Олег СКРИПКА  Впереди планеты всей

В преддверии фестиваля "Модернизация" нам удалось пообщаться с лидером группы Воплi Вiдоплясова Олегом Скрипкой, который объявился в Питере, дабы поздравить группу Аукцыон с юбилеем. Наша беседа с лидером VV - о его творческих планах и жизненных перипетиях. "Мы первыми стали играть этно-рок", - говорит Скрипка...

В преддверии фестиваля "Модернизация", который пройдет в Петербурге 21 ноября, нам удалось пообщаться с лидером группы Воплi Вiдоплясова Олегом Скрипкой, который объявился в городе, дабы поздравить группу Аукцыон с юбилеем. Но о группе "Аукцыон" - как-нибудь в другой раз, а пока разговор с Олегом - как обычно, о творческих планах и жизненных перипетиях.

Звуки.Ru: - Олег, самый банальный вопрос, который когда-либо был придуман: чем ты сейчас занимаешься?

Олег Скрипка: - Я занялся фольклором. Я всегда очень любил фольклорную музыку, но никому об этом не говорил, а вот теперь кричу во всеуслышанье. Я занялся продюсированием - думаю, из этого получится что-то очень хорошее. Я продюсирую сейчас очень талантливую молодую группу Божичi, абсолютно неизвестную в России, но уже ставшую популярной в Украине. Скоро выйдет их альбомчик.
Знакомство Олега с ансамблем состоялось благодаря Владиславу Троицкому, который работает в Центре современного искусства "Дах" и является режиссером-постановщиком спектакля "...У пошуках втраченого часу..." при участии "Божичiв". После просмотра спектакля Скрипка моментально подружился с его участниками. Владислав и Олег пообещали молодым исследователям украинского певческого наследия, что помогут издать им пластинку.
Параллельно мы готовим альбом с группой "Вопли Видоплясова". Закончил сольный альбом, у которого названия пока нет. И это будут песни не мои лично, а общенародной значимости. Я спел песню "Отель Калифорния". По-украински это звучит как "калихорниа". Сняли на нее клип и скоро будем его представлять.

Звуки.Ru: - Помимо фольклорных увлечений, что-то еще происходит?

Олег: - Я считаю, что в этом году для меня произошло очень важное событие. В преддверии Нового года я отказался от участия в каких-либо новогодних проектах. Два года подряд в этой попсятине... Бррр! Я очень испачкался, наелся до тошноты и отказался. Хотя, как назло, все эти проекты снимаются на данный момент в Киеве, и там просто кишмя кишит всеми этими Киркоровыми, Леонтьевыми...

Звуки.Ru: - Я поняла, что ты крайне отрицательно относишься к попсе, а что ты думаешь по поводу дворовой песни, шансона?

Олег: - Еще хуже. Потому что это губит нашу молодежь. Мешает ей правильно развиваться и думать. Если бы я был президентом, да еще и тираном, я бы это запретил на уровне государства под угрозой расстрела.

Звуки.Ru: - Но, может быть, стоит разделять шансон и откровенный блатняк?

A TARGET=PHOTO HREF=/P/P/17690> Олег: - Разумеется. Есть французский шансон, "шансон реали", так называемая "песня о жизни". Это тот стиль, который был в 60-х годах. Даже у Пугачевой было нечто подобное. Это бардовские песни в лучшем их понимании, но которые, к сожалению, вымерли на сегодняшний день. Это были песни с хорошей мелодией, с хорошим голосом, хорошим визуальным рядом. Это песни о жизни умных, интеллигентных людей, которые приятно слушать. И если бы понимали шансон именно как песни интеллигентных людей, а не то, что слушают опустившиеся, маргинальные субъекты, которые нищенствуют и пьянствуют в подворотнях, то я был бы только "за". Но то, что называется сейчас "русский шансон" - это нечто абсолютно противоположное: какая-то тюремная эстетика, то, что играется на улицах.

Звуки.Ru: - А вот ты смог бы сейчас выйти на улицу, чтобы что-то сыграть?

Олег: - А зачем? Я себя реализовал. Но я бы разграничил понятие уличных музыкантов. Ведь есть дворовые музыканты - полубанда, полугопники, подрастающие головорезы. А есть именно уличный музыкант - интеллигентный полугаврош, который играет на улице маленького городка, в котором с криминалом все решено. Но второй вариант в России навряд ли возможен в ближайшее время. Поэтому повторюсь, понятие уличного музыканта в России и за границей очень различно.

Звуки.Ru: - В последнее время в прессе активно муссируется информация о неком страшном судебном процессе, который вы со Шнуром затеяли против звукозаписывающей компании. Не мог бы ты это прокомментировать?

Олег: - Да, пора подниматься на баррикады. Мы вместе с группой Ленинград решили все-таки получить деньги с "Гала Рекордс" за наши последние очень успешные альбомы, с которых мы не видели ни копейки. Поэтому вместе со Шнуром подали в суд. И думаю, что наши попытки не останутся тщетными.
Лидер VV обвиняет российский лейбл в передаче без согласия группы третьим лицам права на музыкальные произведения и лицензии на их тиражирование. Адвокаты музыканта намерены доказать, что "Гала Рекордз" без согласия истца тиражировала три альбома группы на территории РФ, Беларуси и Украины. Финансовые претензии VV - на сумму более $80 тыс. С похожими требованиями подала иск и рок-группа "Ленинград" - сумма иска достигает $75 тыс.

Звуки.Ru: - Неужели есть какие-то результаты в, прямо скажем, неравной борьбе с подобным монстром?

Олег: - Результаты есть. И говорить об этом уже пора. То, что результаты есть, становится видно из нарушений авторских прав в Украине - эти наглецы стали осторожнее. По крайней мере, теперь они нарушают закон хотя бы через раз. А у нас зато теперь есть некоторый опыт в судебных делах. Я думаю, что суд выиграть невозможно. Его можно организовать так, что он будет продолжаться вечно. У меня лично создалось именно такое ощущение: ты на него то приходишь, то не приходишь, то приносишь какие-то справки, отвечаешь на абсолютно идиотские вопросы: И это все тянется годами.

Звуки.Ru: - Существует расхожее мнение, что артист, как и художник, должен быть голодным. Ты согласен с этим утверждением?

Олег: - Навряд ли соглашусь. Я считаю, что артист должен быть благополучным, богатым, ездить на дорогой машине и жить в хорошем доме - так как это происходит на Западе, а не так, как не очень успешно все это получается у нас. Артист должен обладать хорошей аппаратурой, техникой, гитарами, чтобы, в конце концов, получилась хорошая вещь. У нас, и в Украине, и в России, дела с этим обстоят плохо.

Звуки.Ru: - Что группа "Воплi Вiдоплясова" сделала первой? Я не говорю о глобальном мировом масштабе. Хотя бы о том, что вы сделали для себя и поняли вдруг, что вот именно это очень важно?

Олег: - Вообще, первыми в мировом масштабе мы начали играть этно-рок. По крайней мере, до этого я ничего подобного в Европе не слышал. Был этно-джаз, но этно-рока не было. Фактически здесь мы были первыми, а после уже это течение стало чрезвычайно популярным. Откуда это? Почему именно на Украине? Видимо потому, что у нас неплохо развито сельское хозяйство. Серьезно-серьезно! Это ведь все связано с обычной крестьянской жизнью и сельскими бытовыми темами. С другой стороны - это смешение культур, использование народных инструментов: Ведь я с детства играю на баяне - папа меня взял и отвел учиться. Естественно, что этот инструмент мной часто используется, мало того, это стало интересно публике.

Звуки.Ru: - То есть, я верно тебя понимаю, что на Украине фольклор, этническая музыка достаточно популярны? Иначе заниматься этим с таким энтузиазмом ты бы навряд ли стал.

Олег: - В Киеве сейчас даже открылся клуб, кажется, он так и называется "Клуб любителей этнической музыки", и я в нем даже являюсь почетным членом. Не знаю, есть ли что-то подобное в России, знаю лишь, что здесь есть некоторые коллективы, которые тоже активно пропагандируют этническую музыку.

Звуки.Ru: - Интересно было бы узнать твое мнение о перспективах "традиционной" рок-музыки. На мой взгляд, это достаточно архаичное течение, но, тем не менее, оно по-прежнему активно развивается. Что будет дальше, на как ты считаешь?

Олег: - Сейчас в мире происходит борьба белого, черного, красного, все смешалось, победителей нет, все недовольны, все используют не самые лучшие приёмы, чтобы стать популярней. Мне кажется, что эстрада сейчас во многом выигрывает. Например, грязно, но, надо заметить, иногда очень удачно, использует приемы рок-музыки: гитары, звук. Следовательно, получается некоторая "утечка мозгов". Лучшие музыканты уходят в поп-музыку, потому что не могут применить себя так, как хотели бы в рок-музыке, и получать за это соответствующие деньги.

Звуки.Ru: - А как насчет вернуться в Европу и снова стать популярными на Западе?

Олег: - А нам вообще туда надо? Вслед за Тату, да? У нас же поле непаханое здесь. Знаете, я завидую, приезжая в какую-нибудь арабскую страну, и слыша там только их этническую, народную музыку. Западу на их рынок не пробиться, потому что у людей в этом потребности нет. Честно говоря, мне находиться в такой стране приятно, где, прежде всего, основное внимание уделяется собственной родной музыке.

16.11.2003, Наталья БЕЛАЯ (ЗВУКИ РУ)

Олег СКРИПКА

Дата рождения:

24 мая 1964