Альбом:
Norevan
Записан:
2007
Издан:
2007, Ararat Pro (UL070751)

Все, что связано с приставкой "этно", сейчас в Армении весьма в почете. Живопись, архитектура, и, конечно, музыка. С легкой руки Арто Тунчбояджана это увлечение стало повальным. Сегодня только в Ереване 60-70 процентов групп работают с фолком в той или иной манере и формате. А года 3 тому назад несколько участников группы "Armenian Navy Band" сидели после репетиции и думали "А чего бы еще этакого сделать?". Зашел лидер группы маэстро Тунчбояджян : "Чего пригорюнились?" "Да вот, думаем, чем бы еще заняться". "А вы еще одну группу создайте - не вечно же вам играть под моим руководством". Так сейчас вспоминают об этом клавишник Ваагн Айрапетян, трубач Тигран Сучян и саксофонист Давид Налчаджян. Так в 2005 году на армянской сцене появился коллектив Катунер ("кошки" по-армянски), в который, наравне с основателями, вошли басист и виолончелист Артем Манукян и барабанщик Тигран Саноян.
Стиль, который представлял квинтет, на первых порах можно было отнести к популярному в 80-90-х M-BASE, изобретение которого - заслуга саксофонистов Стива Коулмена и Грега Осби. Это длинные, сложные по построению, многочастные и составные по ритмике композиции, где больше внимания уделяется композиционности, чем индивидуальной технике и импровизации. Громко, напористо, сложно, часто замысловато. Музыка, постоянно заставляющая находиться в напряжении, следить за ходом и развитием мысли композитора и исполнителей. Тем не менее, пространные, сложные и местами какие-то яростные соло инструменталистов будоражили кровь и заставляли работать мозги. Может быть, это не всегда удобоваримо, но очень интересно и увлекательно. Музыкальный паззл, состоящий из многих, иногда даже не совсем гладко совмещающихся друг с другом музыкальных фраз, вдруг, по мановению волшебной палочки, управляемой умелой рукой, складывается в одну цельную музыкальную картину.
В таком формате "Коты" дали множество концертов, а одно их выступление, под открытым летним небом в одном из парков столицы Армении было записано центральным телеканалом и на длительное время стало популярно среди любителей серьезной музыки.
Но вот, после года экспериментов, поисков и находок, в коллективе произошли серьезные изменения. Поменялся барабанщик. Новый, Арман Джалалян, сделал ритмическую основу более четкой и осмысленной. Еще один духовик, опытный тромбонист Ашот Арутюнян, прибавил звучанию группы солидности и мощи. Ну, а с приходом и седьмого участника - виртуознейшего исполнителя на восточной перкуссии и на армянских фольклорных духовых,- добавило звучанию получившегося септета этники, а следовательно и экзотики, и даже некой пряности, в хорошем смысле слова. Новый состав "Катунер" выступал на международном джазовом фестивале в Тбилиси, играл в московском ДОМе и, наконец, записал свой дебютный альбом, который номинировался на Armenian Music Awards-2007.
Семь композиций, при помощи которых участники ансамбля пытаются передать дух современного Еревана (недаром альбом нызвается "Нореван" - т.е., новый Ереван ("нор" по армянски "новый"), ритм жизни города, стиль его жизни. Если попытаться охарактеризовать сегодняшний саунд коллектива, лучше всего взять мощь и внутреннюю энергетику Blood, Sweat & Tears, Chicago, Mob, добавить армянскую фольклорную сущность и получить искомый звук. И обязательно надо отметить, что обе эти составляющие представлены на альбоме приблизительно одинаково. Весь альбом - удивительно ровный по духу и создаваемой атмосфере. Слушатель словно наблюдает внутреннее соревнование мощной духовой группы и солирующих фольклорных духовых - дудука и зурны. Время от времени, в самый неожиданный момент, в соревнование включается и клавишник Ваагн Айрапетян. Он то мягко стелет свой воркующий, какой-то крадущийся, вкрадчивый звук под солирующих партнеров, то вырывается на передний план музыкальной эквилибристикой в духе незабвенного Джо Завинула. А все это надежно держится на плечах очень глубокого (в стиле "мясо") баса и гулких барабанов yamaha artist Армана Джалаляна. Количество медленных и энергичных тем одинаково - After Phone Call, New Ballad, Oror, Zela'. Первые - классические баллады с солирующими флюгельгорном, дудуком и мягкими клавишными, а остальные три - штормовые и какие-то безбашенные номера. Как составляющие одного единого целого, здесь намешаны и фолк, и боп, и джаз-рок, и традиционный джаз, и фри джаз, причем в равных пропорциях. Кстати, все композиции написаны разными участниками септета, и это очень чувствуется - они в какой-то степени выражают такие разные характеры создавших их музыкантов. Но разные внешне, они почти все одинаковы по духу - добрые и мягкие.
О двух номерах хочу сказать особо. Первая тема - "После телефонного звонка" - некий симбиоз старой песни, которая господствовала на армянской эстраде в 60-70-хх годах и классической джазовой баллады, тоже очень доброй и нежной. Теплая, красивая армянская базовая мелодия и ее абсолютно западное развитие, прекрасно ужились в одной оболочке, созданной автором. Вторая - умиротворяющая акустическая колыбельная Норайра Карташяна, посвященная его дочери, где тему попеременно ведут дудук и виолончель под аккомпанемент фортепиано.
Весь дизайн альбома создан лучшим армянским художником-мультипликатором Артуром Саакянцем. В оформлении - полная гармония музыке: самобытно, оригинально, модерново, но в то же время очень красочно и по доброму.

13.03.2008, Армен МАНУКЯН (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "Norevan":

1. Welcome Back - December 23
2. New Ballade
3. Zela
4. Norevan
5. Oror
6. Nanan
7. After The Phone Call

В записи принимали участие

  1. Vahagn HAYRAPETYAN – Фортепиано, Вокал, Клавишные
  2. Tigran SUCHYAN – Труба, Вокал, Флюгельгоpн
  3. Artyom MANUKYAN – Виолончель, Бас-гитара
  4. Nogayr KARTASHYAN – Зурна, Вокал
  5. Давид СААКЯНЦ – Design