LED ZEPPELIN  Октябрь. Тогда и сейчас

Неспокоен месяц октябрь. Не знаешь, чего от него ожидать. Впрочем, когда-то это непостоянство октября принесло поклонникам рок-н-ролла приятный сюрприз: именно в этом месяце впервые прозвучали опережающие общее развитие рок-музыки, первые песни группы Led Zeppelin. Октябрьский календарь группы богат на знаменательные события..

Неспокоен месяц октябрь. И непостоянен. Не знаешь, чего от него ожидать. Только что светило совсем еще летнее солнышко - и вот уже опережающий события снег валит. Впрочем, когда-то это непостоянство октября принесло поклонникам рок-н-ролла приятный сюрприз: именно в этом месяце впервые прозвучали опережающие общее развитие рок-музыки, первые песни группы Led Zeppelin.

3 октября 1968 года только-только заключившая контракт с "Atlantic" группа выпустила сингл "Good Times Bad Times"/"Communication Breakdown". Обе песни были взяты из ваявшегося в эти дни в лондонской "Olympic Studios" альбома. Сугубо сингловых, не имеющих альбомного эквивалента, песен, группа не реализовывала никогда. Уже 25 октября свежевышедший сингл был убедительно поддержан первым выступлением под новым названием в стенах клуба "Marquee". До этого группа успела отмотать несколько небольших туров под названием New Yardbirds.

Почти точно через год, 22 октября 1969 года, группа выстрелила вторым, вновь безымянным, диском . Именно на нем был выпущен сокрушительный боевик "Whole Lotta Love". Эта песня, как бы ни наседали на музыкантов менеджеры их рекорд-лейбла, вышла на сингле в версии, идентичной альбомной. Радиостанциям пришлось переваривать пять минут её звучания, как есть. Это сейчас любой ди-джей на радио может открыть cd-трек в аудиоредакторе, и сократить требуемый слушателями номер до "форматных" трех минут, безжалостно выкинув лакомую для многих психоделическую сердцевинку композиции. А в те годы с этим было куда строже. В 1997 году "Whole Lotta Love" была вновь выпущена на сингле - на сей раз в комплекте с завалявшимися раритетами "Baby Come Home" и "Travelling Riverside Blues". Видимо, только этот "посмертный" релиз и можно считать первым настоящим синглом Led Zeppelin.

Еще через год, 5 октября 1970 года, группа продолжила эксперименты на новом, третьем и опять безымянном альбоме. На сей раз музыканты, которых уже успели записать в свежесозданную категорию "heavy metal", отвели всю вторую сторону диска акустическим композициям. Не стоит, однако, думать, будто вся эта половина альбома содержит номера балладно-пасторального характера. Именно в акустике группой были решены такие номера, как жесткий, ритмичный "Bron-Y-Aur Stomp", или тревожная, держащая слушателя во все возрастающем напряжении "Gallows Pole". Напротив, на "электрической" половине альбома нашлось место сокрушительному в своей неторопливости блюзу "Since I've Been Loving You" - семиминутному шедевру, который сейчас ди-джеи на радио тоже в последнее время навострились резать, почем зря. Обломно было как-то в одном из радиоэфиров услышать вместо предкульминационного "Stayin' And Cryin'..." вокалиста Роберта Планта одни лишь лишь финальные аккорды.
Нашлось на диске место и уже полюбившемуся поклонникам группы тяжеляку. Открывающая альбом "Immigrant Song" со сливающимися в сокрушительном риффе гитарой Джимми Пейджа (Jimmy Page) и басом Джона Пола Джонса (John Paul Jones и по сей день вводит в ступор случайно услышавших ее рок-фанатов последних поколений. "Надо же, и до Guano Apes умели люди на басу навернуть", - проносится, быть может в этот момент по их мозговым извилинам нехитрая, но ценная мысль.
В конце 1997 года уже ставший к тому времени легендарным альбом был переиздан в подарочной CD-версии, копирующей в миниатюре виниловый оригинал. Следует напомнить, что конверт этого одинарного диска изначально раскладывался, как двойной, а вместо второй пластинки в "кармане" крепилось колесико с изображенными на нем имиджами, которые калейдоскопически сменяли друг друга в соответствующих прорезях на обложке, также покрытой замысловатым коллажем.

Увы, самой группы в это время уже не существовало, а затеи ее бывших музыкантов оставляли желать лучшего. После краткого успеха "Unledded" Пейдж и Плант задумали новый проект "Walking Into Clarksdale". Впоследствии новый альбом дуэта был признан черезчур заумным, и подобно "Honeydrippers", первой после распада группы попытке создать вместе что-то новенькое, сохранился лишь в памяти особо преданных поклонников. Выпущенный между двумя альбомами дуэта сольник Пейджа "Voodoo Blues", полный реверансов в адрес старого рок-н-ролла и гостевых инструментальных партий музыкантов вроде Альберта Ли и Ники Хопкинза, вообще удостоился крайне специфического интереса со стороны крайне узкой прослойки особо эстетствующих рок-н-ролльщиков. Про Джона Пола Джонса после его многообещающего, но так и оставшегося единичным экспериментом альянса с Диамандой Галас (Diamanda Galas) долгое время не было слышно вовсе. Казалось, после краткой вспышки ностальгического интереса к наследию коллектива счастливые звезды музыкантов скрылись за горизонтом навеки, и ни одно их новое начинание не будет иметь особого успеха.
Все изменил рубеж веков.

12 октября 2000 года Джимми Пейдж неожиданно появился на сцене нью-йоркского "Roseland Ballroom" в составе культовой американской хард-роковой группы Black Crowes. Разумеется, что хиппаны последнего поколения братья Робинсон встретили явление мэтра с диким восторгом - тем более, что в этот момент им ужас, как не хватало второго гитариста. По итогам выступлений сбродного состава 18 и 19 октября в Греческом Театре Лос-Анджелеса был выпущен двойной концертный альбом с двухглавой вороной и знаком "ZoSo" на обложке. Кстати, характерный загиб крыльев птички-мутанта и украшающая композицию сверху звездочка выглядели забавной карикатурой на происходившие в этот момент в другом полушарии споры на тему "каким быть новому российскому гербу". "Особенное внимание следует обратить на гитарные дуэли, - писали критики, - Исключительно захватывающее состязание двух абсолютно разных мировоззрений". Да, в таких сражениях Джимми не бывал, похоже, со времен своих клубных гитарных марафонов периода Yardbirds конца 60-х с Джеффом Беком в качестве спарринг-партнера.

В октябре 2001 года Джон Пол Джонс раскачался на первое за долгие годы сольное турне с материалом своего нового альбома "Zooma". Американский отрезок турне знаменитого музыканта начался концертом 12 октября в Нортхэмптоне, штат Массачусетс. Не утративший интереса к новинкам, занимавшийся последние годы, как и в молодости, продюсированием и сессионной работой музыкант исполнял теперь достаточно жесткую, современно звучащую музыку, мало напоминающую его работы с Led Zeppelin. Хотя для пары номеров его старой группы в концертной программе место все же находилось.

Ну, а в октябре 2002 года отправился в продолжительный тур со своей новой группой Strange Sensation и материалом последнего альбома "Dreamland" и Роберт Плант. Помимо новых песен и новых аранжировок классики блюза и фолка в программу концертов входили и совсем уж старые номера вроде "Baby, Im Gonna Leave You". Примечательно, что на концертах этого тура из старых номеров Роберта имели несомненное преимущество песни, еще в эпоху Led Zeppelin решенные в акустике.

В истории Led Zeppelin были свои взлеты и падения. Будут они еще не раз и в творчестве бывших музыкантов группы. Роберт, Джимми и Джон по-прежнему не ищут легких путей, и творческий поиск периодически заносит их в не слишком уютные тупики. Зато каждый их успех подобен двери, открывающейся в новое музыкальное измерение. И, возможно, вместе или по отдельности, но музыканты еще откроют для нас еще немало таких вот путей в неведомое...

30.10.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Группа LED ZEPPELIN

В 1968 году во время работы над пластинкой "Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь") известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые обсудили возможность создания собственной...

Дата образования:

1 января 1968

Подробности из жизни:

В 1968 году во время работы над пластинкой
"Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь")
известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые
обсудили возможность создания собственной группы. Первый, Джон Болдуин,
более известный в артистических кругах, как Джон Пол Джонс (03.01.1946), к тому
времени успел поработать в качестве продюсера, аранжировщика и сесссионного
музыканта (бас-гитара, клавишные) с Родом Стюартом, "Rolling Stones"
(оркестровка знаменитой "She`s Rainbow"), Марком Боланом (очень редкий ЕР
"Jasper C. Debussy", предмет вожделения многих коллекционеров-ценителей), а
также "Herman`s Hermits" (не менее знаменитый басовый рифф шлягера
"Jezabel"). Второй, Джеймс Патрик Пейдж (09.01.1944), виртуоз блюзовой
гитары, не чуждый смелых экспериментов (будь то подключение инструмента к
терменовоксу, или игра виолончельным смычком), а кроме того неплохой игрок на
том самом харди-гарди, был известен не меньше. Первый успех ему принесли работы
с "Kinks" (хит…

Далее... →