SOFT CELL  Live

На своем новейшем концертном альбоме легенда новой волны по имени Soft Cell порой самым обидным образом становится похожа на того чапековского персонажа, который разучился летать, когда в его голову...

На своем новейшем концертном альбоме легенда новой волны по имени Soft Cell порой самым обидным образом становится похожа на того чапековского персонажа, который разучился летать, когда в его голову вдолбили основы аэродинамики.
Еще не забыта восхитительная кустарность звучания стародавнего "Non Stop Erotic Caberet", которую и по сей день можно смаковать, подобно особым образом заплесневевшему сыру. Увы, иногда избыток качества тоже бывает во вред. Современные компьютерные платформы, пришедшие на смену некогда устраивавшим под пальцами Дейва Болла кошачий концерт примитивным синтезаторам, нет слов, конечно проще в обращении, но при этом здорово проигрывают в плане насыщенности звучания. Излишне холодное звучание большей части заполняющих современные тон-банки семплов и лупов, незаметное в какой-нибудь рок-группе с гитарами и барабанами, просто невыносимо, если из них состоит вся музыка, а компьютерный ритм не несет обязательной в последние годы отвлекающе-танцевальной нагрузки. До "Divided Soul" группа звучит крайне вяло. Лишь отдельные пассажи мини-муга не дают слушателю окончательно уснуть.
Когда-то на стыке стремления Болла выжать из примитивной электроники начала 80-х максимум и эстетской взвинченности Марка Алмонда рождалось нечто трудноописуемое, но до крайности привлекательное. Сейчас Болл "знает, как надо", да и умудренный жизненным опытом Алмонд малость подуспокоился. Старый добрый напряг искаженных гармоний и садистски пытаемых клавиш возникает теперь крайне редко. В "The Art Of Falling Apart", "The Night", а также в знаменитых хитах пост-панковской эпохи "Mr. Self Destruct" и "The Best Way To Kill", где Марк к тому же берется за гитару, эта магия еще жива. В остальных же случаях группа тупо пробуксовывает.
Одно из самых больших разочарований - легендарная "Tainted Love". Можно было ожидать, что подобно Стингу, изящно и непринужденно переджазовавшему Джорджа Майкла на тему старушки "Roxanne", парни столь же убедительно укажут нынешним выскочкам вроде Atrocity или Marilyn Manson на их место, но увы... Какой роскошный шанс профукали! А всего-то было нужно выдержать этот номер на том же энергетическом уровне, что и "Baby Doll"!
К счастью, не все столь печально. Порой даже в новых вещах вроде холодной и мрачной "Together Alone" появляется тот самый нерв, который не только отсутствовал в студийной версии, но и куда-то исчез из нескольких старых песен класса "Memorabilia". Надолго запала все же хватает - уже в "Somebody, Somewhere, Sometime" приходится призывать на помощь ультимативно-танцевальную ритмику и модные сэмплы.
Следует заметить, что не одни лишь Soft Cell попались в ловушку новых технологий. По прослушивании альбома неизбежно возникают ассоциации с Coil. Если их ранние эксперименты с пленочными эффектами и желудочным бульканьем типа "Disco Hospital" действительно оригинальны и вызывают уважение хотя бы кропотливостью проделанной работы, то что можно сказать об их современных опусах? "Звуковые коллажи, сделанные при помощи аудиоредактора" - и только.
Иногда самые интересные звуковые полотна создаются при незнании, а то и сознательном игнорировании музыкантами тех правил, по которым играют их многочисленные коллеги. Правда чаще всего, конечно же, при таком подходе не выходит ровным счетом ничего. Однажды Soft Cell методом проб и ошибок смогли совершить чудо. И сколь противоречивые чувства не вызывал бы этот альбом, его стоит послушать уже хотя бы ради периодически пробивающихся сквозь мутную пелену современной компьютерной мертвечины осколков былого волшебства.

02.12.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)