NIGHTWISH  Ночные страсти в тисках из металла

Истерия, устроенная в последние годы вокруг Nightwish металлистами и готами, напоминает давние потуги буйных британских скинхэдов поднять на свой щит Madness и объявить их своими в доску парнями. Музыка Nightwish далеко выходит за узкие рамки любого стиля, к которому их пытаются приписать. Время идет, но аудитория у ансамбля качественно не меняется. Наш репортаж с концерта...

Сложно вообразить что-нибудь гаже и несообразнее пивных луж и куч мусора на концерте группы класса Nightwish. Истерия, устроенная вокруг этой группы в последние годы металлистами и готами, напоминает давние потуги буйных британских скинхэдов поднять на свой щит Madness и объявить их своими в доску парнями. Музыка Nightwish далеко выходит за узкие рамки любого стиля, к которому их пытаются приписать. Время, однако, идет, и аудитория у ансамбля (по-крайней мере, на земле московской) качественно не меняется. А если меняется, то не в лучшую сторону.
Почти вся первая половина последнего московского концерта, состоявшегося 27 сентября 2003 года в традиционных для такого рода мероприятий "Горбылях", всерьез заставила испугаться за будущее суперуспешного финского коллектива. Еще в эпоху первого успеха с альбомом "Oceanborn" гитарист Эрно "Эмппу" Вуоринен и клавишник Туомас Холопайнен не придавали особого значения довольно скромной длине своих волос, и не скрывали своей любви к музыке в духе Эньи и Вангелиса. Первый сингл группы был по звучанию чисто акустическим. Теперь же многим может показаться, что музыканты махнули рукой на свои ранние изыскания и уже вполне сознательно гнут себя под металл. Не все, однако, так просто...

После краткого разогрева мало кем заменимых в подобных случаях Shadow Host над сценой засияли фосфорическими красками декорации, основанные на обложке последнего альбома Nightwish "Century Child" - бурный водопад и пронзительно-зеленые деревья. Программу вечера открыла новая песня "Bless The Child".
Группа существенно снизила процент использования вокодеров. Предпочтение в новом турне отдано живым голосам. Помимо нового басиста Марко Хитала, более-менее способного вести вокал второго плана, слева от ударной установки окопались в тылах двое бэк-вокалистов. Честно говоря, нельзя сказать, чтобы это особо пошло ребятам на пользу: общая звуковая картина стала какой-то размытой. Кроме того, всю первую песню группу преследовали какие-то проблемы с низкими частотами - бас-гитары не было слышно вовсе, от ударных же то и дело оставалось одно железо. Крайне неуверенное начало, хотя под завязку забившая партер толпа послушно сожрала все, встречая каждое падение терзающего гитару Эмппу на колени восторженным ревом.

Тарья Турунен на сей раз предстала перед аудиторией в чем-то белом, легком, сверкающем и воздушном. Белая накладка на микрофон в ее руках выглядела готовым пролить кровь какого-нибудь зазевавшегося стейдждайвера кинжалом. (Да, да, даже под такую музыку эти отморозки лезут на сцену, чтобы радостно сверзиться с нее башкой вниз!) А вот рокерское потрясание хайром Тарьюшке с ее стильной пластикой оперной примы не идет совершенно.

Новые песни слишком уж эксплуатируют успех "Wishmaster". Слишком они похожи на многое, игранное ранее. Кстати, даже в золотые дни этого альбома неплохие по отдельности композиции "Come Cover Me" и "Deep Silent Complete" были слишком похожи одна на другую. А теперь в программе концерта они стали вообще неразличимы, и в проигрышах обоих Тарья всячески поощряла фанатов скандировать нечто зигхайлеподобное. Зачем? Только для того, чтобы замаскировать одиночество гитары, звучанию которой на концерте катастрофически не хватает порой красиво прописанного в студии октавного интервала?

Драматичная "Kinslayer" слегка восстановила подпорченное началом концерта настроение. Правда со звуком по-прежнему творилось что-то невеселое. Порой техников на сцене присутствовало одновременно чуть ли не больше, чем самих музыкантов. К тому же группа явно всерьез поверила в свою "великую металлическую миссию", каковой факт ее выступление тоже не особо украшал. Впечатление - крайне тягостное. Неужели Nightwish утратили все то, что отличало их от прочих метал-рокеров с упором на классику - полистилистику материала, грамотную его подачу, культуру поведения на сцене, наконец? Черт возьми, большая часть проспиртованных бузотеров в партере не врубается и в десятую часть того, что делает группа! А рискни музыканты сейчас исполнить что-нибудь вроде "Sleepwalker" - вообще примут в штыки, закидают сцену пустыми пивными стаканчиками.

После того, как отзвучали финальные ноты горячо любимой производителями зажигалок баллады "Sleeping Sun", Тарья ненадлого ушла за сцену. Здесь оставшиеся музыканты отмочили и вовсе нечто ни в какие ворота не лезущее, исполнив брутальный восьмидесятнический рок-боевик "Wild Child" из репертуара обожаемых нашими гопниками поп-металлистов W.A.S.P. Исполнение, кстати говоря, было совершенно безобразное: вокал Марко как минимум на терцию ниже оригинального визга Блэки Лоулесса. Да и вообще эта песня совершенно не вписывалась в настроение концерта.

По возвращении Тарьи группа еще некоторое время продолжала тешить метал-хэдов сугубо жанровыми фетишами типа выхода из-за печки приглашенного дэтового вокалиста ради исполнения пары старых номеров. Но после эпической "Beauty And The Beast" все резко стало на свои места. В какой-то момент настроение музыкантов ощутимо изменилось - и вот уже, абсолютно не заботясь о хмельном металлическом коммьюнити, они играют в свое удовольствие. Все самые сложные, мелодичные и эпические композиции группы вдруг посыпались, как из рога изобилия. Исчезло напряжение, и даже звук наконец-то пришел в норму. "She Is My Sin", "Wishmaster" (с теперь уже откровенно издевательски звучащим финалом из "Enter Sandman" Metallica), "Walkin In The Air"... Публика только успевала переводить дух. На стилизованном под народные духовые синтезаторном проигрыше "Ovhills" (опыт игры на саксофоне и кларнете Туомасу, будем надеяться, пригодится еще не раз) бэк-вокалисты даже вышли на первый план и сплясали что-то в духе наших барышень из группы Иван Купала. В промежутках между песнями музыкантов заваливали букетами цветов. Закончив это явно не самое легкое для себя выступление совсем уж неквадратными и не разбитыми на куплеты и припевы номерами с последнего альбома, музыканты долго раскланивались, фотографировались на фоне забитого народом партера и прощались с публикой. Особенно долго ударник Юкка Ниволайнен раздаривал народу свои палочки.
Что ж, чудеса еще случаются. Даже совершенно заупокойным образом начатый концерт настоящие мастера своего дела могут закончить за здравие.

Среди мерзнущих у служебного входа охотников за автографами наблюдались три девицы в садо-мазохистском фетиш-прикиде, запалившие свечки и распевающие какие-то мантры. Помнится, натыкаясь на подобную публику, старина Оззи, к примеру, тушил огоньки одним мощным проспиртованным выдохом, после чего поздравлял сатанистов-шабашников с днем рождения их общей мамы. Nightwish сделали проще: автобус был подан к совершенно другому выходу.

В прошлом году на страницах "Alive" проскользнуло следующее высказывание: "Поп-составляющая из творчества Nightwish неизгоняема. Осуждать группу за это бесмысленно - стиль таков". Сразу встает вопрос - что в данном случае считать поп-составляющей? Когда невзыскательные массы требуют от опрятных арт-рокеров громких гитар и дикой жизни, они по сути тоже провоцируют крен любимой команды в поп. Так или иначе, но с течением времени тревога истинных любителей рока за творческое будущее наших финских друзей из вокально-инструмнтального ансамбля Ночная Нужда только крепнет.

29.09.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.nightwish.com/en

NIGHTWISH

Дата образования:

1 января 1996