АКВАРИУМ  Навигатор

Такое не прощают. Через много лет после жести и бронзы "Треугольника", через десяток лет после прозрачности "Дня Серебра", через какое-то время после бледной немочи "Radio Silence" Борис Борисыч...

Такое не прощают. Через много лет после жести и бронзы "Треугольника", через десяток лет после прозрачности "Дня Серебра", через какое-то время после бледной немочи "Radio Silence" Борис Борисыч разродился "Навигатором". Этот (ну, похожий) глаз с обложки мы видели на "Radio Silence", эти хлеба, колосящиеся в буклете "Навигатора", уже встречались нам в атмосфере почти попсового надрыва "Русского альбома", а эти надменные и ехидные блюзы мы и без БГ знали уже тысячу лет.

Хитрость "Навигатора" - как и "Аквариума" в целом - в его универсальности. Здесь есть все - от публицистики в стиле дзэн до вечной любви в стиле КСП, от издевательских словесных экзерсисов до программных заявлений ("когда я трезв, я Муму и Герасим, а так я - Война и Мир"). Здесь интонации Булата Окуджавы изысканно сочетаются с манерой Боба Дилана, а лондонская обстоятельность, как плесенью, покрывается питерским экзистенциальным настроем. В общем, "сверну с Camden Lock на Невский с Тверской", а потом вернусь обратно. Такое не прощают: такой открытости, такого качества записи. И, конечно, такой неожиданно грубой политизированности: "ох, скорей бы солнце встало над кладбищем моей родины".

Ну вот и не простили. Вот и ругали все кому не лень. И зря. Это один из лучших, на мой взгляд, альбомов "Аквариума". Если "День Серебра" перевел БГ из ранга героев в ранг полубогов, то именно после "Навигатора" Борис Борисыч окончательно перестал быть полубогом. По его собственным словам, "вышел духовный, вернулся - мирской". Кем стал? Ну как же - навигатором всея Руси, нашим небесным ОМОНовцем, Муму и Герасимом русского рока, фикусом религиозным. Персонажем не любимым, но культовым.

09.10.1999, Ксения РОЖДЕСТВЕНСКАЯ (ЗВУКИ РУ)