Tomas BODIN  Sonic Boulevard

Музыканты группы The Flower Kings - довольно странные ребята. Собственно, даже сама характеристика "группа" к ним подходит слабо. Это скорее тусовка единомышленников, помогающих друг другу в записи...

Музыканты группы The Flower Kings - довольно странные ребята. Собственно, даже сама характеристика "группа" к ним подходит слабо. Это скорее тусовка единомышленников, помогающих друг другу в записи многочисленных проектов и иногда делающих и что-то вместе. Трудно сказать, насколько такой подход к делу хорош. В последние годы вся эта бригада произвела очень много музыкальной массы - вот бы выбрать из каждого этого проекта самое лучшее и свести все "под одной крышей"! А то не покидает ощущение, что музыканты распыляются и в каждом из проектов работают вполсилы.
Сольный диск Томаса Бодина (Tomas Bodin), клавишника группы - это поток музыкального сознания. Сознания расширенного до пределов безо всяких на то протезов. Начинаясь с атмосферно-нью-эйджевой "The Prayer", незримая ниточка звукового бульвара вскоре приводит слушателя на встречу с "The Hero From The Cloud City". Герой этот хитроумен, обаятелен и многолик - на протяжении композиции, словно карты из рукава фокусника, из динамиков, с ошеломляющей быстротой сменяя друг друга, будут вылетать хрустально-звонкие и небесно-чистые, в духе Майка Олдфилда (Mike Oldfield), созвучия, растянутые психоделические соло, достойные встать в один ряд с лучшими работами Дэвида Гилмора (David Gilmour) и гармоничные гитарные пассажи а-ля Брайан Мэй (Brian May). Нет, ни один из упомянутых героев гитары не принимал участия в создании этой композиции. Просто привлеченный Томасом к работе над этим шедевром небезызвестный J.J. March из группы Глена Хьюза (Glenn Huges), оказывается, не только знаток блюза и фанка, но и мастер музыкальных перевоплощений. Переходы между трансформациями Бодин цементирует прекрасными органными партиями в архиклассическом стиле и загадочными пассажами синтезатора.
Подобных перевоплощений на альбоме довольно много. Вслед за безбрежной "Back To African Garden" звучит замкнутая на себя фортепианная миниатюра "Picture" с неожиданным бэк-граундом флейты и старомодного меллотрона. Миниатюра эта, следует заметить, создана не без влияния молодых King Crimson, хотя здесь Бодин не следует этому влиянию слепо, а использует его в сугубо своих целях: ведь классическое фортепиано никогда не было в музыке King Crimson ведущим инструментом. Точно также в "Walkabout" можно уловить некоторые отголоски творчества Manfred Mann, на которых музыкант словно бы пытается выстроить альтернативный путь развития этой группы, сочетать присутствовавшие, но почти никогда не пересекавшиеся в ее работах джаз-рок и прогрессив.
Но не одными перевоплощениями сильна эта работа. Томас Бодин неплохо умеет говорить и на собственном языке. Ему под силу создавать и невесомые, как паутинка, практически лишенные ритмической основы, амбиентные произведения ("A Beautiful Mind"), и жесткие, джаз-фанковые, полные саксофонов, гитар с вау-вау и экологически-чистых болотных взбулькиваний номера ("The Happy Frog"). Что уж говорить про парадоксальный фанковый серф "The Horses From Zaad"! Этот полностью "электрический" номер лучше любых "ковбойских" мелодий Энио Морриконе доносит до слушателя дыхание выжженной солнцем степи, стук копыт и свист рассекающего воздух аркана.
В общем, "Sonic Boulevard" - довольно интересный альбом. Однако и в нем чувствуется местами странная и удручающая незавершенность концепции. Многие инструменталы, бесспорно, имеют полное право называться именно инструменталами, а не песнями без слов. Но не хватает им не то, чтобы содержания - скорее, некого внутреннего стержня. Будто перед слушателем - осколок какого-то явления высшего порядка. Осколок, по которому возможно увидеть мастерство создателя, но не явление в целом. Таких "осколков" и "обрывков" музыканты The Flower Kings за свою карьеру создали довольно много. Они, может, и хороши порой сами по себе, но в единую картину все никак не складываются. А хотелось бы иногда.

12.02.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)