АРИЯ  Твой Новый Мир Live

Прошедший 18 ноября в Лужниках московский концерт тура "Крещение Огнем" группы Ария можно, безусловно, назвать одним из важнейших рок-актов сезона. Конкуренцию с сольным проектом Кипелова команда решила вести по принципу "у кого шоу круче"...

Прошедший 18 ноября в Лужниках московский концерт тура "Крещение Огнем" группы Ария можно, безусловно, назвать одним из важнейших рок-актов сезона. Подобного триумфа технологической мысли московская публика не наблюдала даже на особо понтовых поп-шоу в КДС и "России". Если сравнивать новое шоу с последним концертом предыдущего состава, состоявшимся на той же сцене полтора года назад - группа сделала за это время в плане постановочной части даже не шаг, а сверхзвуковой скачок вперед.

Есть мнение, что эта ситуация напрямую связана с развалом предыдущего состава на две половинки. Ария всегда брала заоблачно высоким для нашего рока исполнительским уровнем, неплохим композиторским чутьем и прекрасной лирикой таких признанных мастеров рок-поэзии, как Александр Елин и Маргарита Пушкина. И, как следствие, упиваясь не подлежащим пропитию мастерством, в последние годы группа практически не развивалась. Теперь же оба состава, в которых собрались очень хорошие музыканты, вступили в полосу неизбежной конкуренции. Соревноваться, кто круче играет, стало уже нелепо (с учетом уже имеющегося уровня простая публика в такие тонкости просто не врубится). Решительных мер, принятых "арийцами" по уходу в отрыв с помощью записи принципиально нового материала, тоже никто, в общем-то, по достоинству не оценил: эксплуатирующие материал своего альбома 1996 года "Смутное Время" Валерий Кипелов и Сергей Маврин год кряду собирают под это дело полные залы. Осталось лишь совершенствовать шоу. И здесь Ария очень даже преуспела. Недавние забавы группы Кипелова с красно-зелеными голограммами воспринимаются теперь в сравнении с новой программой его бывшей группы, как древняя "сеговская" бродилка на фоне новейшего трехмерного лайтган-шутера.

Концерт был полноценной акцией по дальнейшей раскрутке "Крещения Огнем". Из нового материала не исполнялись лишь "Твой Новый Мир" и "Белый Флаг". Замечен был, кстати, интересный эффект - некоторые сомнительно звучащие на альбоме номера оказались удачно "досведены" концертным исполнением. Хотелось бы, чтобы группа не тянула с выпуском концертного материала. В том числе и на видео: там есть, на что поглядеть.

Открыл программу, как и на презентационных концертах год назад, ударный "Патриот". Несколько мгновений партер изумленно разглядывал басиста Виталия Дубинина, чьи невыносимо модные камуфляжные штаны с накладными карманами могли бы самого Дэцла пробить на завидки. Потом вниманием публики неизбежно завладел вокалист Артур Беркут. На спине черной майки фронтмена красовался белый профиль тотемной птицы: очевидно, чтобы ни с кем не перепутали, как в прошлый раз :). Потом, уже в середине песни "Битва", произошел первый за вечер подрыв пиропатронов, и в зале начался настоящий угар. Старенькая "Раскачаем Этот Мир!", необходимая для того, чтобы переход к новому материалу не был для многих фанатов слишком резким, окончательно расположила к группе самых скептически настроенных зрителей. Здесь средний ряд украшавших задник бутафорских гранитных усилителей "Marshall" уполз вниз, открывая взорам публики фирменную химеру в образе гладиатора. Зазвучал "Колизей", по окончании которого в резко упавшей на зал темноте над партером воссияла стереопроекция недобро скалящегося шакала. Это был пролог к новой версии "Обмана" - би-сайду нашумевшего сингла.

Приятно, что группа более не оставляет за бортом рожденные в студии элементы аранжировок. Интродукцию программного "Крещения Огнем" бессменный гитарист Владимир Холстинин честно отыграл на приличествующей случаю мандолине. В кульминационной же части композиции, точно в задаваемый ударником Максом Удаловым ритм заработали огненные фонтаны. В стылом помещении Дворца Спорта жар от бьющего со сцены пламени явственно ощущался даже в первых рядах VIP-партера.

Сцена меж тем, продолжала постепенно, подобно китайскому ларчику, открывать публике свои секреты. Вот уже и химеры нет, а сияет на ее месте обрамленное парой факелов окно с недобро просвечивающей через гонимые ветром облака луной-черепушкой. Конечно, это было всего лишь компьютерное видео уровня скринсейвера к Хэллоуину, но в контексте "Бала У Князя Тьмы", мрачной баллады, сработанной в лучших традициях Black Sabbath периода Дио - очень неплохо. Как и поливающие сцену холодным бенгальским огнем бронзовые люстры над сценой. Разумеется, следом был исполнен и богохульный "Антихрист", на втором куплете которого воссиявшие на экране церковные витражи разлетелись под напором существа, явно позаимствованного из заставки второго "Diablo". Завершила этот шабаш очень редко исполнявшаяся доселе вживую "Кровь За Кровь". На аукстическом соло из-под потолка спустилось, осеняя ударную установку, и транслирующиеся на экраны виды Ближнего Востока, здоровенное серебристое распятие. На нём тут же вознамерился покачаться Беркут. Да, таких номеров даже Мадонна на видео "Like A Prayer" не откалывала. Не теряя достоинства, "гимнаст" вознесся обратно.

Наркотическая "Ангельская Пыль" несколько разрядила сгустившуюся в зале мрачную атмосферу. На экранах кружились переливчатые глюки, пушки осыпали народ серебристым конфетти, а в финале соло Холстинин затянул последнюю ноту, явно намереваясь побить некогда установленной Гэри Муром рекорд, и только оперативно выскочивший из-за барабанов Удалов смог отвлечь его от этого занятия. Все эти шуточки, были, впрочем, лишь прологом к эпическому "Палачу". Это был апофеоз: на экране взорвалась покрытая могильными холмами мертвая планета, после чего Беркут раскрыл экран, будто врата, и взошел на скрывавшийся за ним эшафот с огромным мечом, где был скрыт от взоров публики очередной огненной стеной. На композиции "Бой Продолжается" с некоторым опозданием заработали боковые экраны, установленные для показа музыкантов крупным планом. В новой балладе "Там Высоко" Беркут выступил в неожиданной роли ритм-гитариста. Его безупречно чистая игра на полуакустическом "Телекастере" (прямо, как у Ричи Блэкмора!) оставила Холстинину и Сергею Попову больше простора для сдвоенных соло. В блюзе "Штиль" вновь вылез из-за ударных, спеть в центральной части, Удалов. Педаль хэта в его отсутствие нажимал Дубинин. Финал "Осколка Льда" группа растянула долгими, в духе Deep Purple, соло на всех инструментах. А завершили программу "Герой Асфальта", Небо Тебя Найдет", "Баллада О Древнерусском Воине" и (о, нет...) "Улица Роз" с финальным залпом изо всех орудий.

Да... Такую атаку на все органы чувств поклонники группы забудут не скоро. Ходили, правда, слухи, что группа использовала чуть ли не точную копию оборудования, находящегося в распоряжении у ее немецких приятелей-индустриальщиков из Rammstein. Послеконцертный осмотр сцены в процессе ее разборки скорее подтвердил, нежели опроверг эти измышления. В связи с чем взгляд на яркое ослепительное шоу Арии становится более критичным. Так недавние хиты из мира компьютерных игр вроде "Return To Castle Wolfenstein" и "Jedi Outcast" несколько теряют в производимом графикой эффекте, когда узнаешь, что их движок лицензирован у авторов злобного и убогого "Quake III". Да, похоже, не зря группа не выносит пока на сцену посвященный геймерам "Твой Новый Мир" - разгул компьютерных ассоциаций в этом случае грозит стать совсем уж заоблачным, а к откровенно киберпанковским шоу в духе "Матрицы" ни сами музыканты, ни их поклонники, еще не готовы.
Хотя, если вдуматься - а почему бы и нет?

19.11.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.aria.ru

АРИЯ

"Ария" - самая успешная отечественная хэви-метал группа.

Дата образования:

31 октября 1985

Подробности из жизни:

"Ария" - одна из первых и самая успешная советская и российская метал-группа.

Состав:

Михаил Житняков - вокал
Владимир Холстинин - гитара
Сергей Попов - гитара
Виталий Дубинин - бас-гитара, бэк-вокал
Максим Удалов - ударные

В 1982-84 годах прекратили свою деятельность многие группы, звучащие тяжелее, чем того хотелось советской власти. Музыканты хард-рок команд, лишенные возможности записываться и выступать, стали участниками официальных ВИА. Но желание экспериментировать с тяжелой музыкой не исчезало, и на базе некоторых ВИА стали формироваться рок- и метал-группы. Так, музыканты ВИА "Поющие сердца" Владимир Холстинин и Алик Грановский вместе с художественным руководителем Виктором Векштейном в конце 1984 года начали работу над хэви-метал-проектом, позже получившим название "Ария".

Стать участниками группы пробовали многие музыканты: Сергей Потёмкин (бывший гитарист группы "Альфа"), Николай Носков (позже ставший вокалистом "Парка Горького"), Александр Мясников…

Далее... →