Philip GLASS  Мастер Гласс

28 и 29 ноября оркестр Филипа Гласса во главе с самим маэстро давал концерты в Московском Международном Доме Музыки, а 30 состоялся незапланированный концерт, программа которого была составлена из лучших произведений композитора, отобранных им специально для выступления в Москве. Специально для "Звуков" - интервью Филипа Гласса...

В ноябре 2003 года исполнится 35 лет с того момента, когда музыка одного из известнейших композиторов современности - Филипа Гласса (Philip Glass) - впервые прозвучала в концертном исполнении.
28 и 29 ноября оркестр Филипа Гласса, во главе с самим маэстро дает концерты в Московском Международном Доме Музыки,
а 30 состоится незапланированный полуторачасовой концерт, программа которого состоит из лучших произведений композитора, отобранных им специально для выступления в Москве, в Московской Консерватории (Рахманиновский зал, начало в 19.00).

Филип Гласс - не просто классический композитор. Музыка, родоночальником которой он стал, во многом изменила отношение к академической музыке во всем мире, а сам маэстро, который со смехом вспоминает, что на его первых концертах люди кидались в него яйцами, так и не изменил себе: его музыка по-прежнему обманчиво проста, и все так же изысканна.
К творениям Гласса можно относиться по-разному: одни признают за ним гениальность, другие замечают излишнюю патетику и монументальность звучания, но так или иначе, его имя давно вошло во все музыкальные энциклопедии, его творчество - предмет многочисленных исследований. Работы композитора с восторгом принимаются критикой и публикой по всему миру.При этом сам композитор напрочь лишен значительности позолоченных и забронзовевших классиков современности: на протяжении первых двух дней пребывания в Москве он охотно и сердечно общался с публикой и прессой, поставив маленький рекорд в марафоне интерперсональных коммуникаций.

27 ноября в БКЗ "Октябрьский" в Петербурге состоялось первое в истории выступление Филипа Гласса и его ансамбля в России. Гениальный фильм "Коянискацци" Годфри Реджио в живом сопровождении представляет собой магическое сочетание кино и музыки, исполняемой поистине звездным составом музыкантов Philip Glass Ensemble. Кроме самого Гласса, в состав ансамбля входят 8 других известнейших инструменталистов и вокалистов. Все участники ансамбля пишут и свою музыку, а флейтиста и саксофониста Джона Гибсона (John Gibson) Филип Гласс считает одним из самых выдающихся композиторов современности. Музыканты ансамбля имеют уникальный опыт выступлений со множеством звезд буквально всех музыкальных жанров - от средновековой музыки до джазового авангарда, от легендарных биг-бэндов до поп-групп. В список прошлых и настоящих музыкальных партнеров членов Philip Glass Ensemble входят Диззи Гилеспи, Фрэнк Синатра, Рави Шанкар, Дэвид Боуи, Брайан Ино, Дэвид Бирн, Пол Саймон, Лори Андерсон, Сьюзан Вега, Майк Олдфилд, Карла Блей, участники групп Doors и Who и многие другие.

Концерты Гласса едва ли похожи на концерты в их обыкновенном понимании. На большом экране зала Московского Международного Дома Музыки зрители увидят собственно фильм "Коянискацци" (впервые после показа картины на Московском Международном кинофестивале 1983 года), а музыкальным сопровождением к фильму по-прежнему останется музыка Филиппа Гласса, но в исполнении его оркестра. Живое исполнение саундрека "Коянискацци" вместе с фильмом Филип Гласс считает своим лучшим концертным проектом. В этом концерте удивительно гармонично сочетаются современные компьютерные технологии, сэмплеры, и "живая" игра музыкантов, которые ведут захватывающий диалог с экраном, вводя публику в состояние транса. Гласс обещает: "Вы не услышите явных различий в саундтреке фильма... разве что я изменил буквально одну ноту: мы играли этот концерт 150 раз, и она непрестанно меня раздражала... Однако вы вряд ли это заметите".

Специально для "Звуков" - интервью Филипа Гласса:

Звуки.Ru: - Филип, что такое, по Вашему мнению, академизм в музыке? и академична ли Ваша музыка?

Филипа Гласс: - Академизм - это то, чему учат в музыкальных академиях. Моя музыка - не академична, так как я в академиях ни дня не преподавал, да и вообще никогда не учил музыке, по крайней мере, в традиционной, "академической" форме. Я глубоко уважаю учителей, профессоров, имеющих талант передавать свои знания другим, но сам этим талантом, к сожалению, обделен.

Звуки.Ru: - Что Вы можете сказать о визуализации музыки?

Филипа Гласс: - Я не стараюсь сам "визуализировать" свою музыку, т.е. придумать какие-то образы, которые эта музыка вызывет. Наиболее интересной формой творчества для меня является сотрудничество - на равных - с талантливыми представителями других искусств - художниками, театральными и кино-режиссерами, хореографами, актерами. Иногда такое сотрудничество дает выдающийся результат, изумляющий нас самих. "Коянискацци" - одна из моих любимых работ, потому что здесь взаимопонимание было абсолютным, и каждый из нас - и Реджио, я, сделали гораздо большее, чем мы смогли бы сделать поодиночке.

Звуки.Ru: - Ритмическая структура Вашей музыки, кажется, часто подчиняет себе все остальные выразительные средства, чем Вы это можете это объяснить?

Филипа Гласс: - Это - влияние Рави Шанкара, с которым я встретился в середине 60-х годов, и с тех пор наше сотрудничество не прекращается. В европейской и американской музыке доминируют мелодия и гармония, а ритм является декоративным элементом. В индийской музыке ритм - главный компонент, причудливым образом переплетающийся с мелодической линией.

Звуки.Ru: - У Вас недавно родился сын. C какого возраста Вы будете учить его музыке?

Филипа Гласс: - У меня сравнительно недавно родились два сына. Одному - 20 месяцев, другому - ровно месяц. Тот, которому 20 месяцев - уже заядлый музыкант. Оголтелый перкуссионист. Кроме того, он очень любит играть на рояле и на губной гармошке одновременно. Причем на рояле он играет как перкуссионист, быстро и энергично ударяя по клавишам. Человек учится музыке с самого рождения.

Звуки.Ru: - Какую музыку Вы слышите, когда вспоминаете о лучших днях своей жизни?

Филипа Гласс: - Классическую музыку Южной Индии. Мне в тех краях всегда было очень хорошо.

Звуки.Ru: - Герои Ваших опер - великие люди прошлого. Что их объединяет, в первую очередь?

Филипа Гласс: - Все три мои оперы - о людях, которые изменили мир не при помощи насилия, а при помощи идей: великий Эйнштейн, египетский правитель Эхнатон, Махатма Ганди. Я считаю, что наиболее важные изменения в человеческой жизни произошли не в результате войн, а в результате доброй воли людей и прогресса. Если вы окинете взглядом хотя бы восьмисотлетнюю историю, это станет для вас очевидным. В опере я нашел уникальную возможность для композиторов вступить в диалоги с миром.

Звуки.Ru: - Очень банальный вопрос: Ваши первые впечатления о России?

Филипа Гласс: - Публика на концерте в Петербурге внимала каждой ноте, каждому кадру фильма. Великолепная, теплая, тонко чувствующая аудитория. Впрочем, я этого и ожидал - мне многие друзья говорили, что в России - лучшая публика в мире. Петербург как город остался тайной, загадкой. Надо там обязательно еще раз побывать - слишком мало было времени. Зашел в Храм Спаса на Крови - трудно передать свои ощущения, это - удивительная церковь, напомнившая мне некоторые храмы... в Бразилии. Москва же - это просто очень похоже на Нью-Йорк. Такая динамика, такая энергия! Я здесь чувствую себя почти как дома - с первого же дня.

Звуки.Ru: - существует ли музыка, которую ОБЯЗАН услышать каждый?

Филипа Гласс: - Ритм собственного сердца.

19.11.2003, Екатерина КАРИНИНА (ЗВУКИ РУ)

Philip GLASS

Дата рождения:

31 января 1937