DEEP PURPLE  Bananas

Не скатываться в угрюмое однообразие, но и не терять собственного лица - задача не из легких. Тем более - для группы, история которой началась в 1969 году. Следует отметить: Deep Purple - из ряда...

Не скатываться в угрюмое однообразие, но и не терять собственного лица - задача не из легких. Тем более - для группы, история которой началась в 1969 году.
Следует отметить: Deep Purple - из ряда тех групп, которым только на пользу периодические смены состава. Тем, кто скорбит по так называемому "классическому", рекомендуется еще разочек переслушать "Who Do We Think We Are" (1973) или "The Battle Rages On" (1993) - впечатляющие примеры стояния в тупике. Сейчас в группе - трое из "классического" состава и один - из первого. Не самые худшие результаты для классиков рока. При этом третий год очередного десятилетия встречен во всеоружии. Новая работа группы - на несколько порядков мелодичнее и интереснее иных "классических" альбомов.
"Bananas" стал студийным дебютом для в составе Deep Purple для Дона Эйри, спешно заменившего Джона Лорда во время прошлогодних гастролей группы. У Дона, известного нашим меломанам главным образом по своему присутствию в одном из составов Rainbow - на удивление легкая рука и совершенно свежий взгляд на многие вещи. Мало известен тот факт, что в своих сольных работах Эйри частенько отклонялся в стороны арт-рока и даже нью-эйджа. И вот теперь его клавиши в сочетании с гитарой Стива Морзе, проведшего несколько лет в составе Kansas, творят чудеса, окрашивая баллады вроде "Haunted" или "Never A Word" практически в арт-роковые тона. Кстати, за аранжировку "Haunted" отвечает легендарный рок-виолончелист и композитор Пол Бакмастер, на счету которого - участие в создании "Space Oddity" Дэвида Боуи и "Sticky Fingers" Rolling Stones. Массивные многоступенчатые пассажи хаммонд-органа во многих песнях с нового альбома, плюс скоростные гармонические пробежки по гитарному грифу в открывающей программу "House Of Pain" - выше всяких похвал. В заглавной "Bananas" нашлось место и ностальгически-заливистой губной гармонике, и головоломным сменам не вполне "квадратных" ритмов. Следующая за ней "Doing It Tonight" вообще подобна зажигательной разнузданной пляске на каком-то тропическом острове. А ведь сами музыканты говорили, помнится, что название альбома родилось совершенно случайно. Вот так прикол тянет за собой неплохую концепцию.
Порой, старичков, спору нет, заносит куда-то не туда. Скажем, "механизированное" звучание клавиш в "Silver Tongue" - штучка, бесспорно, новая для Deep Purple. Хотя, кажется, нечто подобное уже можно было услышать в некоторых работах ZZ Top середины-конца 80-х. Общее впечатление от новой работы группы, это, однако, испортить не в состоянии. Хлёсткая, танцевальная "I Got Your Number", и легкая, невесомая инструментальная "кода" "Contact Lost" окончательно убеждают в том, что этот релиз Deep Purple - открытие во всех отношениях. И не в последнюю очередь - открытие для самих музыкантов. Приклееный к ним сразу после выхода "The Battle Rages On" и довольно долго державшийся на своем месте ярлык "самовлюбленные консерваторы" более не актуален.
Остается лишь один вопрос - совладает ли Ян Гиллан с новым материалом на грядущих концертах? Помнится, в турне 2002 года многие вокальные партии давались ему не без труда, и тогда казалось, что "быть может, это все - в последний раз". Будем надеяться - старик Ян знает, что делает.

17.09.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)