Дзига Вертов "Человек с кино-аппаратом". 1929 год.
До
вчерашнего вечера я смотрела этот фильм дважды: в сопровождении старой
патефонной пластинки с духовым оркестром и вообще без сопровождения. Поэтому
тот вариант звукового оформления знаменитой "немой" картины, который предлагают
The Cinematic Orchestra, представляется мне новаторским, а местами
прямо-таки шокирующим. Вместе с тем, не могу не напомнить читателю, что в
России инициативы по озвучиванию немых фильмов возникают с устойчивой
регулярностью, хотя особым успехом у публики не пользуются. Цикл
фильмов-концертов "Великий Немой, к примеру, способен собрать публику,
которая легко уместится в скромный зал ЦДХ. Следовательно, популярность проекта
"Человек с киноаппаратом" кроется прежде всего в удачном синтезе имен: группа, широко
известная среди думающей части населения своими экспериментами в стиле
acid-jazz - плюс культовая картина, на которой все операторы мира изучают
основы киномонтажа.
Несколько слов о картине: "Один день из жизни кинооператора" Дзига
Вертов назвал "опытом передачи видимых явлений
Таким образом, это - классический документальный фильм, автор которого верил
(и, как подтвердят все любители фильмов Ф.Ф. Копполы, не зря) в то, что
способствует "созданию международного абсолютного языка кино".
Это прекрасный образец жанровой съемки, объединенной образом кинооператора,
деловито шагающего по городу Одессе в поисках интересных объектов для съемки. В
поле зрения оператора попадают обыкновенные люди и предметы, бытовые сценки.
Все это - один день в цветущем весеннем городе.
Англичане предложили новое прочтение фильму, предложив в качестве саундтрека,
помимо эйсид-джаза, трип-хоп и совсем немного индастриала. С музыкой "Cinematic"
68-минутная картина превращается в огромный эпический "клип". Новый саундтрек к
старинной ленте быстро завоевывает чарты продаж на планете. Но не все слушатели
смогли увидеть фильм в "живом" сопровождении. Таковую возможность получили
намеджни московские зрители. Убеждена: этот концерт запомнится им надолго.
На сцене перед экраном - места для музыкантов, подсвеченные деликатными синими и красными огнями. Фильм начинается в тишине - с прекрасных, чуть наивных титров. День глазами Вертова начинает кусочек старинной патефонной музыки - словно для того, чтобы был четче контраст между тем, что будет звучать сейчас. Революционный город Одесса просыпается под нежный лаунж...
Следующие 60 минут остается только удивляться вниманию и чуткости, с которыми англичане подошли к архивному материалу. И если первые несколько кадров тишина удивляет (отсутствия движения в кадре не означает статичности ситуации, отчего же ее не "написали"?) - то в тот момент, когда на экране возникает оператор и "будит" сонный город, и голуби вспархивают с крыш, и окна открываются, и сладко потягивается на скамейке бродяга, - музыка начинает звучать, и с первых тактов занимает в картине положенное ей место: художника, резонера.
Эта музыка, при всей ее внешней скупости, способна на многое: ударные
инструменты и клавишни задают темп происходящему на экране, гитара легко
"направляет" и "развивает" сюжет, саксофон изображает людскую реку, топот тысяч
ног, трамвайные звонки, пароходный гудок. Скрэтчи - это и моргание глаз, и
мелькание спиц колеса, и раскрывающиеся жалюзи. В тот момент, когда на экране
развивается тема фабрики - в музыку вплетается абсолютно уместный индастрал.
Композиции, вошедшие в саундтрек, отчасти известны слушателю по предыдущему
альбому группы, - "Every Day". Так, в сцене с пляжем за кадром звучала
вещь, в "оригинале" которой используется голос известного рэппера Roots
Manuva. Но стара эта музыка или нова - а фильм-то еще старее. И тем не
менее, они не просто дополняют друг друга - они сосуществуют в едином поле
восприятия. Это хорошо чувствуется, когда начинаешь анализировать свои ощущения
от фильма: привычное сопровождение немого кино - довольно "плоское", а в этой
музыке - слишком много пространства и воздуха. Но именно к фильму Вертова она
подходит прекрасно. Более того - вряд ли другой видеоряд подойдет ей больше.
Доказательство тому группа предъявляет сама, по окончании фильма исполняя на
бис композицию, которую сопровождает дурно смонтированный ролик: китайские
неоновые вывески на фоне черного неба. Все очарование мгновенно пропадает - и
уже не возвращается.
Дата образования:
1 января 1999
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)