Это письмо "столпов" русской музыки может, на первый взгляд, показаться еще одним поводом пнуть их за то, что отвлеклись от возвышенного и заоблачные эмпиреи променяли на жизнь мирскую. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что речь идет о вещах довольно важных. В своем стремлении побороться с пиратством и выглядеть цвилизованно, российские чиновники часто перегибают палку. И меры, которые они применяют, далеко не всегда помогают исправить ситуацию. Люди известные и уважаемые, которые написали это письмо предстедателю правительства РФ Касьянову выступают не только от своего имени, но и от имени толп обиженных собратьев, у которых нет возможности тратить деньги на неработающую защиту себя от пиратства. Кому, как не музыкантам, знать, что существующая, а тем более, предлагаемая система, хорошо кормит толпу защитников авторского права, но практически никак не помогает музыкантам...

Председателю Правительства Российской Федерации,
Председателю Правительственной комиссии
по противодействию нарушениям в сфере
интеллектуальной собственности.
господину Касьянову М. М.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемый Михаил Михайлович!
Хорошо известно, что в настоящее время государственными органами исполнительной власти ведется многосторонняя работа по совершенствованию законодательства, регулирующего построение цивилизованного рынка интеллектуальной собственности. Возглавляемой Вами комиссией уже рассмотрены важнейшие вопросы, касающиеся внесения изменений и дополнений в действующее законодательство:
- унификация правил торговли аудио- и видео-продукции,
- введение на территории Российской Федерации единой системы идентификации легальных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм в виде специальной марки, содержащей информацию о правообладателе, изготовителе или импорте продукции.

Конечно, работа Комиссии вызывает у нас большой интерес, ибо от итогов ее деятельности зависит степень защиты наших прав и прав всех тех лиц, чьим трудом создается интеллектуальная собственность. Но вызывает недоумение, почему столь важная деятельность проходит без участия собственно самих правообладателей. Ведь введение системы идентификации и внесение соответствующих поправок в Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах" в первую очередь затрагивает именно их интересы. Поэтому, мы хотели бы выступить здесь с оценкой готовящихся нововведений и высказать встречные предложения, которые являются обобщением нашего опыта и, по нашему мнению, в большей степени помогут создать цивилизованный рынок интеллектуальной собственности в России.

По нашему мнению, введение единой системы идентификации легальной продукции обладает следующими принципиальными недостатками:
1) В силу отсутствия реального реестра правообладателей в России - не декларированного, а подтвержденного соответствующими документами, получение марок будет носить тоже декларативный характер, т.е. не сможет гарантировать легитимность самих специальных марок.
2) Введение системы идентификации, требующей внесения соответствующих поправок в Федеральный Закон "Об авторских и смежных правах", позволит лишь частично ограничить возможность оборота контрафактной продукции, кроме того (как известно из опыта маркировки алкогольной продукции), существует высокая вероятность подделки собственно самих специальных марок
3) Предлагаемый механизм введения специальной марки ущемляет наши права как авторов и исполнителей. Чтобы воспроизвести созданное своим трудом произведение на любом материальном носителе, нам необходимо будет подать заявку в специальную организацию, которая должна выдать специальную марку. Иными словами, вводится разрешительная система для субъектов авторского и смежного права (композитора, поэта, исполнителя) в части, касающейся придания объективной формы (компакт-кассета, компакт-диск и т.д.) результату нашей творческой деятельности.

Данный Пункт 3 требует дополнительного разъяснения, поскольку нарушает законные права авторов как граждан России:
В соответствии со ст. 16 ("Имущественные права") Закона "Об авторском праве и смежных правах" автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (п. 1).
Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать и т.д. (право на распространение).
Согласно ст. 9 Закона "Об авторском праве и смежных правах" авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

В соответствии со ст. 1 п. 2 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 9 ГК РФ (п. 1): "Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права".
Мы понимаем, что введение единой системы идентификации легальных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм в виде специальной марки направлено на защиту наших интересов и, в конечном итоге, на получение нами авторского-смежного гонорара за свой труд. Но специальная марка должна служить регулятором товарооборота, а не ограничивать наши законные права.

На наш взгляд, имеющаяся на рынке ситуация требует комбинированного подхода к концепции легитимизации рынка, как путем введения единой системы идентификации легитимных экземпляров аудиовизуальной продукции, так и вовлечения в легальный оборот средств, которые уже завтра могут быть получены от реализации имущественных прав правообладателей интеллектуальной собственности пользователям в обьеме $100-150 млн. в год.

Для этого предлагаем, рассмотреть возможность введения на территории Российской Федерации института роялти - вмененного авторско-смежного вознаграждения (общероссийского "авторского" сбора), который будет взиматься в обязательном порядке при розничной продаже в любых точках с любых экземпляров аудиовизуальной продукции, находящихся в обороте в момент введения в действие единой системы идентификации продукции (или ранее). При этом правообладатели - авторы, исполнители, владельцы смежных прав производителя фонограмм и иностранные мейджоры смогут получить причитающееся им вознаграждение со всего обьема продукции, реализуемого через розничную торговлю.

Подобная система может быть введена сроком на 5 лет, то есть на переходный период, необходимый для окончательного формирования цивилизованного отечественного рынка аудиовизуальной продукции и для "вымывания" с рынка продукции ранее введенной в торговый оборот, но не соответствующей требованиям единой системы идентификации после ее введения.

Институт роялти подразумевает - сбор частично вмененного авторско-смежного вознаграждения с любого реализованного в розничной торговой сети экземпляра аудиовизуальной продукции в размере 20% от розничной цены. Данная сумма должна пробиваться в чеке контрольно-кассового аппарата отдельной строкой (подобно тому, как до недавнего времени пробивался 5% налог с продаж или как пробивается НДС в странах - членах ЕС) и являться подотчетной для торгующих организаций и контролироваться фискальными органами. Собранные средства в конце каждого отчетного периода (квартала) будут перечисляться торгующей организацией в Федеральный фонд роялти (с приложением списка правообладателей), который в соответствии с ст.26 Закона "Об авторском праве и смежных правах" по итогам года будет выплачивать вознаграждение реальным правообладателям иили организациям, управляющим имущественными правами авторов, исполнителей, производителей фонограмм на коллективной основе. Порядок распределения гонораров между авторами, исполнителями и производителями фонограмм регулируется ст.26 Закона. Торговые организации, осуществляющие розничную продажу, и фактический сбор вознаграждения будут обязаны ежеквартально направлять в Федеральный фонд роялти собранные средства, а также реестр с указанием размера вознаграждений, количества, проданных экземпляров и их правообладателей (данная информация по Закону находится на каждом экземпляре произведения).

Поскольку для получения вознаграждения из Федерального фонда роялти потребуется реальное представление документов, подтверждающих наличие прав, правообладатели будут вынуждены оформить права надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случае нарушений, недобросовестные правообладатели лишатся возможности получения гонораров за права им не принадлежащие или принадлежащие им не в должном объеме. Собранная таким образом информация явится основой для создания реального Федерального реестра правообладателей в России.

Подобный подход можно применить и к другим объектам интеллектуальной собственности - базам данных, играм, книгам и художественным произведениям. Введение в России института роялти позволит в сравнительно короткие сроки снять с повестки дня вопрос о аудио-видео пиратстве, создать реестр реальных правообладателей, впоследствии оперативно проверять достоверность заявок на выпуск аудиовизуальных произведений (заказ идентификационных марок) и плавно ввести в России единую систему идентификации в полном объеме.

Средства, поступающие в фонд роялти могут быть частично использованы для финансирования мероприятий по созданию единой системы идентификации продукции и введению специальной марки. Для этого могут быть использованы средства, полученные от сбора роялти за "неохраняемые" произведения и от процентов, начисляемых банками за хранение на своих счетах средств фонда роялти. Введение роялти в полной мере отвечает интересам авторов, исполнителей, государственным интересам России, стремящейся интегрироваться в ВТО.

Надеемся, что это письмо будет расценено Вами правильно, поскольку в основе его лежит желание жить и работать в цивилизованной современной России.

Борис Гребенщиков, Андрей Тропилло, Андрей Макаревич, Олег Скрипка, Алексей Макаревич, Александр Кутиков, Дмитрий Дибров, Владимир Рекшан, Вячеслав Тюрин, Артемий Троицкий, Александр Пипа.

22.12.2003, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Ага! Так с вами государство и поделилось...

    Держите господа карман шире...
    Но в принципе так и должно быть.
    А треки с битрейтом 5 выставлять бесплатно - для ознакомления с "твор-вом" так сказать
    Написал(a): Bath, 23/01/2004 23:56
  • Они просто в политику готовятся.
    Поэтому формально пишут всякие письма
    для галочки. Дабы в Тот Нужный День у
    бюрократов на руках были всякие нужние
    бАмажки...
    Написал(a): BlackStar, 26/12/2003 17:40
  • Захар Борисыч, зря Вы так про "бесплатно".
    Написал(a): А. И. М., 24/12/2003 17:25
  • тогда надо и уровень жизни поднимать на 20%, чтоб на музыку хватало. а в противном случае народ все равно за пиратами потянется. я готов платить по 14 долларов за диск, но только в том случае, если моя зарплата будет 3-4 тысячи долларов, а такое явно будет нескоро ;-))))) мне кажется, никто эту бумажку рассматривать не будет, а диски так и будут устряпаны поганенькими акцизными марками, из-за которых произведения искусства (коими я считаю альбомы) приравняли по уровню общечеловеческих ценностей к спиртному и сигаретам. хотя мне, если честно, по барабану на наших исполнителей - пусть хоть туалетной бумагой диски обматывают и по 30 баков продают - я в среднем покупаю до пяти русских дисков в год, так что по мне это не ударит. а фирму надо через интернет заказывать (потому что у нас ее тоже наклейками облепляют, отдирать замучаешься).
    Написал(a): dannymass, 24/12/2003 7:04
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 27 ноября 1953
Место рождения: Санкт-Петербург

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

И он станет фиолетовым в крапинку – PRINCE Новый оттенок фиолетового цвета назовут в честь Принца »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

Тихо шифером шурша – SUNSAY SunSay сыграет акустический сет на крыше Roof Music Fest »»

Дышите - не дышите – ANIMAL ДЖАZ Animal Jazz отметят 10 лет альбома "Шаг. Вдох" большим концертом »»

Osheaga 2017: oh my Lorde – ФЕСТИВАЛЬ Гром и молнии, London Grammar и Лиам Галлахер, метаморфозы Muse и триумф Лорд на главном… »»

День в радужных тонах – LADY GAGA Lady Gaga открыла в Ванкувере мировое турне и большой гей-парад. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

20:00 – 16 Тонн – Петр НАЛИЧ Петр НАЛИЧ »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – ИВАН КУПАЛА ИВАН КУПАЛА »»

20:30 – Клуб Союз Композиторов – MISHOURIS BLUES BAND MISHOURIS BLUES BAND »»

Хроника17/08

1955 – Элвис Пресли выпустил свой первый хит I Forgot to Remember to Forget / Mystery Train. Он попал на вершину чартов несколько месяцев спустя и продержался там 5 недель  »»

1960 – Битлз начали свои выступления в Гамбурге в клубе Indra. Когда они отыграли 48 ночей, директор клуба попросил участников группы, быть на сцене "поживее". Музыканты начали сопровождать свои концерты криками и воплями, они скакали по сцене и иногда играли, лёжа на полу. Однажды Джон Леннон вышел на…  »»

1964 – Совет Глазго в Шотландии объявил, что все юноши, носящие битловские прически, обязаны надевать резиновые шапочки в бассейнах, так как волосы битломанов засоряют фильтры  »»

1969 – В штате Нью-Йорк состоялся легендарный "фестиваль любви" в Вудстоке. Его полное название - Woodstock Music and Art Fair  »»

1998 – День рождения электро-фолковой группы "Иван Купала" - одной из первых групп в России, работающих в формате world music  »»

Mae WEST

Larry CLINTON

Ike QUEBEC

George DUVIVIER

Jack SPERLING (1922)

Luther ALLISON (1939)

Robert DE NIRO (1943)

Belinda CARLISLE (1958)

Everette HARP (1961)

Maria MCKEE (1964)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить