MUSLIMGAUZE  Muslimgauze's sublimation

"Каждый может говорить все, что он хочет - это свобода" - заявил голос со сцены. На мгновенье показалось, что именно эти слова - и есть гимн того, чем живут почитатели таланта Брина Джонса. Этого музыканта, известного под псевдонимом Muslimgauze, иначе как одним из ярчайших явлений современной культуры не назовешь. К сожалению, во многом он стал столь популярен в массах не потому, что последние понимают идеи, лежавшие в основе его творчества...

"Каждый может говорить все, что он хочет - это свобода" - заявил незвонкий женский голос со сцены. И на мгновенье показалось, что именно эти слова, должно быть, и есть гимн того, чем живут почитатели таланта Брина Джонса (Bryn Jones и просто знающие современную андерграунд-культуру люди. Которых так немало набралось в помещении, кажется, в былые времена совкового дома культуры, а ныне - клуба ROXY.

А собраться такому количеству было из-за чего. Г-на Джонса, известного под псевдонимом Muslimgauze иначе как одним из ярчайших явлений современной культуры не назовешь. К сожалению, во многом он стал столь популярен среди молодежи не потому, что последние понимают идеи, лежавшие в основе его творчества. Но потому, что он - один из тех своих парней, таких же, как и мы - обычный манчестерский перец.
В то же время его творчество - вот что действительно занимательно. Его феномен - смесь политической рефлексии, к сегодняшнему дню все чаще проявляющейся в идеологии антиглобализма; и даб-эмбиентной-нойз музыки, таинство создание которой - отдельная песня. Впрочем, о том, как Брин создавал музыку, пишут много и подробно - в качестве инструментов использовались аналоговые синтезаторы и драм-машины. Никаких компьютеров и иже с ними! Но взамен - шумы и сэмплы реальных магнитофонных записей молитв.

Интересно, что формирование творческого начала Джонса лежало на самом деле не только и не столько в его панковском прошлом. Речь шла о действительно оригинальном, порой детском и наивном представлении мира. Он особо не смотрел телевизор, поэтому ему было достаточно, всего лишь несколько раз углубившись в экран с новостями со всех концов света, увидеть пороки общества, нелепо скрывавшиеся под "информационными поводами" - якобы межрассовые войны на, в которых народ оказался жертвой политики Нефти, дискриминации, репрессии, карательные операции... Джонс, как персонаж фильма Джона Карпетнера "Они живут" Родди Пайпер, надевавший очки, позволявшие видеть, что происходит на самом деле. Реакцией Муслимгауза на события и стал симбиоз музыки с политизированным контекстом и подтекстом. Его чистота восприятия позволяла видеть все так, как это происходило на самом деле. Вот уж воистину один из немногих персонажей, которому фактическая социальная безграмотность дала возможность смотреть на мир глазами неиспорченного социумом ребенка. Каждая его работа стала протестом, реакцией на события: первый альбом он посвящает вторжению СССР в Афганистан; другое его произведение - с автоматом Калашникова и ракетной установкой "Катюша" на обложке - уличным боям Фронта Освобождения Палестины; арабским детям, погибшим от руки израильских захватчиков и т.д. и т.п. - можно продолжать и продолжать... Музыкант оставил нас в 1999 году, в возрасте 37 лет, как заверяют организаторы мероприятия - от "ВИЧ-пневмонии".

14 января - пятилетие со дня его смерти - и оно отмечалось в ROXY. И было очень интересно посмотреть, кто же они - те, кто понимает музыку и находит ценность в столь необычном артисте. Как выглядят эти люди? "Каждый может говорить все, что он хочет - это свобода" - заявил незвонкий женский голос со сцены. А через пару минут на сцену выбежал неадвекватный молодой человек, ставший громко кричать в микрофон: "Америка - гавно!!!! Америка - гавно!!!". Еще через 10 минут, качаясь, на сцене появился парень, который со знанием дела пустил микрофону паровоз. А еще через некоторое время...

О боже, стоит ли тратить ваше время на описание этого? Кто все эти люди, что собрались здесь? Какое отношение они имеют к Джонсу, кроме как понимания, что он был крутым парнем, не любил буржуазию и поливал говном америкосов и иже с ними, заправляя при этом жестким и странным саундом? Или они здесь, потому что он был панком? Или потому, что ел псилоцибиновые грибы? Похоже, шустрая кампания собралась тут и по всем поводам сразу, и одновременно ни по какому. Конечно, винить молодежь за то, что они по-своему трактуют фразу Муслимгауза "делай, что хочешь, делай как чувствуешь" неправильно - все люди свободны и вправе...
Одно порадовало - заявленные Lazy Fish согласились выступать не для того, чтобы дунуть за сценой и похрипеть в микрофон. Как, впрочем, и другие музыканты, которым стоит отдать должное: практически все пришли сознательно - не думая, впрочем, во что превратят мероприятие организаторы.

Что будет в следующем году? Кто опять будет пользоваться именем Джонса, чтобы устроить тусу друзьям? Хотелось бы, чтобы не те же. Уверен в этом. Ведь это свобода - каждый может говорить все, что он хочет.

19.01.2004, Хуюм БУЮМ (ЗВУКИ РУ)