Альбом:
Супербалет
Записан:
1988
Издан:
1988, Missia: Anticyklon (MURUMIS04)

... Миссия родилась в Магадане в 1986 году. В то время столица Колымы переживала настоящий рок-бум - в каждом микрорайоне было по несколько групп, которые думали, что умеют играть. В рок-клубе собрались преимущественно коренные жители - дети и внуки тех, кто прибыл на Колыму за деньгами, романтикой или по этапу. Такой своеобразный всплеск духовной активности посреди девятимесячной зимы у моря, покрытого льдом.

Законодателями местной музыкальной моды были Доктор Тик и Восточный синдром . Первые, тридцатилетние дети-цветы , большую часть времени проводили в теплице своей коммуны, где играли мелодичные блюзы любви для помидоров и братьев по духу. Вторые осваивали новые энергии Japan, Тalking Heads и Фриппа. Обе команды расширили спектр восприятия рок-музыки - впрочем, весьма своеобразно. Как заявляли идеологи из Доктора Тика , року клавиши нэ трэба . И молодые рок-клубовские музыканты восприняли этот тезис как руководство к действию. Не сговариваясь, они начали использовать граничащие с трюками инструментальные приемы, после которых гитары стонали или начинали заикаться. Так формировался магаданский гитарный саунд, который не мог не оказать влияния на Миссию: Антициклон .

...Ведомая басистом Геной Вяткиным и барабанщиком Олегом Волковым группа сразу же стала играть тяжелую музыку, напоминавшую скорее некую неопознанную разновидность гранжа, чем металл. Их первая программа называлась Опасная зона - тексты социальные, энергия била через край и публика на концертах заводилась с полуоборота.

Осенью 87-го года миссионеры заменили игравшего в манере Блэкмора Игоря Матвеева на более современно мыслящего гитариста Колю Брославского. Затем в группе появился второй гитарист, Костя Иванов. На первый взгляд, он был странным приобретением, потому что, даже по собственному признанию, почти не умел играть. Но что-то Вяткин и Иванов разглядели друг в друге. Костя был самым молодым в группе, но учился потрясающе быстро. С его приходом группа кардинально изменила манеру игры - в частности, пружинистый бас Вяткина был выдвинут вперед в качестве основного инструмента. Это был смелый ход. Я не играю по общепринятым правилам, - считает Вяткин. - Я играю так, как это надо мне. Я сам себе стиль .

На репетиции Вяткин приносил тексты и наброски мелодий, которые затем обрастали аранжировками. Большое влияние на конечную редактуру композиций оказывал Волков, который не только стал лучшим барабанщиком Магадана (позднее - сотрудничество с Восточным синдромом , Доктором Тиком , Конец, Света! ), но и тонко чувствовал гитару. Именно Волков создал окончательную аранжировку главного хита Если это революция , разбирая с гитаристами эту композицию чуть ли не понотно.

Следующим шагом на пути к звуковому прогрессу стал отказ музыкантов Миссии от применения фузз-педалей. Первой композицией, на которой был осуществлен переход к почти чистому, но очень плотному гитарному звуку, стала Вот и вся любовь , оказавшаяся впоследствии заглавной на альбоме С миссией в Москве . Весной 88-го года дружественный Восточный синдром со своей Студией-13 стал лауреатом всесоюзного конкурса магнитоальбомов, что подхлестнуло Миссию к созданию альбома Супербалет . Эта работа оказалась новой ступенью в развитии группы. До этого в активе Миссии числился альбом Вкус магнитного хлеба , записанный в Анадыре со звукооператором Павлом Подлипенко. Получился справочник для фанов , которые наконец-то смогли понять, о чем поют их кумиры. В Супербалете (на обложке которого толстая балерина-ракета улетала в открытый космос) были слышны не только слова. Со всего города музыканты свезли лучшую аппаратуру, а для игры на саксофоне из Синдрома был приглашен Володя Бовыкин.

Однако по ряду причин эта запись миссионеров не удовлетворила. После небольшого перерыва работу решили возобновить. Вторая и третья (!) версии Супербалета только усилили разногласия в группе. В конце концов музыканты запутались в обилии версий и аранжировок. Цельности, которая присутствовала в первом Супербалете , в поздних вариантах уже не ощущалось. Зато в рок-клубе появился анекдот: Вопрос: Ты не знаешь, куда пропала Миссия? Ответ: Знаю. Пишет восемнадцатую версию Супербалета .

Тем не менее эти сессии пошли группе на пользу. Позабыв свое хард-роковое прошлое, Миссия: Антициклон начала исполнять музыку, которая не имеет названия и поныне. Форма рок-н-ролла никак не была связана с нашими композициями , - справедливо замечает Костя Иванов. Действительно: какая-то идеально гармоничная смесь жесткого гитарного нью-вэйва, гранжа, джаза, хоквиндовской психоделики и почти тирексовского мелодизма. Прибавьте к этому наполненные сюрреалистическими образами интуитивные тексты Вяткина, сочетающие в себе элементы аллегории и неутешительные прогнозы на будущее. В Союзе еще не было президента, но в Революции художник уже рисовал его портрет, а по ночам расклеивал листовки. Россия еще не вела никаких войн, но цветочки в строю, ягодки в гробах как бы готовили слушателей к грядущим катастрофам. Мы часто двигались впереди жизни , - вспоминают музыканты.

Поиск новых выразительных средств вывел группу за границы устоявшихся стилей. Осенью 88-го года Миссия получает Гран-при II Дальневосточного рок-фестиваля в Хабаровске, где играли почти три десятка команд. Потом следуют выступления в роли хэдлайнеров на фестивалях в Красноярске, Новосибирске, Барнауле, громкий региональный резонанс и восторженная статья в журнале Смена .

Все эти награды и призы прессы рождались не на пустом месте. Группа подкупала зрителей не только шаманской энергетикой и фантастическим умением выкладываться на концертах. Используя грим и элементы театрализации, Миссия одной из первых начала активно пропагандировать глэм-рок. Критики называли их китайскими фарфоровыми куклами . Вяткин выходил на сцену в косичках и сильно разукрашенный, исполняя роль то ли главной героини из сказки Пеппи Длинныйчулок , то ли Универсального Принца. Одетый в парчовый халат и шаровары Волков был Шутом, Брославский - Палачом, Иванов - Стражником (роли могли произвольно меняться). Соответствующим образом строились и реплики между музыкантами, и общение с залом. На одном из фестивалей Миссию заметила съемочная группа Чертова колеса , предложившая музыкантам записать несколько видеоклипов. В паузе между фестивалями группе удалось в течение трех суток поработать в Останкинском телецентре. В студии группу опекал звукорежиссер Всеволод Движков ( Николай Коперник , Снегири и др.), который, будучи гораздо старше миссионеров , сумел по-настоящему заразиться их музыкой. В условиях аврала он с юношеской непосредственностью помогал миссионерам шалить со звуком - к примеру, в песнях Будет время и Эпитафия вокал записывался как на нормальной, так и на убыстренной скорости, а затем микшировался. Тот же прием был применен для некоторых гитарных соло.

В результате четкого взаимодействия музыкантов и звукорежиссера вместо предполагавшихся нескольких звуковых дорожек к видеоклипам группе удалось записать 30-минутный альбом. Первые три песни были из Супербалета (естественно, в модернизированных аранжировках), остальные пять - совсем новые. Хотя местами им не хватало концертного драйва, они получились энергичными и полными мелодизма.

Из-за нехватки времени опробовать все достоинства 24-канального магнитофона так и не удалось. Только в нескольких местах Иванов и Брославский наложили дополнительные гитарные штрихи - включая пиццикато в Дурацком танце и балалаечные тембры в Революции . Вяткин, у которого внезапно лопнула струна, все свои партии вынужден был играть на трех струнах. Кастрированный инструмент звучал довольно скверно, поэтому его пустили через хорус и развели по каналам. Размазанный бас стал почти солирующим инструментом, а вязь двух гитар создала особый, модный звук.

Действительно, весь альбом отличался современным, даже по нынешним меркам, саундом. Непросто поверить, но в те времена группа из запредельного Магадана имела самое необычное, самое хрустальное звучание в отечественном роке. С точки зрения культуры звукоизвлечения Миссия достигла уровня европейской клубной команды. Предположим, мы играем новую му...зы...ку , - шепчет Вяткин в финале композиции Что дальше?

...Стремление к совершенству по-прежнему оставалось главным стимулом в их творчестве. В своих композициях они научились не только останавливать время и расширять горизонты, но и играть так, словно вся предшествовавшая музыка была лишь холодным арифметическим действием. По словам Вяткина, они начали ощущать какую-то божественность своей миссии .

После московской сессии эксперименты со звуком продолжились, воплотившись, в частности, в отличный и резкий боевик Целуй меня в задницу . Он стал украшением записанного спустя полтора года в Москве альбома Kainogono , вскоре вышедшего на виниловой пластинке. Но к этому времени внутри группы начали возникать серьезные трещины.

Причинами конфликтов стали не столько особенности характеров или музыкальных вкусов, сколько мировоззренческие различия. Волков начал продюсировать молодую группу Федорино горе и все чаще пропадал в строящемся на окраине Магадана православном монастыре. Теперь на репетициях частенько возникали ситуации, когда Олег заявлял, что петь или играть какую-нибудь фразу ему мешают религиозные убеждения.

Состояние неудовлетворенности от того, что мы стараемся делать что-то лучше, а у нас получается хуже, начинало просто убивать , - вспоминает Вяткин. Вдобавок ко всему Коля Брославский серьезно увлекся религией и перебрался в кришнаитский ашрам. Однажды он ушел из группы насовсем. По слухам, бывший гитарист Миссии посетил Индию и вернулся оттуда уже в сане вторичнорожденного , потеряв свое прежнее имя.

Чувствуя отсутствие всякого движения, Вяткин уезжает в Барнаул, где некоторое время работает ди-джеем. В конце 90-х Вяткин и Иванов перебираются в Москву и записывают новый альбом Складно и ладно .

05.09.2002, Александр КУШНИР (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "Супербалет":

1. Миссиоссипи
2. Город
3. Вена на двоих
4. Пикассо был прав
5. Горячий компот
6. В этом пальто
7. Цветочки-ягодки
8. Вот и вся любовь
9. Супербалет
10. Черная радость

В записи принимали участие

  1. Геннадий ВЯТКИН – Гитара
  2. Константин ИВАНОВ – Гитара
  3. Николай БРОСЛАВСКИЙ – Гитара
  4. Олег ВОЛКОВ – Ударные
  5. Владимир БАВЫКИН – Бас-саксофон
  6. Константин ГАРАЕВ – Флейта, Перкуссия

МИССИЯ: АНТИЦИКЛОН

Mission:Anticyclon band was found in January 1987 in Russian Far Eastern city of Magadan. Their first appearance at Magadan Rock Festival made them Main Prize and Audience's Sympathy Prize winners....

Дата образования:

1 января 1987

Подробности из жизни:

Mission:Anticyclon band was found in January 1987 in Russian Far Eastern city of Magadan. Their first appearance at Magadan Rock Festival made them Main Prize and Audience's Sympathy Prize winners. At the same time their first demo, Dangerous Zone, was recorded. Toured actively, participated in local festivals, the band soon become one of the leaders of Far Eastern rock scene. By the end of 1987, their lineup was finally formed: Gennady Vyatkin (vocals, bass), Konstantin Ivanov (guitar), Nikolay Broslavsky (guitar), and Oleg Volkov (drums).Mission:Anticyclon is mastering their art of performance on their frequent tours. Queer dresses, makeups, special showman -- all that was rarely found on Russian music scene in those years. Their shows were mixture of black humor with farcical buffoonery, straightforward parody and deep dramatism. Overall impression, along with powerful musical energetics, was unforgettable, and sensual vocals by Genna Vyatkin left many girls' hearts broken to…

Далее... →