культуры. Основа современной иракской музыкальной традиции - арабская, плюс добавляются персидские и бедуинские элементы. Особняком стоит суфийская музыкальная традиция. Все композиции строятся на интуиции - исполнитель просто чувствует, как должна развиваться мелодия. От этого все звучит непредсказуемо, но это не производит отталкивающего впечатления "белого нойза" или "жесткого авангарда", совсем напротив. В этих произведениях, традиции, отшлифованной веками, подсознание улавливает внутреннюю логику, и от этого аскетичные произведения звучат богато и разнообразно. А ведь здесь никогда не используется больше двух инструментов, один из которых часто - или голос, или ударные, наккар (naqqare) - большой и маленький барабаны, скрепленные вместе, на которых палочками играются сложные ритмические комбинации. Еще задействованы канун (qanun), который напоминает японские кото или наши гусли, матбудж (matbudj) - что-то вроде окарины (его гудение похоже также на ирландские флейты, которые можно слышать у большинства коллективов, играющих кельтскую этнику), струнные уд (ud), джозе (jose) и рабаб (rabab), зурна (zurna) - духовой инструмент вроде гобоя и еще несколько видов ударных. Последний трек диска представляет собой 24х-минутную запись суфийского богослужения с гипнотизирующим хоровым пением а-капелла.
Нет смысла говорить про живое дыхание Востока - конечно, оно тут есть. Дотошные японцы использовали записи второй половины 70-х, часть из которых сделана при поддержке иракского Министерства Информации. Аутентичнее, чем это, на CD подобрать невозможно, только собраться и самому поехать послушать. Восточное пение, при котором голос плавает и возвращается к одной и той же бесконечной ноте, стало избитым штампом в мировой кавер-культуре. Диск music of Iraq предоставляет редкую возможность услышать, как это звучит на самом деле. Конечно, нужно быть готовым воспринять эту музыку. Не стоит даже пробовать слушать это после Тату. И даже после Таркана. Эта протяжная, тоскливо звучащая музыка сродни медитации, воображаемому путешествию Гулливера в другую культуру. Это не тот Ирак, который проходит в сводках новостей. Это какой-то другой Ирак; более мистический, и более настоящий.
...А ведь и действительно, будто в другой мир попадаешь. Мир, который уже сейчас, возможно, потерян навсегда.

15.02.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)