Беломор-Буги  Ах, это буги, северное буги!..

"Беломор-Буги" - фестиваль, интересный не только для аборигенов, которым с доставкой на дом показывают набор самого лучшего, но и для музыкантов, а также для тех журналистов, которым не лень оторвать попу от стула и доехать до Архангельска. Один из лозунгов фестиваля гласит: "Вы хотите покорять столицы? Попробуйте начать со столицы Севера!" Екатерина Борисова делится впечатлениями о знаменитом фестивале...

Историю архангельского рок-фестиваля "Беломор-Буги" стоит отсчитывать с конца 80-х: именно тогда Александр Васильевич Мезенцев, электромеханик Северного морского пароходства и меломан, присоединился к редакции небезызвестного самиздатовского проекта "Северок". О перипетиях жизни и смерти такового любой интересующийся может прочесть в Кушнировском "Золотом подполье"; для нашего же обзора важно то, что впоследствии Мезенцев, в отличие от бывших коллег, не только не отошел от увлечения рок-н-роллом, но сделал его основным делом своей жизни. Ныне этот человек с лицом печального ангела бережно и умело пестует всю региональную рок-сцену, - что выражается, в числе прочего, и в регулярном проведении "Беломор-Буги".

Первый фестиваль с таким названием состоялся в январе 1995 года и представил публике весь цвет местного рок-н-ролла, - не только ветеранов, но и талантливую молодежь. Немаловажно отметить, что, кроме групп из Архангельска и его окрестностей, на фестивале выступили и коллективы из Ярославля, Вологды и Сыктывкара. Таковая концепция сохранилась и по сей день: на "Беломор-Буги" приглашаются не только земляки, но и команды из других, порой весьма отдаленных краев. Причем критерий отбора - отнюдь не в "звездности" приглашенных, а в их незаурядности (с точки зрения Мезенцева, обладающего на редкость хорошим вкусом). Даже из Питера и Москвы он предпочитает звать малоизвестные коллективы, зачастую областные, - и те, уж будьте уверены, показывают себя на "Беломоре" во всей красе. Благо, публика в Архангельске очень теплая и благодарная, она одинаково хорошо принимает все мало-мальски драйвовое. Панки с метровыми ирокезами, лихо отплясывающие под рокабилли, или увешанные железом металлюги, упоенно трясущие волосней под фолк, - привычная здесь картинка. Если учесть все это, а также отменную организацию, нетрудно догадаться, что на "Беломор" приглашенные едут с охотой даже через полстраны: за время существования фестиваля, кроме уроженцев вышеупомянутых городов, на нем выступали группы из Череповца, Мурманска, Нарьян-Мара, Петрозаводска, Златоуста, Уфы, Магнитогорска, Ухты, Инты, Вятки. Чебоксар... Практикуется также культурный обмен с региональными фестивалями типа "Рыбки" (Сегежа), "Nord Session" (Костомукша), "Арт-Платформы" (Челябинск), "СДВИГа" (Вологда) и др.

Все вышеописанное делает "Беломор-Буги" фестивалем, интересным не только для аборигенов, которым с доставкой на дом показывают набор самого лучшего, что Мезенцев за год нашел вблизи и вдали, но и для музыкантов (можно завязать полезные и приятные знакомства), а также для тех журналистов, которым не лень оторвать попу от стула и доехать до Архангельска. Я поступаю подобным образом уже четвертый раз, ежегодно увозя с собой позитивные впечатления, кучку кассет и дисков и столбик телефонов и адресов в записной книжке. Принимаю очередное приглашение, даже не глядя в аккуратно присылаемую Мезенцевым афишу, потому что знаю, - в любом случае будет хорошо. Не обязательно все группы произведут такое же неизгладимое впечатление, как ярославский Tanquam в 2000-м, уфимское Тяжелое Время и Трупный Яд из г. Мирный в 2001-м или магнитогорские Зубастые Колеса в 2002-м, - но многие обязательно вызовут интерес. А прочие, как минимум, не заставят скучать. Даже к излюбленному в Архангельске и его окрестностях (и игнорируемому мной в обыденной жизни) трэш-, спид- и дэт-металу я уже как-то притерпелась. А кое-кого даже и полюбила, - все тот же "Трупный Яд" или опекаемое Мезенцевым ураганное инструментальное трио Blind Vandal... Правда, главные метал-красавцы Архангельска, Воды Стикс, на меня почему-то стабильно нагоняют дремоту. Что ни в коем случае им не в упрек, - просто реакция организма такая...

Однако пора переходить от общих описаний к репортажу с юбилейного, 10-го фестиваля "Беломор-Буги", который состоялся 15-16 ноября заканчивающегося года. К юбилею Мезенцев подошел со всей ответственностью: поднял, в частности, старые моряцкие связи и залучил в спонсоры русскую судоходную компанию "Онего", базирующуюся в Роттердаме. На полученные средства был не только закуплен качественный аппарат и арендован вместительный Ломоносовский ДК, но и изготовлены такие симпатичные мелочи, как футболки и наклейки с логотипом фестиваля. На нем выступило 24 группы из 14 городов (включая Архангельскую область) - последняя цифра, кстати, является для фестиваля рекордной. Но, думается, не предельной.

Первый день открыли Indigo Junks и Русский Продукт из Северодвинска: то, что они делают, в столицах обычно называют "клубной музыкой". Продолжили североонежские ритм-энд-блюзовые Белые Черепахи, не выступавшие с 1997 года; впрочем, ривайвл удался им не вполне. За ними проследовал мурманчанин B. B. Koff, не удививший ничем, кроме радиомикрофона и басистки. Следом играли вологодские альтернативщики Флюидос, которые всем были бы хороши, если б не примитивно-девчачьи тексты вокалистки/гитаристки/альтистки (!) Тамары. Скафандр (СПб), инструментальное трио, исполняющее, по самоопределению, даб-метал, был принят и понят намного лучше, чем (опять же, по их словам) на родине. Blind Vandal и Воды Стикс уже описаны выше. Англоязычные Melancholy из подмосковной Электростали по музыке - вылитый Paradise Lost, но с вокалом а ля Хэтфилд (Hetfield). После их выступления случились истинные именины сердца в виде кировских аутентичных рокабилльщиков The Shakers, под которых только самый отмороженный зритель не уплясался до колотья в боку. Закончили вечер молодые, но очень старательные Emo Avenue (Архангельск) и заунывные ДДТ-образные Поля в Пустоте (Онега): под них зрителям было крайне удобно рассасываться...

Хэдлайнером второго дня единодушно считался "Трупный Яд". Угарное трэш-трио, ныне ставшее квартетом, ожидания публики оправдало, сыграв на редкость удачно. До того собравшихся радовали зоопарковидные Два Идиота и Автобус (Северодвинск) - милые, но какие-то несыгранные; патетично-русскороковый Апрель из Каргополя; местные рычальщики-рубильщики Silent Hate и их еще более экстремальные собратья из Череповца - дэткоровцы Forth Dimension. После Трупного Яда на сцену отважно вышла чебоксарская "фанки-павнки-коровая" группа с изумительным названием Самка Пистолета, - таковым она в основном и запомнилась. А восходящая звезда локального рокапопса Елена Шестопарова (с группой Поиграем и Уйдем) более всего впечатлила вокальным сходством с Земфирой. Северодвинский блок продолжился Игрушками - жизнерадостными ребятами с уклоном в ска, а линия рокапопса - архангельской группой Нина Неона. Потом был традиционно-глэмовый Форт-Нокс и Cannabis непонятной муз. ориентации (обе группы - Архангельск), а между ними - Обратная Сторона из Коряжмы, немного бестолковая, но исключительной душевности фанк-команда.

Вот, собственно, и весь "Беломор-Буги", - хорошо, но мало. Всегда по окончанию фестиваля посещает именно это чувство. Остается только вспоминать, делиться впечатлениями и ждать следующей осени.

Кстати: если кто-то из вас захочет переквалифицироваться из читателя в посетителя, а то и в участника грядущего "Беломора" - нет ничего проще: вся полезная информация может быть найдена по адресам www.uletai.tk или www.music.arh.ru, а также истребована лично у Александра Мезенцева (almez@mail.ru). Дерзайте и обрящете. Во всяком случае, один из базовых лозунгов фестиваля гласит: "Вы хотите покорять столицы? Попробуйте начать со столицы Севера!"

02.12.2003, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)