Альбом:
New Standard
Записан:
1995
Издан:
1996, The Verve Music Group (Verve529584)
1996, Polygram (Polygram529584CS)
1996, Polygram (Polygram529584)
2005, The Verve Music Group (Verve 2600710)

Давайте представим, что нам ничего неизвестно о том, как прогремела эта работа после выхода, и попробуем разработать технологию создания великим музыкантом великого альбома. Во-первых, разумеется, он должен набрать в команду как минимум таких же великих аккомпаниаторов. Во-вторых, работать с музыкальным материалом высочайшего уровня. В-третьих, делать все это в рамках великой идеи.
Если бы великий музыкант Херби Хэнкок (Herbie Hancock), работая над великим альбомом "The New Standard", упустил любую из трех составляющих - наверное, такого ошеломляющего успеха не было бы. Но он все сделал правильно. Аккомпаниаторов можно называть аккомпаниаторами лишь условно. Компания, которая работает над диском - едва ли не самый звездный состав, за всю его историю джаза. Майкл Бреккер (Michael Brecker), Джон Скофилд (John Scofield), Дэйв Холланд (Dave Holland), Джек ДеДжонет (Jack DeJohnette) и Дон Алиас (Don Alias) - любой эстет потеряется, попытавшись предложить сколько-то аргументированно хоть одну замену.
Что же касается музыкального материала и новых идей, то тут Херби сделал очевидный, казалось бы, ход. Ход, который уже напрашивался буквально десятилетиями, но которого так никто и не делал. Да, легендарная Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) охотно включала в свой репертуар песни The Beatles и Cream; да, не менее легендарный Гил Эванс (Gil Evans) записывал целые программы с аранжировкой музыки Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) для джазового биг-бэнда. Но никто так и не взял на себя смелости довести идею до логического конца - сформировать полноценный долгоиграющий альбом из самых разнообразных хитов далекой от джаза музыки, не утруждая себя ни страховкой в виде очередной версии "Summertime", ни концепцией своеобразного трибьюта в честь одного-единственного автора.
Хэнкок не только не побоялся смешать в своей работе несовместимые, казалось бы, вещи, но и пошел дальше: название "Новый стандарт" иначе как претенциозным не назовешь. Но победителей не судят. Да и не за что. Если поставить любому пуристу от джаза версию, скажем, "Mercy Street", то вряд ли его удастся убедить в том, что это не новое авторское произведение самого Хэнкока, а старый хит человека из "вражеского лагеря" - Питера Гэбриэла (Peter Gabriel). Композициями такого плана Хэнкок словно доказывает, что из чужого материала можно делать джаз, в котором не слышно ничего, кроме современного джаза. Разумеется, другими композициями он дает и другие срезы восприятия своей идеи. "Thieves In The Temple" Принса (Prince) не так уж далека от фанковой ритмики оригинала (хотя, наверное, в контексте фанка было бы правильнее сравнивать ее с работами самого Хэнкока времен начала восьмидесятых). "Norwegian Wood" Леннона и Маккартни (John Lennon / Paul McCartney), полюбившаяся джазовым музыкантам уже давно - самопроизвольно стремящаяся уйти за рамки джаза баллада, процесс удерживания которой солистами в стилистике совершенно самоценен. Ну и, конечно же, "All Apologies" - совершенно беспрецедентное свидетельство широты взглядов Хэнкока на музыку. Наверняка многие его поклонники до появления этого альбома не знали даже имени Курта Кобейна (Kurt Cobain), а о группе Nirvana слышали лишь, что это грех. Справедливости ради надо сказать, что как раз переложение классики гранджа стало, наверное, единственным вызывающим сомнения ходом на всем альбоме (отчасти и из-за специфического звучания инструмента, за который здесь взялся гитарист Джон Скофилд - электрического ситара); однако множество обращений джазовых музыкантов к музыке Кобейна в последующие годы говорит само за себя.
Словом, великий музыкант в очередной раз нашел правильный рецепт и создал один из лучших своих альбомов. Поклонников Кобейна к джазу он, разумеется, не привлечет. Но и не должен. А вот принципиально новые возможности перед испытывающей дефицит идей импровизационной музыкой середины девяностых этот альбом открыл вне всякого сомнения, а его создателю, среди прочего, принес Грэмми'за единственную композицию собственного сочинения - "Manhattan". И неизвестно, имел ли в виду Хэнкок такой результат, называя свой альбом "новым стандартом", а не "новыми стандартами", но ни одна из включенных в него композиций в число джазовых стандартов, разумеется, не вошла. А вот то, что стандартом стал сам альбом - бесспорно.

18.08.2006, Юрий ЛЬНОГРАДСКИЙ (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "New Standard":

1. New York Minute
2. Mercy Street
3. Norwegian Wood (This Bird Has Flown)
4. When Can I See You
5. You've Got It Bad Girl
6. Love Is Stronger Than Pride
7. Scarborough Fair
8. Thieves in the Temple
9. All Apologies
10. Manhattan (Island of Lights and Love)
11. Your Gold Teeth II

В записи принимали участие

  1. John SCOFIELD – Акустическая гитара, Электрогитара, Ситар
  2. Scott HULL – Сведение звука
  3. Michael BRECKER – Саксофон-сопрано, Теноp-сaксофон
  4. Richard CLARKE – Assistant engineer
  5. Herbie HANCOCK – Фортепиано, Producer, Аранжировка
  6. Oscar BRASHEAR – Труба, Флюгельгоpн
  7. Maurice SPEARS – Бас-тромбон
  8. Jack DEJOHNETTE – Перкуссия, Ударные
  9. Lili HAYDN – Скрипка
  10. John PACE – Engineer
  11. Bob BELDEN – Аранжировка
  12. James MINCHIN – Photography
  13. Gary HERBIG – Clarinet (bass), Флейта
  14. Suzette MORIARTY – French horn
  15. Joel MOSS – Engineer
  16. Darrell SMITH – Mixing assistant, Associate producer
  17. Margaret WOOTEN – Скрипка
  18. Cameron STONE – Cello
  19. Jimmy KATZ – Photography
  20. Camille TOMINARO – Production coordination
  21. Patricia LIE – Art direction
  22. John SCHUENEMEN – Assistant engineer
  23. Gene CIPRIANO – Oboe, Horn (english)
  24. Dave HOLLAND – Double bass, Акустический бас
  25. Guy ECKSTINE – Producer
  26. Sam RINEY – Флейта, Flute (alto)
  27. Les LOVITT – Флюгельгоpн, Труба

Herbie HANCOCK

Дата рождения:

12 апреля 1940