Manfred MANN's EARTH BAND  Manfred On The Road Again

Иногда полезно и приятно отдохнуть от всяких широко разлекламированных мероприятий, чья музыкальная составляющая из-за ажиотажа закономерно уходит на второй план. И сходить на просто хороший концерт, где просто играют хорошую музыку. Именно таким, должно быть запомнится многим прошедший 9 декабря концерт легендарных британцев Manfred Mann's Earth Band.

Иногда полезно и приятно отдохнуть от всяких широко разлекламированных мероприятий, чья музыкальная составляющая из-за ажиотажа закономерно уходит на второй план. И сходить на просто хороший концерт, где просто играют хорошую музыку. Именно таким, должно быть запомнится многим прошедший 9 декабря в ДК им. Горбунова концерт легендарных британских рокеров Manfred Mann's Earth Band.

К началу концерта зал был полон народа. Хотя и не забит. Основной ее контингент составляли солидные песонажи более чем тридцатилетнего возраста. Немногочисленные подростки пришли на концерт по преимуществу в компании родителей. Особого остервенения не наблюдалась. Охрана откровенно скучала.

После краткого вступительного синтезаторного intro концерт начался. Группа верна своей стратегии исполнения предельно мелодичного АОР с ярко выраженным импровизационным началом, проявление которого многие туземцы до сих пор принимают за арт-рок. Основатель группы Манфред Манн до сих пор выходит на сцену в черной шляпе и с неизменной бородкой знатока африканских просторов - как герой Шона Коннери в "Лиге Выдающихся Джентльменов". Его игра на современных моделях электропиано и древних звуковых генераторах, похожих на штепсельные телефонные комутаторы из Политехнического музея по-прежнему выше всяких похвал. Как и его способность в сотый и тысячный разы импровизировать на заданные темы, нащупывая какие-то новые мотивчики там, откуда, казалось бы, давно уже все выжато.
Поющий гитарист Мик Роджерс, с 1971 года являющийся более-менее стабильной единицей в этом удивительно изменчивом коллективе, по части способности к импровизации ничем не уступает своему патрону. Многие его пассажи звучат даже загадочнее тех звуков, которые Манн извлекает из своих синтезаторов. Во время исполнения дилановской "Father Of Day, Father Of Night" гитарист и клавишник порадовали публику своим фирменным трюком, заключающимся в парном солировании такой степени насыщенности, что слушатель в какой-то момент неизбежно перестает понимать, где кончается гитарное соло и начинается клавишное. Кроме того, Роджерс - один из немногих гитаристов, который, пользуясь "стратокастером" с двумя "хамбекерами", не производит впечатления полного идиота. А это в наше время уже что-то.
Помимо Роджерса очень много вещей в группе исполняет Ноэль Мак-Кала - грозный мужик с дредами и в кожаных штанах. Сейчас подобная внешность как правило ассоциируется с группами вроде Skindread или Sepultura, зато голос Ноэля отлично вписывается в музыку группы и отлично сочетается с пением Роджерса. Особенно выигрышно перекличка их голосов звучит в знаменитой обработке песни Брюса Спрингстина "Spirits In The Night". Кстати, помимо этой вещи, Manfred Mann в этот раз исполняли еще одну вещь Спрингстина, "Dancing In The Dark", и звучала она у них куда лучше, нежели оригинал.

Концерт традиционно был переполнен инструментальными импровизациями. Не избежали некоторой перелицовки даже такие признанные радиохиты группы, как "Martha's Madman" и "Don't Kill It Carol". В особо заковыристых случаях Мак-Кала даже помогал начальнику группы держать нужные аккорды на органных клавиатурах.

В самом конце выступления, уже после выхода на бис, музыканты порадовали народ исполнением "Davy's On The Road Again" и еще одной песни Боба Дилана, "Mighty Quinn". Первую обработку этого номера группа сделала еще в 1968 году, и с тех пор всячески видоизменяет его на каждом своем концерте. На сей раз, правда, вместо авторских "Nightgales And Bombers" в ее серединку зачем-то был вставлен горячо любимый русским народом "Smoke On The Water". Наверное, просто нужен был повод разом избавиться от остатков сухого льда. В последнем припеве Мак-Кала пригласил на сцену какого-то десятилетнего пацана и торжественно вручил ему барабанную палочку. Не хватало лишь воздушных шариков и органного соло на тему "До свиданья, наш ласковый Миша!".

На жизнеутверждающих дилановских аккордах концерт и закончился. Жалко, конечно, что сейчас группа совершенно не обращается к своим самым старым хитам вроде "Pretty Flamingo", "5-4-3-2-1" или "Do Wah Diddy Diddy". Но в целом концерт Manfred Mann - отличный образец той бодрости духа, в какой настоящие рокеры могут и должны пребывать вплоть до старости.

10.12.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)