THE CINEMATIC ORCHESTRA  Кинопанорама

Популярность проекта "Человек с киноаппаратом" кроется прежде всего в удачном синтезе имен: The Cinematic Orchestra, широко известные среди думающей части населения своими экспериментами в жанре acid-jazz - плюс культовая картина Дзиги Вертова, на которой все операторы мира изучают основы киномонтажа. Намедни англичане учили россиян любить отечественное немое кино...

Дзига Вертов "Человек с кино-аппаратом". 1929 год.
До вчерашнего вечера я смотрела этот фильм дважды: в сопровождении старой патефонной пластинки с духовым оркестром и вообще без сопровождения. Поэтому тот вариант звукового оформления знаменитой "немой" картины, который предлагают The Cinematic Orchestra, представляется мне новаторским, а местами прямо-таки шокирующим. Вместе с тем, не могу не напомнить читателю, что в России инициативы по озвучиванию немых фильмов возникают с устойчивой регулярностью, хотя особым успехом у публики не пользуются. Цикл фильмов-концертов "Великий Немой, к примеру, способен собрать публику, которая легко уместится в скромный зал ЦДХ. Следовательно, популярность проекта "Человек с киноаппаратом" кроется прежде всего в удачном синтезе имен: группа, широко известная среди думающей части населения своими экспериментами в стиле acid-jazz - плюс культовая картина, на которой все операторы мира изучают основы киномонтажа.

Несколько слов о картине: "Один день из жизни кинооператора" Дзига Вертов назвал "опытом передачи видимых явлений

  • без помощи надписей;
  • без помощи сценария;
  • без помощи актеров.".
    Таким образом, это - классический документальный фильм, автор которого верил (и, как подтвердят все любители фильмов Ф.Ф. Копполы, не зря) в то, что способствует "созданию международного абсолютного языка кино". Это прекрасный образец жанровой съемки, объединенной образом кинооператора, деловито шагающего по городу Одессе в поисках интересных объектов для съемки. В поле зрения оператора попадают обыкновенные люди и предметы, бытовые сценки. Все это - один день в цветущем весеннем городе.
    Англичане предложили новое прочтение фильму, предложив в качестве саундтрека, помимо эйсид-джаза, трип-хоп и совсем немного индастриала. С музыкой "Cinematic" 68-минутная картина превращается в огромный эпический "клип". Новый саундтрек к старинной ленте быстро завоевывает чарты продаж на планете. Но не все слушатели смогли увидеть фильм в "живом" сопровождении. Таковую возможность получили намеджни московские зрители. Убеждена: этот концерт запомнится им надолго.

    На сцене перед экраном - места для музыкантов, подсвеченные деликатными синими и красными огнями. Фильм начинается в тишине - с прекрасных, чуть наивных титров. День глазами Вертова начинает кусочек старинной патефонной музыки - словно для того, чтобы был четче контраст между тем, что будет звучать сейчас. Революционный город Одесса просыпается под нежный лаунж...

    Следующие 60 минут остается только удивляться вниманию и чуткости, с которыми англичане подошли к архивному материалу. И если первые несколько кадров тишина удивляет (отсутствия движения в кадре не означает статичности ситуации, отчего же ее не "написали"?) - то в тот момент, когда на экране возникает оператор и "будит" сонный город, и голуби вспархивают с крыш, и окна открываются, и сладко потягивается на скамейке бродяга, - музыка начинает звучать, и с первых тактов занимает в картине положенное ей место: художника, резонера.

    Эта музыка, при всей ее внешней скупости, способна на многое: ударные инструменты и клавишни задают темп происходящему на экране, гитара легко "направляет" и "развивает" сюжет, саксофон изображает людскую реку, топот тысяч ног, трамвайные звонки, пароходный гудок. Скрэтчи - это и моргание глаз, и мелькание спиц колеса, и раскрывающиеся жалюзи. В тот момент, когда на экране развивается тема фабрики - в музыку вплетается абсолютно уместный индастрал.
    Композиции, вошедшие в саундтрек, отчасти известны слушателю по предыдущему альбому группы, - "Every Day". Так, в сцене с пляжем за кадром звучала вещь, в "оригинале" которой используется голос известного рэппера Roots Manuva. Но стара эта музыка или нова - а фильм-то еще старее. И тем не менее, они не просто дополняют друг друга - они сосуществуют в едином поле восприятия. Это хорошо чувствуется, когда начинаешь анализировать свои ощущения от фильма: привычное сопровождение немого кино - довольно "плоское", а в этой музыке - слишком много пространства и воздуха. Но именно к фильму Вертова она подходит прекрасно. Более того - вряд ли другой видеоряд подойдет ей больше.
    Доказательство тому группа предъявляет сама, по окончании фильма исполняя на бис композицию, которую сопровождает дурно смонтированный ролик: китайские неоновые вывески на фоне черного неба. Все очарование мгновенно пропадает - и уже не возвращается.

  • 27.09.2003, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

    Сайт: www.cinematicorchestra.com

    Группа THE CINEMATIC ORCHESTRA

    Дата образования:

    1 января 1999