Сборник:
The Singles Collection 2001 - 2011
Записан:
2011
Издан:
2011

В 2001, когда пять нот, закольцованные в "Clint Eastwood", звучали в эфире, наверное, круглосуточно (стоило только поймать нужную частоту), казалось, что появление Gorillaz перевернет вверх тормашками всю поп-культуру. Годик-два - и группы, в которых живых участников заменяют анимационные персонажи, заполонят каналы как саранча из библейских притч небо. Ничего подобного, конечно, не произошло.

Виртуализация поп-индустрии пошла по другому пути. Локальные клоны Gorillaz - вспомним Глюк'ozу полопались как мыльные пузыри, не подойдя и на пушечный выстрел к успехам прародителя. Каналы заполнила продукция, сходящая с конвейера "фабрик звезд", а насмешку над шоу-бизнесом, которую олицетворяли Gorillaz (мол, вместо того, чтобы искать симпатичную мордашку для очередного бойзбенда, ее можно нарисовать - получится даже лучше), считали немногие. Кукловод "горилл", неугомонный Деймон Олбарн (Damon Albarn) запустил еще с полдюжины проектов, в том числе со вторым отцом мультяшного коллектива, художником Джейми Хьюлеттом (Jamie Hewlett). Идея виртуальной группы поизносилась, а пространство для маневра оказалось не таким уж и большим. "Сыграй во флэш-игру", "придумай нового участника" - последние пиар-ходы Gorillaz выглядят игрой в песочнице, если вспомнить, что речь идет о команде, дающей грандиозные мультимедийные концерты. Ретроспективный сборник "The Singles Collection 2001–2011" тоже в некотором роде белый флаг капитуляции: уж если группа, реальная или виртуальная, обращается к лучшим хитам, значит будущее ее находится под вопросом.

Вместе с тем, становится ясно, что история Gorillaz - не о подрыве устоев, а о том, как талантливые люди планеты Земля могут сообща делать умную поп-музыку с неизменной фигой в кармане. О том, что песня совсем не должна быть привязана к "певцу ртом" - многие ли сейчас вспомнят, как выглядит рэпер Del the Funky Homosapien, читающий в "Иствуде"? О том, что протест против пластмассового мира, фаст-фуда и загрязнения окружающей среды совсем не обязан звучать как агитка Rage Against the Machine (см. "Superfast Jellyfish"). О том, что вообще не стоит быть очень серьезным - потому что глупости делаются именно с таким выражением лица.

Формат "коллекция синглов" не дает возможности как-то особенно мудрить с треклистом, но в случае Gorillaz это и не требуется. При желании можно посетовать на отсутствие какой-нибудь любимой вещицы (лично мне будет не хватать "All Alone"). Но это действительно группа имени своих хитов, цепких и прилипчивых как сумасшедший смех De La Soul в "Feel Good, Inc.". И то, что сборник игнорирует факт существования альбома "The Fall", кажется ничем иным как восстановлением исторической справедливости: в дискографию Gorillaz этот iPad-сольник Олбарна попал лишь по недоразумению.


01.12.2011, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "The Singles Collection 2001 - 2011":

1. Tomorrow Comes Today
2. Clint Eastwood
3. 19-2000
4. Rock The House
5. Feel Good Inc.
6. Dare
7. Dirty Harry
8. Kids With Guns
9. El Manana
10. Stylo
11. Superfast Jellyfish
12. On Melancholy Hill
13. Doncamatic
14. Clint Eastwood [Ed Case & Sweetie Irie Refix]
15. 19-2000 [Soulchild Remix]