Альбом:
Apocalypse, Girl
Записан:
09.06.2015-06-09

Йенни Хвал умеет провоцировать. На протяжении карьеры в качестве музыканта, публициста, писателя и критика эта хрупкая норвежка не раз демонстрировала исключительное умение привлекать внимание к своей персоне. Предыдущий альбом певицы "Innocence is Kinky", благодаря которому о Йенни узнала западная аудитория, начинался со слов "Этой ночью я смотрю на людей, занимающихся сексом в моем компьютере". В первом треке новой пластинки под названием "Kingsize" Йенни успешно пытается захватить внимание слушателя фразой "Что такое мягкопенисный рок?", не говоря уже о удачном комбинировании тем капитализма, материнства, участи женщины в современном мире и исследования сексуальности отдельного человека, которым на альбоме уделено много внимания. Да, во время первого прослушивания не рассмеяться над вопросом о мягкопенисном роке, как минимум, трудно. Но последующие композиции "Apocalypse, Girl" стоит воспринимать более серьезно.

Сказать по правде, пятый альбом Йенни Хвал больше походит на мини-роман никем не понятой девушки с музыкальным сопровождением и тематическим разнообразием: он, помимо вышеназванных тем, о феминизме, консьюмеризме, религии, изучении физических свойств тела вне контекста популярных мнений, неуверенности в себе и прочем. Лирика на альбоме в меру прямолинейна, в меру чувственна и автобиографична - Йенни изучает себя в физическом и духовном плане, размышляет об истинах жизни, о своем мироощущении. К примеру, в песне "Take Care Of Yourself" она спрашивает, что, собственно, можно считать заботой о себе. За синглом "That Battle Is Over" скрывается ответ, что современное общество не располагает к защите личности от мира, в котором женщину могут обвинить в невыполнении своих биологических обязанностей и в котором медийные личности могут с легкостью декларировать конец, например, социализма и феминизма, хотя в реальности этим явлениям конец в принципе прийти не может. На "Heaven" Йенни вспоминает свое детство, признается, что не может найти себя в служении Богу, что ей не понятны многие паттерны поведения, присущие человеку и признанные нормальными в обществе. "Sabbath" - и вновь воспоминания из детства, теперь уже сон девушки, которая размышляет о физическом начале людей - как и мужском, так и женском - но стесняется признаться себе в своих сексуальных мыслях и отгоняет их от себя. Сама Йенни уточняет, что при написании песни вдохновлялась лирикой Кейт Буш (Kate Bush), а именно композицией "Get Out Of My House", в которой лирическая героиня Кейт превращается в различные звуки и животных, дабы отпугнуть от себя всех окружающих. Немаловажен тот факт, что Йенни написала магистерскую диссертацию именно по творчеству Кейт Буш, так что сомневаться в её познаниях на эту тему не приходится. Две заключительные песни альбома - "Angels & Anaemia" и "Holy Land" - представляют собой краткие монологи на темы неуверенности в себе и желании отдельного человека переродиться.

"Apocalypse, Girl" требует куда более детального разбора песен в плане их лирики, потому что те изобилуют метафорами, лирическими отступлениями, идеями, которые за два-три внимательных прослушивания проблематично заметить, осмыслить и оценить. Это самая глубокая, самая смелая, самая запоминающаяся работа Йенни как сонграйтера за всю ее карьеру.

Но не все так хорошо с музыкальной стороны. Предыдущий альбом певицы, "Innocence Is Kinky", не без помощи Джона Пэриша (John Parish), известного по сотрудничеству с Пи Джей Харви (PJ Harvey), предлагал гораздо больше интересной музыки, а не только рассказов под едва заметный аккомпанемент; то была пластинка гораздо более живая, хоть Йенни и не предложила слушателю столь сильных текстов, как на "Apocalypse, Girl". Размеренные гитарные рифы, более резвые и хлесткие ударные вкупе с грамотным использованием клавишных и густым голосом Йенни образовывали почти что эталонный альбом для европейской поп-рок сцены, а исполнительнице даже оставалось широкое поле для экспериментов с различными элементами нойза и авангардной музыки. Но на "Apocalypse, Girl" эксперимент зашел слишком далеко. Складывается ощущение, что, несмотря на огромный творческий потенциал, Йенни либо обращает недостаточно внимания на музыкальное сопровождение альбома, либо она совсем не умеет завлечь слушателя и придать материалу презентабельный вид. Песня "Take Care Of Yourself" будто бы обрывается на полуслове, оставляя слушателя в недоумении. В ней, как и в большинстве других композиций, нет ни определенной структуры, ни вокального, ни ощутимого инструментального развития. "White Underground" походит на несмелое и неудачное подражание Джулианне Бэрвик (Julianna Barwick), основанное на многочисленных лупах и многослойной обработке голоса. Песню Heaven можно считать скорее положительным примером, на ней Йенни удачно комбинирует белый шум, струнные, заглушенный танцевальный бит и, наконец, вспоминает о колоссальных возможностях своих голосовых связок. Не хватает, разве что, смелости - инструменты здесь будто отодвинуты на второй план, пышная и стройная композиция пострадала как раз из-за лирических и вокальных амбиций Йенни.

С первым синглом альбома, "That Battle Is Over", ситуация иная. Низкокачественная запись органа, трогательные ударные и хлесткий тамбурин образуют удачную мелодию, остальное - дело ангельского голоса Йенни и серьезной темы для обсуждения в песне. Так же дела обстоят с треком "Sabbath", однако к уже знакомой схеме добавляется притягательный припев в духе французской поп-музыки 80-х с женским вокалом, а орган сменяется воздушными синтезаторами. Holy Land, заключительная композиция альбома, и вовсе напоминает об инструментальных экспериментах Брайана Ино (Brian Eno) на второй пластинке из берлинской трилогии Дэвида Боуи (David Bowie) - "Heroes". Это десятиминутное эмбиентное исследование космических просторов. Как ни странно, Holy Land является замедленной версией предшествующей композиции, "Angels And Anaemia", которая могла бы вписаться в атмосферу самых романтичных работ Бьорк. Или уж хотя бы их бюджетных версий.

"Apocalypse, Girl" будет сложно воспринять рядовому слушателю. Это удачный набросок романа о несправедливостях жизни с не самым привлекательным музыкальным аккомпанементом, что, однако, не мешает альбому быть как минимум занимательным. Это самая неоднозначная работа в дискографии норвежской исполнительницы, и посоветовать такой альбом можно только любителям экспериментального подхода к созданию музыки. Остальные не только не поймут, но и засмеются от вопроса про мягкопенисный рок. Забавно, но сама Йенни Хвал в недавнем интервью Пичфорку призналась, что не задумывалась над значением этой фразы.

14.07.2015, Владислав ПАНФЕРОВ (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "Apocalypse, Girl":

Jenny HVAL

Дата рождения:

11 июля 1980