BRAZZAVILLE  Занимательная география

Brazzaville - очередной Western-friendly дзен, на этот раз - музыкальная версия. Ночной, дождливый, грустный дзен. Музыка для саморефлексии. Один из лучших образцов квази-фоновой музыки: если надо, она может идти на заднем плане, но при более пристальном изучении в ней всегда найдется что-нибудь для ценителей.

Brazzaville - это, как известно, столица Демократической Республики Конго. Но, что характерно, в Америке тоже есть Браззавиль (как и Москва, Питер и проч.). Однако Браззавиль, штат Калифорния - это совсем даже не город. Хотя это тоже такая в чем-то этническая фишка.

Дэвид Браун (David Brown) собрал команду Brazzaville в 1998 году. До этого он успел поиграть на саксофоне для Beck'а, а кроме того, Jewel, Sean Lennon'a, Lou Reed'a и Tom'a Waits'a. Трудовые книжки остальных шести музыкантов команды включают также такие имена, как Fiona Apple, Cibo Matto, Lemonheads, NOFX и Michael Penn. Браун, который сам пишет весь материал группы, к этому времени уже мог бы обзаводиться паспортом гражданина мира - потому что побывал, кажется, везде, кроме Антарктиды (и то не факт). Но музыка, которую он пишет - это нечто иное, нежели ведьмин котел, в который Enigma и эпигоны складывают сэмплы аутентичных фолк-исполнителей.

Brazzaville - одна из тех групп, которые располагают к метафорам, когда вы пытаетесь рассказать о них приятелю, или, например, Интернет-сообществу. Если же сравнивать Brazzaville с кем-то, то больше всего, пожалуй, они похожи на живую версию ранних Morcheeba (периода Who Can You Trust). То же ночное настроение, мягкое и задумчивое, та же плавность мелодий. Однако сравнение едва ли верно с формальной точки зрения. Композиции Brazzaville короче, и строятся не от электронных обработок джаза, а от настоящих джаза и блюза в их версии для ночных ресторанов. Джаз с блюзом служат основой для неисчислимого количества невесомых и почти незаметных аранжировок. Результат является не этнической, а именно world музыкой, поскольку в ход идут любые ингридиенты, кусочки как современных стилей - рок, даб ("Old Man's Dub"), электроника - так и действительно национальной музыки, в основном - латиноамериканской. При этом Brazzaville - один из лучших образцов квази-фоновой музыки: если надо, она может идти на заднем плане, но при более пристальном изучении в ней всегда найдется что-нибудь этакое для ценителей.

Первый альбом группы, Brazzaville - самый жизнеутверждающий. Но он веселее остальных ровно на волосок, никак не больше. Когда в "Caldo de Cana" поверх веселой, почти танцевальной музыки Браун тянет свое "Rain Still Coming Down", от его голоса этот вялый, душный ночной дождь за окном начинаешь ощущать наяву. Местами он проговаривается. Гитарная лид-партия на проигрыше "Банкогской канализации", полная тяжелого, ввинчивающегося в уши овердрайва, была бы к месту на альбоме Fields of the Nephilim. Уже на дебютном альбоме Brazzaville играли настоящую world music во всей ее полноте приемов. "Ocean" - джазовые фортепианные импровизации, скрывающие под собой приблюзованный гитарный рифф. "IMF" - деликатное шуршание скрэтчей, вновь сменяющееся на ресторан-джазовые штучки. Даже в разбивке песен скрыто то, что наша старенькая преподавательница инъяза в университете деликатно называла "подводные камни", а мы, понятно, похуже, - реальные песни каждая заканчиваются в середине CD-трэка, благодаря чему слушать альбом можно только целиком.

Второй их диск с бодрящим названием Somnambulista начинается с более аскетичного звучания с мягким пощипыванием струн в стиле lounge, но постепенно подключаются клавиши, лид-партии электрогитары и еще масса звуков, перечислять которые, как и всегда с Brazzaville - занятие неблагодарное, потому что 50 процентов их успеха состоит именно в том, как они сочетаются друг с другом. На музыке Brazzaville, как на легендарном плаще пророка Мухаммеда, нет швов. Мелодии перетекают одна в другую, как вода в ручье, непрерывно и незаметно. Начав идти вдоль этого ручья, быстро теряешься в своих мыслях, но периодически ты поворачиваешь голову, и ручей по-прежнему там, и, что характерно, все такой же красивый.

Второй альбом, впрочем, более рОковый - в "Sandman", "Boeing" и "3rd + Broadway" есть, например, ретро-клавишные под ранних Purple и Heep. Однако если в "Sandman" они идут поверх все той же спокойно текущей музыки, то "Boeing" и "3rd + Broadway" - чистые рок-номера, несколько даже выбивающиеся из общей вроде бы lounge-стилистики - однако не портящие настроения, наоборот. Последний выдержан немного в ключе U2, а первый звучит почти альтернативно - то есть, почти агрессивно. Впрочем, остальная часть альбома верна грустной этно-поп стилистике Brazzaville.

Третий и последний пока альбом, Rouge on Pockmarked Cheeks , демонстрирует еще больший крен в сторону рок-музыки. Причем не везде, как в "Rainy Night", легко определить, в чем он выражается. Элементы shoegazerU2 прятаны под порогом сознания, их нельзя заметить, но нельзя не почувствовать. И все же и здесь, даже в элегии антиглобализму "Genoa", сохраняется все тот же настрой. Спокойный. Почти фаталистический. Почти обреченный. Нежный голос Брауна сквозь моросящий джаз фортепиано: "Anarchists Tearin up the Beltway Molotovs As if they knew The right way"... Этой песней могли бы гордиться Radiohead, чей продюсер Найджел Годрич (Nigel Godrich) сотрудничал с Брауном на этом альбоме.

Тексты и темы Брауна - как у современных европейских образованных товарищей, вроде Фаулза, Муркока и Элдрича из Sisters of Mercy - от Дэна Сяопина (Deng Xiaoping) к Генуе (Genoa) и обратно на пресловутом Боинге ("Boeing, carry me away..."), в Бангкок (в канализацию - "Bangkok Sewers"). В итоге Brazzaville - это музыка для Мураками, для бесконечных ночных прогулок его героев по Токио, от супермаркетов к барам и обратно. Браун поет о том, как все хреново, со спокойным безразличием буддийского монаха. Brazzaville - очередной Western-friendly дзен, на этот раз - музыкальная версия. Ночной, дождливый, грустный дзен. Музыка для одиночества и саморефлексии. Чтобы не любить эту команду, нужно, наверно, быть человеком, не признающего никакой музыки умнее и добрее, чем Cannibal Corpse. Все остальные обязательно выудят для себя что-нибудь из музыки Дэвида Брауна и его лос-анжелесской столицы Конго.

21.01.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.brazzaville-band.com

Группа BRAZZAVILLE

Дата образования:

1 января 1998