ФЕСТИВАЛЬ  Смена поколений

Сравнивая два последних концерта в Лужниках, Кипелова 4 октября и "хэллоуинистый" Рокфест 17 октября, поневоле приходишь к потрясающему по своей глубине заключению: народу на втором было меньше. Мощный аналитический ум легендарного рок-журналиста попытался объяснить это парадоксальное явление, опираясь на впечатления от концерта.

"Каждому движению достаются в наследство
дети предыдущих движений".
Умберто Эко, "Имя розы"

Сравнивая два последних концерта в Лужниках, Кипелова 4 октября и "хэллоуинистый" Рокфест 17 октября, поневоле приходишь к потрясающему по своей глубине заключению: народу на втором было меньше. Наш мощный аналитический ум находит этому вот какие объяснения. Аудиторию рок-концертов составляют все-таки en masse самые активные и подвижные члены общества в лице молодежи предпризывного возраста. И дело, в первую очередь, даже не в том, что самый дешевый билет - за 600 рублей на галерку радости - был им не по карману. А в том, что кроме Арии очередное поколение отечественных металлистов ничего не знает. Вот уж без малого 20 лет Ария пестует новые и новые волны юных социопатов, подсаживая их на крючок своих сумасшедших мелодий. И уже подрастая, молодые руки берутся за Iron Maiden, Metallica, Helloween, и дальше - пошло-поехало - непременно за всё тяжкое греховодничества, сатанизма и насилия. Но в пятницу 17-го, молодые люди в шарфах и майках Арии составляли все-таки меньшинство. Посему народу набралось тысячи на три - три с половиной, не больше. А зря. Фестиваль получился очень-очень европейским, чему в немалой степени способствовали хитрые световые приборы, названиями которых я вас пугать не буду, и 5 экранов, под лупой которых зрители могли получше разглядеть своих ненаглядных, и слаженная работа забугорных техников и "постановочной" компании, и еще, кажется, состав участников. Хотя, не будь кой-кого из них вовсе, по Лужниках пронесся бы вздох облегчения.


Открывали вечер не заявленные в анонсах москвичи Химера, пред врагом не спустившие и чести флага не уронившие. Следом за ними выступала повсеместно известная группа Zodiac Mindwarp.

Zodiac Mindwarp. Кто же не знает группу Zodiac Mindwarp? Никто не знает? Вот уж вы сказанули, право, старина. Замечательную группу Zodiac Mindwarp, игравшую ("300 лет тому назад!") поганейший глэм, выпустившую в конце 80-х целых два альбома, и даже въехавшую в некоем клипе на танке в женский монастырь (ух ты!) и на MTV (о как!). Когда замечательная группа Zodiac Mindwarp предстала московской публике стало ясно, что зарубежные звезды чем-то уж очень сильно утомлены. Особенно сильное впечатление произвел на означенную публику толстый гитарист в спортивных кальсонах, однажды от избытка сценических чувств даже хлопнувшийся оземь, и давай валяться, ложке уподобясь. Пошло было смотреть, как убитые жизнью дяди пытались играть музыку для совращения - с целью последующего снятия brassiere - напомаженных пигалиц 80-х. Многие и не смотрели. Zodiac Mindwarp: прах к праху, и пусть мертвые хоронят своих мертвых.

Masterplan. Masterplan - группа выставленных Уайкатом за дверь Helloween Роланда Грапова и Ули Кюша. Это верный посыл. Как верно и то, что Masterplan переводится как "А мы больше вас любим Rainbow!" Для некоторых Masterplan были однозначно #2 этого вечера, и о вкусах не спорят (во время еды). Качественный, конечно, коллектив, в котором особенно приятен на слух молоток Кюш. Вот только бы им еще где набрать собственных идей. Йорн Ланде - спору нет, обладает мускулистыми связками и гортанью. Остается еще только изредка не лажать - но для этого придется не потреблять особенных напитков с вечера, что, по моему опыту, удается далеко не всем немцам.

Paradise Lost. Клоуны - парадайзы, клоуны - парадайзы! Люди, ну хрен ли вы им хлопаете, это же парадайзы, чистые парадайзы! Куда вы меня тащите, парадайзы!!! Я не хочу! Я не хочу вас видеть, слышать, и даже осознавать не хочу! Настолько полных парадайзов я не видел здесь с Cradle of Filth. Но то были смешные клоуны, а эти печальные. Из пятерых полных печали парадайзов трое были очень полные. Не то, что полные, а просто толстые. И не просто толстые, а жирные. И мало того, что жирные, так еще и совсем осоловевшие. Ведь музыка - это столь утомительное занятие! Утомительное не только для музыкантов, но и для слушателей: нынешний Paradise Lost не имеет с прошлым Paradise Lost ничего общего и представляет собой какую-ту сумбурную смесь брит-попа, электроники и.... этого, как его, модного... там, где американские дети прыгают с гитарами, как бабуины, задравши к небу чресла? Не запомнил, но не важно. Ник Холмс пытается петь, чем смешит до слез, Грег Макинтош, с прической, какую носят пэтэушники ума из Misfits, играет что-то мало внятное - былая фишка с подтяжками на грифе сошла на нет, что делает на сцене Арон Аэди - вообще не ясно - 40% звука идет с минидисковой подкладки, и партия ритм-гитары не осязаема ни в каком виде. Репертуар составляют вещи с "One Second", "Symbol of Life" и прочей похабщины. Вы думаете это плохо? Нет, это хорошо! Потому что вы не слышали "новой" "As I Die"! И не слушайте! "Paradise - место, куда попадают после смерти".

Ария. Ария преподнесла зрителям сюрприз в виде "английской версии" самой себя. Песенки "Крещение огнем", "Штиль", "Торреро" и пр. были протяжно выговорены напрягшимся Боровом на непонятном иностранном языке. Интересный, конечно, ход, в надежде поправить пошатнувшееся, благодаря чересчур беспечным ангелам, реноме в глазах отвернувшейся в последнее время от Арии старшей возрастной группы. Но... Зрители не прониклись. Просто потому, что никто не знал, какие же слова ему все-таки петь. Заключительные песни были на русском, и это заметно поприбавило оживления в зале. В сугубо же музыкально-инструментальном плане Ария звучит по-прежнему мощно. А уж на фоне предыдущих команд, а также с учетом прошлого концерта Helloween, исключительно невзрачного, казалось, что Ария будет группой номер один вечера. Что? Где оговорился? А, понял. Извините, меня здесь товарищи поправляют - на поле произошла замена, и вместо выбывшего из игры Борова в игру вступил Беркут. Издалека так и не разглядишь, старческими-то глазами. Гляжу - габариты большие, ну, думаю, боров. Так вот. Казалось, что, случись поблизости хулиган с булавкой, сей могучий богатырь лопнет первомайскому шарику подобно. Красный, как спившийся Чингачгук, по окончании последней песни Беркут призывно возопил в зал заводное "Ура! Ура! Ура!", что, очевидно, означало его радость по поводу долгожданного окончания мучений. И тут случилось странное. Вопреки ожиданиям, народ взял и не полез из окопа штурмовать в вожделенной истерике сцену, а молча двинулся к выходу за пивом.

Helloween. А пива, тем временем, в буфетах уже не было, ха-ха-ха! Вот умора! - Хватались от смеха за (нехилые) животики большие (очень большие) ментовские командиры. Учитесь, мол, как надо организовывать культмассовые мероприятия, чтоб не случилось где, паче чаяния, противоправного действия. Поэтому люди могли сосредоточиться на Helloween. И оно того стоило. Helloween (в свете уже упоминавшегося первого прокола) приятно удивил. Сет состоял из настоящих боевиков группы - и никаких экспериментов навроде "Escalation 666" или "Revelation". "Future World", "Eagle Fly Free", "Dr. Stein", "Keeper..." (очень, очень короткая песня, по словам шутковавшего вовсю Дериса) - чего еще нужно человеку, чтобы почувствовать себя человеком (махая хаером)? Ближе к финалу Дерис разошелся вовсю, благо публика стимулировала: "Ну, я так понимаю, у вас есть желание уже пойти домой?" - "Ееееееее!" - одобрительно раздалось из зала. "Да?! Ну тогда мы завязываем, да?" - "Еееееее!" - по привычке ответил зал. Во время исполнения "Power" шоумен Энди устроил с залом перекличку, "репетицию" и соревнование на силу гортаней между правой и левой сторонами партера. Силы оказались неравны, и левой стороне Дерис присоветовал "fuck up". (Позднее, правда, выяснилось, что слева от вокалиста гуртом сгрудились "girls", т.к. именно у левых напрочь отсутствовали "balls".)

В то время как певец резвился вовсю, новоприобретение Helloween Штефан Шварцман показал, что этот парень не шутит. Кюш, Террана, Ломбардо, Михаэль, конечно, ничуть не хуже, но только Шварцман извлекает такой забой из столь минималистической установки (две бочки, хэт, и только три рэк-тома, если я не ошибаюсь).
Закончилось выступление несколько неожиданной каденцией (по-русски: отчебучей) - "Where The Rain Grows" - видно, ровно в 23.00 ментам требовалось очистить помещение, что им и удалось с поразительной быстротой.

22.10.2003, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)