Это письмо "столпов" русской музыки может, на первый взгляд, показаться еще одним поводом пнуть их за то, что отвлеклись от возвышенного и заоблачные эмпиреи променяли на жизнь мирскую. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что речь идет о вещах довольно важных. В своем стремлении побороться с пиратством и выглядеть цвилизованно, российские чиновники часто перегибают палку. И меры, которые они применяют, далеко не всегда помогают исправить ситуацию. Люди известные и уважаемые, которые написали это письмо предстедателю правительства РФ Касьянову выступают не только от своего имени, но и от имени толп обиженных собратьев, у которых нет возможности тратить деньги на неработающую защиту себя от пиратства. Кому, как не музыкантам, знать, что существующая, а тем более, предлагаемая система, хорошо кормит толпу защитников авторского права, но практически никак не помогает музыкантам...

Председателю Правительства Российской Федерации,
Председателю Правительственной комиссии
по противодействию нарушениям в сфере
интеллектуальной собственности.
господину Касьянову М. М.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемый Михаил Михайлович!
Хорошо известно, что в настоящее время государственными органами исполнительной власти ведется многосторонняя работа по совершенствованию законодательства, регулирующего построение цивилизованного рынка интеллектуальной собственности. Возглавляемой Вами комиссией уже рассмотрены важнейшие вопросы, касающиеся внесения изменений и дополнений в действующее законодательство:
- унификация правил торговли аудио- и видео-продукции,
- введение на территории Российской Федерации единой системы идентификации легальных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм в виде специальной марки, содержащей информацию о правообладателе, изготовителе или импорте продукции.

Конечно, работа Комиссии вызывает у нас большой интерес, ибо от итогов ее деятельности зависит степень защиты наших прав и прав всех тех лиц, чьим трудом создается интеллектуальная собственность. Но вызывает недоумение, почему столь важная деятельность проходит без участия собственно самих правообладателей. Ведь введение системы идентификации и внесение соответствующих поправок в Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах" в первую очередь затрагивает именно их интересы. Поэтому, мы хотели бы выступить здесь с оценкой готовящихся нововведений и высказать встречные предложения, которые являются обобщением нашего опыта и, по нашему мнению, в большей степени помогут создать цивилизованный рынок интеллектуальной собственности в России.

По нашему мнению, введение единой системы идентификации легальной продукции обладает следующими принципиальными недостатками:
1) В силу отсутствия реального реестра правообладателей в России - не декларированного, а подтвержденного соответствующими документами, получение марок будет носить тоже декларативный характер, т.е. не сможет гарантировать легитимность самих специальных марок.
2) Введение системы идентификации, требующей внесения соответствующих поправок в Федеральный Закон "Об авторских и смежных правах", позволит лишь частично ограничить возможность оборота контрафактной продукции, кроме того (как известно из опыта маркировки алкогольной продукции), существует высокая вероятность подделки собственно самих специальных марок
3) Предлагаемый механизм введения специальной марки ущемляет наши права как авторов и исполнителей. Чтобы воспроизвести созданное своим трудом произведение на любом материальном носителе, нам необходимо будет подать заявку в специальную организацию, которая должна выдать специальную марку. Иными словами, вводится разрешительная система для субъектов авторского и смежного права (композитора, поэта, исполнителя) в части, касающейся придания объективной формы (компакт-кассета, компакт-диск и т.д.) результату нашей творческой деятельности.

Данный Пункт 3 требует дополнительного разъяснения, поскольку нарушает законные права авторов как граждан России:
В соответствии со ст. 16 ("Имущественные права") Закона "Об авторском праве и смежных правах" автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (п. 1).
Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать и т.д. (право на распространение).
Согласно ст. 9 Закона "Об авторском праве и смежных правах" авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

В соответствии со ст. 1 п. 2 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 9 ГК РФ (п. 1): "Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права".
Мы понимаем, что введение единой системы идентификации легальных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм в виде специальной марки направлено на защиту наших интересов и, в конечном итоге, на получение нами авторского-смежного гонорара за свой труд. Но специальная марка должна служить регулятором товарооборота, а не ограничивать наши законные права.

На наш взгляд, имеющаяся на рынке ситуация требует комбинированного подхода к концепции легитимизации рынка, как путем введения единой системы идентификации легитимных экземпляров аудиовизуальной продукции, так и вовлечения в легальный оборот средств, которые уже завтра могут быть получены от реализации имущественных прав правообладателей интеллектуальной собственности пользователям в обьеме $100-150 млн. в год.

Для этого предлагаем, рассмотреть возможность введения на территории Российской Федерации института роялти - вмененного авторско-смежного вознаграждения (общероссийского "авторского" сбора), который будет взиматься в обязательном порядке при розничной продаже в любых точках с любых экземпляров аудиовизуальной продукции, находящихся в обороте в момент введения в действие единой системы идентификации продукции (или ранее). При этом правообладатели - авторы, исполнители, владельцы смежных прав производителя фонограмм и иностранные мейджоры смогут получить причитающееся им вознаграждение со всего обьема продукции, реализуемого через розничную торговлю.

Подобная система может быть введена сроком на 5 лет, то есть на переходный период, необходимый для окончательного формирования цивилизованного отечественного рынка аудиовизуальной продукции и для "вымывания" с рынка продукции ранее введенной в торговый оборот, но не соответствующей требованиям единой системы идентификации после ее введения.

Институт роялти подразумевает - сбор частично вмененного авторско-смежного вознаграждения с любого реализованного в розничной торговой сети экземпляра аудиовизуальной продукции в размере 20% от розничной цены. Данная сумма должна пробиваться в чеке контрольно-кассового аппарата отдельной строкой (подобно тому, как до недавнего времени пробивался 5% налог с продаж или как пробивается НДС в странах - членах ЕС) и являться подотчетной для торгующих организаций и контролироваться фискальными органами. Собранные средства в конце каждого отчетного периода (квартала) будут перечисляться торгующей организацией в Федеральный фонд роялти (с приложением списка правообладателей), который в соответствии с ст.26 Закона "Об авторском праве и смежных правах" по итогам года будет выплачивать вознаграждение реальным правообладателям иили организациям, управляющим имущественными правами авторов, исполнителей, производителей фонограмм на коллективной основе. Порядок распределения гонораров между авторами, исполнителями и производителями фонограмм регулируется ст.26 Закона. Торговые организации, осуществляющие розничную продажу, и фактический сбор вознаграждения будут обязаны ежеквартально направлять в Федеральный фонд роялти собранные средства, а также реестр с указанием размера вознаграждений, количества, проданных экземпляров и их правообладателей (данная информация по Закону находится на каждом экземпляре произведения).

Поскольку для получения вознаграждения из Федерального фонда роялти потребуется реальное представление документов, подтверждающих наличие прав, правообладатели будут вынуждены оформить права надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случае нарушений, недобросовестные правообладатели лишатся возможности получения гонораров за права им не принадлежащие или принадлежащие им не в должном объеме. Собранная таким образом информация явится основой для создания реального Федерального реестра правообладателей в России.

Подобный подход можно применить и к другим объектам интеллектуальной собственности - базам данных, играм, книгам и художественным произведениям. Введение в России института роялти позволит в сравнительно короткие сроки снять с повестки дня вопрос о аудио-видео пиратстве, создать реестр реальных правообладателей, впоследствии оперативно проверять достоверность заявок на выпуск аудиовизуальных произведений (заказ идентификационных марок) и плавно ввести в России единую систему идентификации в полном объеме.

Средства, поступающие в фонд роялти могут быть частично использованы для финансирования мероприятий по созданию единой системы идентификации продукции и введению специальной марки. Для этого могут быть использованы средства, полученные от сбора роялти за "неохраняемые" произведения и от процентов, начисляемых банками за хранение на своих счетах средств фонда роялти. Введение роялти в полной мере отвечает интересам авторов, исполнителей, государственным интересам России, стремящейся интегрироваться в ВТО.

Надеемся, что это письмо будет расценено Вами правильно, поскольку в основе его лежит желание жить и работать в цивилизованной современной России.

Борис Гребенщиков, Андрей Тропилло, Андрей Макаревич, Олег Скрипка, Алексей Макаревич, Александр Кутиков, Дмитрий Дибров, Владимир Рекшан, Вячеслав Тюрин, Артемий Троицкий, Александр Пипа.

22.12.2003, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Ага! Так с вами государство и поделилось...

    Держите господа карман шире...
    Но в принципе так и должно быть.
    А треки с битрейтом 5 выставлять бесплатно - для ознакомления с "твор-вом" так сказать
    Написал(a): Bath, 23/01/2004 23:56
  • Они просто в политику готовятся.
    Поэтому формально пишут всякие письма
    для галочки. Дабы в Тот Нужный День у
    бюрократов на руках были всякие нужние
    бАмажки...
    Написал(a): BlackStar, 26/12/2003 17:40
  • Захар Борисыч, зря Вы так про "бесплатно".
    Написал(a): А. И. М., 24/12/2003 17:25
  • тогда надо и уровень жизни поднимать на 20%, чтоб на музыку хватало. а в противном случае народ все равно за пиратами потянется. я готов платить по 14 долларов за диск, но только в том случае, если моя зарплата будет 3-4 тысячи долларов, а такое явно будет нескоро ;-))))) мне кажется, никто эту бумажку рассматривать не будет, а диски так и будут устряпаны поганенькими акцизными марками, из-за которых произведения искусства (коими я считаю альбомы) приравняли по уровню общечеловеческих ценностей к спиртному и сигаретам. хотя мне, если честно, по барабану на наших исполнителей - пусть хоть туалетной бумагой диски обматывают и по 30 баков продают - я в среднем покупаю до пяти русских дисков в год, так что по мне это не ударит. а фирму надо через интернет заказывать (потому что у нас ее тоже наклейками облепляют, отдирать замучаешься).
    Написал(a): dannymass, 24/12/2003 7:04
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 27 ноября 1953
Место рождения: Санкт-Петербург

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника21/10

1940 – Родился Манфред Манн, британский клавишник, аранжировщик и композитор, лидер групп Manfred Mann и Manfred Mann's Earth Band. За свою музыкальную карьеру Манфред играл на многих клавишных инструментах, а его соло на синтезаторе Minimoog принесло музыканту широкую известность  »»

Don BYAS

Owen BRADLEY

Dizzy GILLESPIE

Malcolm ARNOLD (1921)

Celia CRUZ (1924)

Manfred MANN (1940)

Steve CROPPER (1941)

Elvin BISHOP (1942)

Ron ELLIOTT (1943)

Phil RYAN (1946)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить