RUSH  Изменчивые и непоколебимые

Время от времени в мире рока появляется группа, играющая музыку, которую невозможно скопировать. Такими были Led Zeppelin и Queen, такими становятся Radiohead. Такой группой на протяжении последних 30 лет остаются Rush. Сегодня разговор пойдет о "музыке без кленового сиропа".

"Plus сa change, Plus c'est la meme chose" - "Чем больше вещи меняются, тем больше они остаются прежними."
Время от времени в мире рока появляется группа, играющая музыку, которую невозможно скопировать. Она может повлиять на целое поколение, но волна подражателей не возникает, поскольку невозможна. Такими были Led Zeppelin и Queen, такими сейчас становятся Radiohead. Такой группой на протяжении последних 30 лет остаются Rush.

"Боже, храни Канаду". В стране кленового сиропа, в загадочном городе Торонто, что на берегах озера Онтарио, осенью 1968 года тоже слушали блюз. Юный басист Гедди Ли (Geddy Lee) и гитарист Алекс Лайфсон (Alex Lifeson), который на самом деле был сербом Александром Живойиновичем (Alexander Zivojinovich), тоже слушали много Cream, The Who и Led Zeppelin. Так что они нашли себе барабанщика по имени Джон Рутси (John Rutsey) - и занялись музыкой серьезно.
Стать местными знаменитостями оказалось несложно; но в те времена группа имела шансы на серьезный успех только к югу от границы, и поэтому первые два альбома вышли только в 1974 и 1975 годах - первый (Rush) на Moon Records, второй (Fly By Night) - на Mercury. Это был уже прорыв.

На первых трех альбомах, впрочем, группа еще только училась играть. После дебюта барабанщик Джон Рутси, страдавший диабетом, ушел, и его место занял Нейл Пирт (Neil Peart). На этом рассказ о переменах в составе группы заканчивается...
Пирт стал также писать тексты для группы. Rush играли тогда тяжелый блюз в стиле Зеппелинов - но малыш прибавлял с каждым новым альбомом. Группа определенно обладала собственной индивидуальностью. Не последнюю роль здесь сыграл голос Ли. У него оказался уникальный тембр - хотя к нему и нелегко привыкнуть. В 70е Ли пел высоким, пронзительным голосом, почти визгом. Но его голос звучал на удивление естественно - и отлично подходил к музыке. Тексты, которые для него писал Пирт, были глубокими, красивыми и продуманными на уровне, с которым мало кто мог сравниться до самого Fish'a. Композиции становились все сложнее и продуманнее. Здесь вам был не панк.

Первым альбомом, который сделал Rush звездами международного класса, стал 2112 (1976). Половину его занимала 20-минутная концептуальная композиция с закрученным научно-фантастическим сюжетом в духе Брэдбери и "новой волны". Это был настоящий прогрессив-рок - но при этом Rush звучали куда тяжелее любого из классиков жанра, хоть бы и Jethro Tull. Через 20 лет Dream Theater назовут отцами прогрессив-металла; к тому времени Rush уже наиграются с этой игрушкой и пойдут дальше. Тем не менее, Rush, хотя и проявляли в 70е склонность к эпическим произведениям, всегда помнили, что их задача - в первую очередь писать песни.

Rush продолжили прог-рок линию на A Farewell To Kings (1977) и Hemispheres (1978), записав не просто два своих лучших диска в 70е, но два альбома, ставших классикой прог-рока наравне с Aqualung теx же Jethro Tull, Lamb Lies Down on Broadway Genesis, и прочая, и прочая. Альбомы объединены еще одной эпической композицией, начинающейся на одном и заканчивающемся на другом диске. Но и кроме этих вещей на обоих альбомах хватает отличной музыки. Заглавная вещь на Farewell To Kings начинается восхитительным акустическим проигрышем; структуры песен нелинейны и изящны. У Rush есть уникальное звучание - тяжелое, но не совсем хэви-метал. Пирт продолжает писать тексты, вдохновляясь все больше фантастикой (хотя Xanadu вдохновлена поэмой Колдриджа, и, надо сказать, Пирт уступил классику совсем немного). Казалось, что золотой век Rush наступил, лавры собраны, можно на них почивать.

Радикальная перемена в музыке Rush впервые проявилась на альбоме 1980 года, Permanent Waves. Наступали времена новой волны, Sting еще играл в Police, поэтому Rush задвинули всю пеструю прог-атрибутику куда подальше. Новый материал стал больше ориентирован на написание именно песен. Они стали короче - но не потеряли в качестве. Наоборот: "золотая эра Rush" настала именно теперь. Гедди Ли не только начал наконец петь - приятным голосом, хоть и по-прежнему резковатым, - но и отложил свой бас и Лайфсона, взявшись за синтезаторы. В пятиминутную песню Rush теперь ухитрялись втиснуть разнообразные гитарные текстуры, сложные басовые линии, вычурные ритмы Пирта, признанного одним из лучших барабанщиков в рок-музыке, а помимо этого - многочисленные наслоения клавишных, секвенсоров и т.п. - и при этом сделать свои песни хитами. Не забудем: они так и остались трио.

Наибольшей известностью пользовался сингл с Moving Pictures (1981) - "Tom Sawyer". Но альбомы и дальше шли один лучше другого, достигнув кульминации на диске 1985 года Power Windows. Пожалуй, это был самый зведный час Rush - хотя еще в турне 1983 года они четыре дня подряд собирали полный Уэмбли. А Уэмбли стадион не из маленьких... И все же именно Power Windows - непревзойденный альбом Rush (ну, конечно, если Вы не арт-рок-пурист). Группа ухитряется менять восхитительные мелодии с непринужденностью, которая сродни скорее джазу и фьюжну, но при этом играть настоящий, очень красивый и жизнеутверждающий рок.

С альбомом 1989 года, Presto, Rush вступили в последнюю фазу своего творчества. Здесь группа вернулась к более гитарно ориентированной музыке. Алекс Лайфсон, который является не худшим гитаристом, чем Ли басистом (а он один из лучших в жанре), вновь становится в центр звука группы. Англичане (и канадцы) называют нынешний Rush "thinking man's hard-rock", т.е. что-то вроде "интеллигентный хард-рок" - и хотя в 90е группа не записала больших шедевров, они продолжали нарезать хорошую музыку ровными толстыми ломтями и регулярно поставлять ее голодным до нее ценителям (Presto - 1989, Roll The Bones - 1991, Counterparts - 1993, Test For Echo - 1996).

Только в 1996 году группа приостановила свою деятельность. С интервалом меньше чем в год погибли жена и дочь Пирта. Ему понадобилось шесть лет, чтобы оправиться от этого удара. За это время Гедди Ли записал сольный альбом, My Favorite Headache - и это единственный раз, когда кто-то из Rush гулял на сторону. В 2002 вышел Vapor Trails - новый альбом Rush, мощный, тяжелый (по стандартам группы) и мелодичный. Немного групп могут похвастаться тем, что три десятка лет подряд способны не менять состав, записывать хорошую музыку и развивать свой звук. Что же будет дальше?..

"Plus сa change, Plus c'est la meme chose". Чем больше Rush менялись, тем очевиднее становилось, что они остаются неизменными в главном: в качестве музыки.

19.09.2003, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

RUSH

Время от времени в мире рока появляется группа, играющая музыку, которую невозможно скопировать. Такими были Led Zeppelin и Queen, такими становятся Radiohead. Такой группой на протяжении последних 30 лет остаются Rush. Сегодня разговор пойдет о "музыке без кленового сиропа".

Подробности из жизни:

"Plus сa change, Plus c'est la meme chose" - "Чем
больше вещи меняются,
тем больше они остаются прежними."

Время от времени в мире рока появляется группа, играющая музыку, которую
невозможно скопировать. Она может повлиять на целое поколение, но волна
подражателей не возникает, поскольку невозможна. Такими были Led
Zeppelin и Queen, такими сейчас становятся Radiohead.
Такой группой на протяжении последних 30 лет остаются Rush.

"Боже, храни Канаду". В стране кленового сиропа, в загадочном городе Торонто,
что на берегах озера Онтарио, осенью 1968 года тоже слушали блюз. Юный басист
Гедди Ли (Geddy Lee) и гитарист Алекс Лайфсон (Alex Lifeson),
который на самом деле был сербом Александром Живойиновичем (Alexander
Zivojinovich), тоже слушали много Cream, The Who и Led
Zeppelin. Так что они нашли себе барабанщика по имени Джон Рутси (John
Rutsey) - и занялись музыкой серьезно.
Стать местными знаменитостями оказалось несложно; но в те времена группа имела
шансы на…

Далее... →