Чаю, чаю, чаю мне,
Чаю мне кирпичного!
У меня миленка нет,
Я сошью тряпичного!
(Народная частушка).
У Аси на столе сидит Ник Кейв. Сидит,
закинув ногу на ногу, смотрит
мрачно на проезжающие за окном машины. Ася любовно гладит Кейва по
плечу и говорит: "Я ему сейчас еще костюм поменяю, совсем хорош будет!".
Кейв, кажется, не против - да и кто был бы против?.. Скоро к Кейву
присоединится Марк Алмонд, а там дойдет черед и до солиста
Placebo Брайана
Молко и Бьорк...
Ася Датнова - не просто художник-кукольник, каких много. Ее профессия -
куклы-портреты, при этом очень часто - портреты любимых нами музыкантов. Окончив
художественную школу и сценарный
факультета ВГИК, где Ася училась у Кайдановского и
Арабова, она давно и весьма плодотворно работает в области масскульта.
Пишет рассказы и сценарии, создала шесть романов под псевдонимом Фридрих
Незнанский; читателям мужских глянцевых журналов (ОМ, XXL, Man's Fitness,
MAXIM) хорошо знакомы ее статьи, пользователям интернета - увлекательные
зарисовки.
Наталья Бельская - художник-бутафор, выпускница Казанского театрального
училища. Работала в
ювелирной мастерской.
Вместе Ася и Наталья - "Куклус клан". Их кукла есть у австалийца
Ника Кейва. У французского кинорежиссера Лео Каракса. У
берлинского панка Бликсы Баргельда. У скрипача "Виртуозов Москвы"
Амика Другаряна, у актера
Ширвиндта и у многих других...
Все эти куклы абсолютно эксклюзивны, существуют в одном экземпляре. Шьются
вручную. Лица делаются из папье-маше, по традиционным европейским технологиям,
использовавшимся еще в средневековом театре. В отличие от прочей армии кукол,
основной акцент в работе художниц сделан не на многодетальный сложный костюм, а на
выразительность, характерность. Каждый человек выглядит в их работе как символ
самого себя.
У вас еще нет собственной
куклы? Как, разве вы не известный человек?..
Звуки.Ru: - Ася, "Куклус Клан" как творческий тандем сложился стихийно, или это - сознательно созданное творческое объединение? Давно ли оно существует?
Ася Датнова: - Существует лет примерно восемь - сколько мы друг друга знаем. Хотя сперва это не было "объединением", просто встретились: Тарковского любишь? - Люблю, рисовать умеешь? - Да я еще и кукол делаю, - Ну и я делаю. Сперва собирались, вместе веселее, Наталья в одном углу одну куклу делает, я в другом другую. Потом какие-то общие начались, возникла со временем необходимость "подписи", стали вместо подписи на кукол бирочку с морской звездой вешать.
Звуки.Ru: - Расскажи про свою первую куклу - она имела реальный прототип или нет?
Ася: - Насчет первой куклы - даже вспомнить не могу. Одно из двух - либо Дон Кихот, либо Моцарт. А может, они параллельно и делались. Дон Кихот весь был черный, жесткий, в покореженном доспехе - но из папье-маше целиком, очень романтичный и влюбленный, потому что держал в перчатке белую розочку. А Моцарт - очень условный, в нем никто Моцарта бы не признал, с огромными руками, дирижирующий оркестром.
Звуки.Ru: - А когда вам пришло в голову делать куклы современных музыкантов, и кто был первым?
Ася: - Хронология сейчас восстанавливается с трудом, тем более что
получалось почему-то почти всегда так, что не было возможности
сфотографировать куклу перед отправкой клиенту - как всегда у нас, заказывают в
последнюю минуту, и чтоб срочно - так что практически ни одного хорошего фото
постановочного так и
не осталось. Чтобы с подстветкой, со всеми делами и т. д. Ну и хронологию трудно
восстановить поэтому. Но дело вот в чем. Все дело в том, что мы все время были
влюблены. И куклы были
форменной сублимацией, да в принципе и остаются. Потому мы практически не
делаем женщин, и не каждого человека можем сделать. То есть можем-то каждого,
но вот захотим ли? Есть такие лица, которые сразу сподвигают на творчество.
Звуки.Ru: - То есть смотришь и хочешь зафиксировать это в папье-маше?
Ася: - То есть смотришь и обмираешь. И хочется рассказать-показать
всем, что ты
увидел. Но у нас довольно свои представления о красоте, еще не каждый с ними
согласится. Для меня красавец - это Авилов. Арабов красавец - нос загнут
вниз, подбородок вверх...
Кейв красавец. Игги Поп. Лицо как полупустой мешок, ребра как
ксилофон... Марк
Алмонд замечателен - целый фрегат вместо носа, и сам как расписанная
фарфоровая чашка.
Так что дело не только в музыкантах или там актерах - просто мы по молодости
влюблялись в музыкантов-актеров, вот и делали. Впрочем, я до сих пор влюбляюсь
в них же. Я просто разницы не вижу, в соседа влюбляться или в актера. Лишь бы
внешне соответствовал, чтобы смотришь - и с ума сходишь.
Звуки.Ru: - Ты называешь все очень ярких персонажей, характерных.
Ася: - Я думаю, завораживает именно фактура - не "красота", а внутренняя сущность, которая наружу пробивается морщинами, складками, углами. То есть в этом желании есть что-то сексуальное, но оно не чисто сексуальное. Короче, я должна "захотеть" свою куклу. Ну, то есть не ту, что я на заказ делаю, а для себя. Поэтому, когда я училась во ВГИКе и влюбилась в Арабова, я сделала Арабова, потом я сделала Леннона - потому что Арабов любит битлов - и подарила ему. Изначально мы не были коммерческим предприятием, это была одна сплошная влюбленность. А для любимых людей хочется что-то сделать. А что мы могли сделать? Мы могли сделать кукол.
Звуки.Ru: - Довольно оригинальная форма трибьюта...
Ася: - При том при всем хочу сказать, что
фанатками мы не были. То есть если я и
фанатка, то всего подряд. Ван Гога я фанатка, он мне снится часто. Чехова
фанатка я. Кейв был таким чудным мужчком, я вообще мужчин люблю, и людей в
целом - некоторых... Некоторые из них - это явное чудо Божье. Вот их я и делаю.
Кроме того, изготовление куклы с
живого человека - странный процесс. Сидишь и часами изучаешь
фотографии или видеосъемки, каждую пору на носу,
прыщик, бродавочку, складочку... И в результате ты начинаешь его понимать и
знать.
Когда их делаешь, куклы капризничают, можно понять, какой у кого характер. И
если кукла удалась, она похожа - не формально даже и внешне, а сутью - это уже
не неживая кукла, это существо. Наталья недавно делала куклу одного из
Текилладжаз, и случайно пошила ему мохнатый жилет, тряпочка под руку попалась.
А наяву она этого музыканта не видела ни разу. Приходит отдавать - а он сидит в
точно таких же брюках и точно таком жилете, как она ему сделала...
Звуки.Ru: - А историю с Кейвом расскажи, пожалуйста. Он у тебя, я заметила, репродуцируется вновь и вновь - вы их сделали уже несколько, и продолжаете делать на заказ. Та, которую вы Кейву подарили - она была действительно первая?
Ася: - Та, которая Кейву - это первый Кейв в длинном ряду. Я некогда
ужасно влюбилась в Кейва. Я его увидела в клипе по ТВ, и чуть не упала в
обморок. А потом оказалось, что Кейв едет в Москву, и решено было подарить ему
куклу.
Ну,
дело было так, практически волшебно: мы узнали, что вот приезжает
Кейв, и это было неожиданностью. Помню, у нас тогда еще кризис был очередной, и
все бегали по
магазинам - скупали горох и гречку. И вот мы решили почему-то, что лучший
подарок - это кукла, и сейчас мы расскажем ею, кто мы такие, как его видим, как
относимся и чего из того что он поет поняли - выразим, мол, солидарность.
Мы сделали огромную куклу, 70 см., причем где-то за три дня. То есть с
неимоверной скоростью: мы не спали, не успевали есть, трое суток так без сна и
еды и фигачили. Потом еще смеялись, что практически пост. Тогда мы были
маленькие, без знакомств и совершенно не представляли, где мы найдем Кейва.
Звуки.Ru: - Откуда портрет достали?
Ася: - Портрет, вестимо, достали из интернета и с кассет. Так вот. Сидим делаем куклу, включаем случайно радио, и натыкаемся на интервью Кейва, который только приехал из аэропорта, и он говорит, какой у него будет распорядок следующего дня. Больше того, мы выяснили, где будет пресс-конференция, и пришли внаглую: никакого издания не представляли тогда, ничего. Но в тот момент кукла у нас была не готова. Она не высохла. Так что мы пришли с пустыми руками. А потом мы посмотрели на то, как выглядит Кейв вживую, и поняли, что кое-что сделали неправильно, так что пришлось домой бежать и переделывать вечером. Нашлось куча добровольцев-журналистов, которые предлагали что отдадут нашу куклу на концерте за кулисами, но мы почему-то не согласились. А потом узнали, что Кейв посетит "Территорию". Ну и пришли с подарком... Вручили лично.
Звуки.Ru: - И как Кейв отреагировал?
Ася: - Ну, как и все. Сперва ошалел, потом смеялся. Всем показывал, с Бликсой в куклу играл. А еще мы потом очень смеялись, когда увидели как-то пиратский диск Кейва, и там в оформлении использовались фото Кейва - и фото нашей куклы...
Звуки.Ru: - А после этого к вам заказы не повалили? - сделайте, мол, девушки, куклу имени меня... И, кстати, Текила? Почему именно текила?
Ася: - Текила - по заказу Игоря Тонких, в качестве оригинального подарка
группе от "Филей" на День рожденья группы. Кукла может быть расценена как
дружеский шарж, поэтому не все рискуют заказывать "куклу имени меня". Надо
соответственно к себе относиться. Женщины в
этом смысле больше боятся. Одна приходила - сделайте, говорит, из меня куклу
Барби. Посмотрели мы на нее... пришлось отказаться.
Заказы бывают, на друзей, коллег, вот, директора "Нового диска" делали, по
заказу подчиненных, на юбилей виолончелиста, бывшего "Виртуоза Москвы", потом
- Пуговкина Михаила, тоже знакомые на день рождения просили, Ширвиндта - его
выпускной курс заказывал...
Звуки.Ru: - Но самый популярный ваш герой - Кейв?
Ася: Да, Кейв - самый распространенный персонаж, несколько кукол в Америке, одна в Европе, несколько в России... Одного сделали - фанаты хотят такого же. Но я надеюсь, что и всех остальных еще закажут - и Меркьюри, и Леннона, и Бьорк... Ведь кукла не является карикатурой, игрушкой. Она ближе всего к портрету; это портрет не только самого человека, но его лирического героя, существующего где-то на самом деле, отдельно от автора. Это не портрет героя, но его воплощение.
Звуки.Ru: - Ты сейчас перечислила всех, чья музыка тебе нравится? Или это просто интересные типажи?
Ася: - Вообще, это как-то сочетается. Потому что внутреннее содержание, я уверена, отражается на внешности. Внутреннее формирует внешнее. Значит, должен быть интересен человек... А всех, чья музыка мне нравится, долго перечислять.
Звуки.Ru: - Ты говоришь, что должна захотеть свою куклу - а не трудно ли потом тебе с ниими расставаться? Или кукла сделана - и с плеч долой?
Ася: - Конечно, жалко расставаться, еще как! Но не самим же на них любоваться. Любая картина хочет быть увиденной. Это нормально. Она и сама по себе хороша, но при зрителе обретает другое качество. И потом, все, что отдал - твое.
Звуки.Ru: - У тебя есть любимые куклы?
Ася: - Да, пожалуй, любимых несколько. То, что делаешь не на заказ, а для себя. Не потому, что лучше делаешь, а потому, что для своих надобностей. Чтобы на нее глазеть, чтоб ее трогать... Кайдановский, Шукшин... Когда удается адекватно выступить, воплощение адекватно тому что хотел сказать. В общем, чем стандартнее лицо, тем труднее делать куклу. Если на заказ - то я так сразу не могу сообразить, КТО это мог бы быть, чтобы делать его не хотелось. Мой бывший мальчик? Зюганов? Не знаю даже. Кстати музыка Бьорк в отрыве от того, как она выглядит и живет, не так-то мне интересна.
Звуки.Ru: - Твои куклы здорово отличаются от того, что делают цеховые мастера-кукольники...
Ася: - Я не так много знаю работ кукольников, но то, что сейчас делают, мне в основном не нравится. Понимаешь, это куклы. То есть это некие безделушки, ну ты сама знаешь, тоже по опыту детства - есть "холодные" игрушки, и только изредка попадаются живые, с душой, характером. Причем обычно это бракованные игрушки - когда глаз не там пришит был на фабрике, - и меня не интересует сложный-сложный навороченный костюм и среднестатистическое фарфоровое лицо.
Звуки.Ru: - Угу, а в детстве ты во что играла?
Ася: - В детстве я, кстати, в кукол не играла - у меня был огромный плюшевый тигр Тигрик-Петрик, который кончился только когда мне вместо него подарили живую огромную собаку, и она его истрепала. Пластмассовый Буратино был и еще неизвестный науке зверь, чебурашка-переросток с маленькими ушами и длиииннными ногами, его звали Хиштаки Сританур. И одну куклу я сделала себе сама - вместо лица у нее была подушка для иголок.
Звуки.Ru: - Ой, у меня тоже был тигрик, и тоже Петрик :))) интересно, во
что играл в детстве Кейв...
Спасибо тебе за интересный рассказ. Скажи, а наши посетители могут заказать
тебе куклу любимого музыканта или себя, любимого?
Ася: - Конечно, можно! Только им следует помнить, что изготовление куклы занимает не меньше месяца. Пишите на Amontiliado@yandex.ru
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)