Paul MCCARTNEY  73 часа в России и час на экране

30 августа с успехом прошла закрытая премьера документального фильма "Пол МакКартни. 73 часа в России". Наш репортаж с этого события и краткий рассказ о фильме...

Пол МакКартни. 73 часа в России.
Документальный фильм
Производство Д. Завильгельского, М. Капитановского, А. Шипулина. - 2003.

30 августа 2003 года с успехом прошла закрытая премьера документального фильма "Пол МакКартни. 73 часа в России". Для пущей конспирации показ проводился в надежно укрытом от посторонних глаз во внутреннем дворе одного из офисных домов на Садовой клубе футбольных фанатов. Хорошее дело. Почти как в старой доброй Англии, где футбольные хулиганы и не менее отвязные рок-фанаты давно уже находят общий язык.

Несмотря на все ухищрения по обеспечению секретности предприятия, просмотровый зал был забит до отказа, и пришлось включать дополнительные телемониторы для тех, кому нашлось место лишь в баре. Публика довольно бурно реагировала на разворачивающиеся на экранах события, причем - не только в тех случаях, когда в кадр попадал кто-нибудь из московского фан-клуба The Beatles. Дело в том, что для документальной ленты фильм получился неожиданно веселым, неформально организованным, и очень изобретательно смонтированным.

Помимо массы официальных моментов (исполнение классических произведений Пола в стенах питерской консерватории и Меньшикова манежа, пресс-конференция на Красной площади и самого московского концерта), в фильм вошла масса того, из чего складывается сама жизнь, и что, как правило, в документальные ленты не попадает. А ведь майский визит Пола МакКартни в Петроград и Москву ненадолго воскресил на улицах этих двух городов безумие времен битломании. Камеры съемочной группы зафиксировали и многочиленные приколы питерских фанатов с великим и маниакальным Колей Васиным во главе, расписывающих салаты майонезным факсимиле автографа гастролера, и давка у гостиниц, и остроумно озвученные забавным ремиксом Максима Капитановского на "Yellow Submarine" сцены подготовки к московскому шоу, и скандальное телевизионное выступление реакционера Митрофанова ("Если он хочет выступать на кладбище..."), и предательски работавший во время генеральной репетиции видеоэкран, на котором во всех деталях можно было наблюдать импровизации сэра Пола на тему "You Never Give Me Your Money", и, наконец, сцену обрыва гитарного шнура в самом начале концерта.

Прибавьте к этому искрометный закадровый текст и местами дико смешной видеомонтаж в стиле знаменитых битловских кинокомедий. В эпизоде с пресс-конференцией, к примеру, после ответа на идиотский вопрос "Хотели бы Вы оказаться здесь рядом с Джоном Ленноном?" Пол на миг оборачивается в профиль - и именно в этот миг под удар грома с ясного неба надпись на фронтоне Мавзолея претерпевает мистическую, хотя и предсказуемую, трансформацию. А сцены брожения вокруг именитого визитера московских и питерских деятелей политики и культуры съемочная группа озвучила ехидными строчками из песни группы Дети: "Стоят у трапа члены КПСС, у Пол-МакКартни есть бумага на въезд..." Наконец для некоторых эпизодов фильме была использована точная копия того самого белого плюшевого мишки, которого МакКартни держит в качестве талисмана на басовом комбике во время своих выступлений.

К сожалению, как сообщил публике после показа руководитель съемочной группы Максим Капитановский, шансов на публикацию либо на демонстрацию фильма широкой аудитории в представленном варианте минимальны. Дело в том, что преимущественными правами на освещение жизни и творчества сэра Пола обладает корпорация BBC. Даже в случае удачного исхода переговоров о трансляции с телекомпанией ОРТ, фильм будет показан лишь после посвященной этим же событиям британской киноленты, и с обязательным удалением всех тех сцен, которые посчитали нужным включить в свой сюжет хроникеры ВВС. По различным оценкам перед официальным показом картина Капитановского может быть урезана то ли на четверть, то ли на треть.
В первую очередь, конечно, пострадает непосредственно съемка самого московского концерта. Следует учитывать, что операторы съемочной группы работали в экстремальных условиях, порой проникая даже в абсолютно запретные для видеофиксации зоны. Неудивительно, что для одной из всеми правдами и неправдами пронесенных на Красную площадь камер концерт закончился капитальным ремонтом. После чего оставшаяся в строю видеотехника работала под прикрытием офицера милиции, оказавшегося по счастью, старым пробитым поклонником рок-н-ролла, и выдавалась за оперативную съемку.

Кстати, в перспективных планах съемочной группы Капитановского - создание документального телесериала, посвященного становлению и развитию битломании в Советской России. Все, располагающие каким-либо исторически ценным с этой точки зрения материалом и желающие принять участие в проекте, могут связаться со съемочной группой через российский фан-клуб The Beatles (контакты на сайте www.beatles.ru).

По окончании официальной части мероприятия публику ждал просмотр полной записи пресс-конференции, фрагментов концерта, записанных фанатами с видеоэкранов на любительские цифровые видеокамеры, а также нескольких посвященных майскому событию региональных телерепортажей.

...Смеркалось. Немногих, решивших прогуляться после премьеры по вечерней Москве и вспомнить те по-детски радостные весенние деньки, застиг где-то в районе Нового Арбата ужасающий по своей силе ливень. Промокших до нитки и загнанных дождем в знаменитый подземный переход между Старым и Новым Арбатами гуляк ждало некоторое утешение - какая-то окопавшаяся там любительская рок-группа вовсю нарезала "Come Together". Жизнь продолжалась...

01.09.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)